ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2021
Просмотров: 263
Скачиваний: 1
тема № 1 «Общее понятие кризисов в социально-экономическом развитии общества и антикризисное управление на микроуровне экономики»
Кандидат наук, доцент
Ляшенко Г.И.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 1 (вводная)
«Общее понятие кризисов в социально-экономическом развитии общества»
Конспект рассмотрен на заседании кафедры АКУ МБИ
Протокол № ____ от «___» ________________ 201___ г.
Санкт-Петербург
2012
Цель: ознакомить студентов с целями, задачами, содержанием и порядком изучения курса учебной дисциплины «Теория антикризисного управления предприятием», ее роли и месте в общей структуре подготовки специалистов антикризисного управления, помочь студентам усвоить понятие кризиса в социально-экономическом развитии государств, классификацию (типологию) кризисов и признаки кризиса.
Время: 2 часа;
Дата: «____» __________ 201___ г.
Основные вопросы:
Введение. Дисциплина «Основы теории антикризисного управления»: роль, место в общей подготовке специалистов АКУ, содержание, порядок изучения.
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Типология кризисов. Признаки кризиса
2. Причины, сущность и закономерности экономических кризисов.
При разработке текста лекции были использованы
материалы из следующих источников:
1. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России. Учебное пособие./ под ред. И.К.Ларионова. –М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 248 с.
2. Антикризисное управление: учебник/под ред. Э.М.Короткова. –М.: ИНФРА, 2002 . - 432 с.
3. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие. –Ростовн/Д: издательский центр «МарТ», 2002. –176 с.
4. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие/ Отв. ред. Г.А.Александров. –М.: Издательство БЕК, 2002. –544 с.
5. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –223 с.
Введение. Дисциплина «Основы теории антикризисного управления»: роль, место в общей подготовке специалистов АКУ, содержание, порядок изучения.
Термин «антикризисное управление» в современной российской экономической теории и практике возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?
К.Маркс доказал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов. Отсюда следует, что общественно-экономическая формация, устранившая частную собственность, исключает и саму возможность кризиса. И в еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления предприятиями не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятии и в советский период была убыточной, в промышленности, примерно, 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Наличие таких убыточных предприятий вызывалось тем, что государство сознательно устанавливало более низкие цены на продукцию части предприятий (как правило, социально-значимых), в связи с чем возникал такой феномен (в понятиях рыночной экономики), как планово-убыточные предприятия. Что касается других убыточных предприятий, помимо плановой убыточности из-за сознательного занижения цен, то в таком случае убыточность была, как правило, следствием бесхозяйственности и к предприятию использовались, как правило, административные меры воздействия - от смены руководства до реорганизации, в том числе в виде присоединения к другому предприятию или объединению. В особо тяжких случаях к руководству и применялись и уголовные меры. Задолженность колхозов Госбанку реструктуризировалась или периодически списывалась. Многие убыточные колхозы преобразовывались в совхозы, а убытки при этом покрывались за счет дотаций из бюджета. Все это также можно отнести к антикризисному управлению, осуществляемому в условиях планово-распределительного хозяйства, хотя сам термин "антикризисное управление" тогда не применялся.
В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России начиная с 1992 проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
Во-первых, в условиях рыночно-капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики.
Во-вторых, по мере продвижения страны по пути т.н. "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и вплоть до 2001 г. продолжал расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (по сути - банкротов) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для покрытия своих денежных обязательств. Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики.
Объективно, кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.
На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис - всегда следствие природных явлений, а другая, - что кризис - порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.
Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития. Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который в свою очередь определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития. Вот почему в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс, посвященный антикризисному управлению.
В существующих учебниках и учебных пособиях по антикризисному управлению реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления. Или оно рассматривается как проблема исключительна макроэкономического масштаба и совершенно упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки; или рассматриваются только экономические аспекты кризиса и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, организационные, управленческие, природные и др.
В 1993-1999 гг. в нашей стране появились и издания по антикризисному управлению, которые в основном излагали западные теорию и опыт антикризисного управления. Российские авторы, в основном, в этот период только комментировали закон о несостоятельности (банкротстве) и другие нормативные акты в области антикризисного управления, которые в своей основе также копировали западную систему антикризисного управления.
В настоящее время уже накоплен определенный свой опыт антикризисного управления, положение с изданием печатных трудов с обобщением этого опыты несколько улучшилось, но в законотворчестве по-прежнему преобладает ориентация на западные образцы1.
Безусловно, изучение зарубежного опыта антикризисного управления во многом полезно. Многие элементы этого опыта могут быть использованы и в условиях российской экономики, однако, как показала 15-летняя практика постперестроечной России, далеко не все.
В России же есть своя специфика, которую, безусловно, необходимо учитывать2. Если начать в настоящее время проводить процедуру банкротства по западным стандартам, то придется объявить банкротами более двух третей российских предприятий. Это приведет не только к очередному тотальному переделу собственности, причем в пользу иностранцев, так как у подавляющего россиян по-прежнему нет достаточного количества денег для скупки обанкроченных предприятий даже по бросовым ценам, а вывезенные состоятельными россиянами за рубеж капиталы по-прежнему работают на западную экономику, а не на Россию. К тому же разовое банкротство подавляющего большинства предприятий вызвало бы в стране экономический хаос, чреватый разложением государства. Кроме всего прочего, «пропускная способность» арбитражных судов во много раз меньше того количества дел о банкротстве, которое возникло бы, если начать следовать требованиям рыночных реформаторов о возбуждении дел о банкротстве в отношении всех неплатежеспособных предприятий.
Именно учет специфики современной России в антикризисном управлении и составляет отличительную черту курса дисциплины «Основы теории антикризисного управления», читаемого в Международном банковском институте для слушателей курсов переподготовки и получения второго высшего образования. В данном курсе, рассчитанном на 16 часов учебного времени, будет рассмотрено антикризисное управление во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и его различные формы, содержание, причины и последствия.
Цель изучения учебной дисциплины - дать слушателям понятие основ теории антикризисного управления предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, помочь им овладеть основным инструментарием антикризисного управления и его применением в современных условиях России, помочь формированию системного представления о путях, методах и процедурах, законодательной и нормативной базе антикризисного управления, месте и роли антикризисного управления в восстановлении экономики России.
Данная дисциплина является важнейшей, системообразующей частью подготовки специалистов антикризисного управления. Она дает углубленные знания по основам теории антикризисного управления и базируется на знаниях, полученных студентами ранее при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Менеджмент», «Экономико-математические методы», «Экономика организаций (предприятий)» и др. В свою очередь, дисциплина «Теория антикризисного управления предприятием» служит основой для последующего овладения студентами знаний по дисциплинам «Теория и практика оценочной деятельности», «Информационные технологии в антикризисном управлении», «Финансовый менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Теория и практика финансового оздоровления предприятия», «Теоретические основы реструктуризации» и др.
Основные виды учебных занятий - лекции.
При чтении лекций (16 час.) преподаватели кафедры раскроют наиболее сложные проблемы курса, помогут систематизации получаемых знаний в соответствии с учебной программой. Курс лекций при изучении дисциплины построен по логической схеме углубления знаний, а также их дополнения, конкретизации и детализации по отдельным характеристикам, имеющим решающее значение в понимании всех процессов возникновения и разрешения кризисов.
Изучение рекомендованной литературы студенты будут осуществлять в ходе самостоятельной работы.
В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:
Знать:
-
Причины возникновения несостоятельности (банкротства) предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности в условиях современной России,
-
Цели, задачи, пути, методы и процедуры антикризисного управления предприятиями, возможности их применения для финансового оздоровления учреждений, организаций различных форм собственности;
-
Законодательную и нормативную основу антикризисного управления;
-
Место банкротства в общей структуре антикризисного управления, структуру, цели и задачи, решаемые антикризисным управляющим при реализации различных процедур банкротства;
-
Основы кадровой работы при реализации антикризисного управления.
Уметь:
-
применять на практике результаты оценки, анализа и прогнозов, мониторинга экономического и финансового состояния предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности;
-
рационально управлять финансово-экономической деятельностью, организационным и социальным развитием предприятия, повышать их конкурентоспособность;
-
разрабатывать мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия;
-
применять все специальные процедуры антикризисного управления в соответствии с существующим законодательством;
-
практически решать вопросы организационно-кадрового обеспечения антикризисного управления;
-
оценивать эффективность мероприятий антикризисного управления предприятием.
Быть ознакомлены:
-
с современной практикой реализации антикризисного управления на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности в России;
-
с практикой рассмотрения вопросов финансово-хозяйственной деятельности (экономических споров) и дел о несостоятельности (банкротстве) должников в арбитражных судах России.
-
с международным опытом реализации антикризисного управления при финансовом оздоровлении предприятий;
-
с состоянием и перспективными планами развития законодательной и нормативной базы антикризисного управления в России.
Контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета по завершении изучения учебной дисциплины.
ВОПРОС 1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии.