Файл: Реформация в Европе основные этапы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реформация в Европе: основные этапы.

Реформация в Европе — это то, в процессе чего сформировался протестантизм. Это была Реформация XVI в. и тесно примыкающая к ней эпоха религиозных войн, завершившаяся в середине XVII в. Реформация представляла собой религиозно-общественное движение, направленное против католической церкви, приведшее не только к рождению протестантизма, но и к существенным политическим, культурным, социальным сдвигам в развитии европейской цивилизации.
Началом Реформации считается 31 октября 1517 г., когда монах-августинец Мартин Лютер обнародовал в германском городе Виттенберге 95 тезисов, обличавших практику продажи индульгенций. Основной идеей Лютера была необходимость внутреннего чистосердечного раскаяния грешника. Всякий христианин, искренне раскаивающийся в своих грехах, имеет прощение и без папских грамот. Идеи: sola fide, sola scriptura. 1520 г. - булла об отлучении Лютера от католической церкви. С 1521 по 1522 гг. он был вынужден скрываться, находясь в Вартбургском замке, но Реформация при этом стала развиваться очень быстрыми темпами. В ней появилось радикально-плебейское крыло во главе с Томасом Мюнцером. Но он интерпретировал мысль Лютера о возможности для каждого мирянина непосредственно обращаться к Писанию в том смысле, что существующий в мире порядок греховен и должен быть ниспровергнут, а имущество обобществлено.
Лютер резко осудил Мюнцера, восставших крестьян и анабаптистов (они тогда тоже были среди восставших) и укрепился в мысли о том, что ввести Реформацию в нужные рамки сможет только светская власть. Многие князья приступили к реформированию церкви в своих владениях, руководствуясь идеями Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона. Итак, вводилось богослужение на национальном языке, заменившее католическую мессу, из храмов активно удалялись изображения, священники стали вступать в брак, распускались монашеские ордена и закрывались монастыри. 1530 г. - выработано «Аугсбургское исповедание веры», положившее начало лютеранской догматике и провозглашавшее святость лишь двух таинств, непосредственно установленных Христом, — крещения и причащения.
В успехе реформации сыграло роль то, что Карл V (император Священной Римской империи) занимался другими делами, кроме того конфликтовал с Папой. Но не все немецкие князья сделали выбор в пользу Реформации, она одержала победу все же не во всей Германии. Многие князья сохранили приверженность католицизму, а его главной опорой оставался император. 1529 г. - имперский сейм в Шпейре. Когда на этом сейме императору удалось добиться принятия мер по реставрации католицизма, князья и имперские города — сторонники Лютера зачитали «Протестацию», подчеркнув, что в делах веры они по совести могут повиноваться только Богу. С этого момента за всем поборниками Реформации закрепилось наименование «протестанты». После сейма — серия религиозных столкновений и войн, завершившихся Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), провозгласившим принцип «чья власть, того и вера». Согласно этому принципу имперские князья получили право свободного выбора католического или реформированного (лютеранского) вероисповедания, а их подданные должны были следовать за монархом. Это означало как официальное признание существования реформированного христианства в Германии, так и закрепление разделения немцев на католиков и протестантов, сохраняющееся до сегодняшнего дня.

В 1520-е гг. лютеранство активно распространяется в Скандинавских странах. В Швеции с реформаторскими проповедями выступили О. и Л. Петри, а в Дании — Х. Таусен, слушавшие Лютера в Виттенберге. Но только после поддержки идей Реформации королевской властью здесь сформировались государственные лютеранские церкви. Из ДанииРеформация распространилась на подконтрольные ей Норвегию и Исландию, а из Швеции — на Финляндию.

По самостоятельному пути развивалась Реформация в Швейцарии, где она началась почти в одно время с Германией. Вначале она охватила немецкоязычные районы (кантоны). Во главе движения стоял Ульрих Цвингли. После того как он на диспутах в Цюрихе одержал победу над католическими богословами, Городской совет высказался за проведение Реформации.
После гибели Цвингли в войне с католическими кантонами (1531 г.) центр Реформации в Швейцарии сместился в ее франкоязычную часть. Здесь главной фигурой оказался француз Жан Кальвин. Кальвинизм изначально становился политически более активным, чем лютеранство. В 1550-60-е гг. кальвинизм широко распространился в Нидерландах, Шотландии, несколько раньше — во Франции. Здесь борьба католицизма и протестантизма протекала особенно остро, но в итоге Реформация потерпела неудачу, так как отсутствовала одна из ее важнейших предпосылок — поддержка со стороны королевской власти.
Однако, если в других европейских странах Реформация обычно начиналась «снизу», проявляясь в форме активности одного или нескольких проповедников, а затем поддерживалсь или не поддерживалась гос. властью, что и определяло конечный результат, то в Англии первоначальный импульс последовал «сверху». Король Генрих VIII первоначально осуждал Реформацию, но когда папа Климент VII не дал ему согласия на расторжение его брака, король принял ряд актов, разрывавших связи английской церкви с Римом. Король стал «главой церкви в той мере, в какой это позволено Христом». Однако в области догматики и культа английская церковь оставалась еще фактически католицизмом без папы. Только в 1540-50-е гг. при Эдуарде VI были приняты основы вероучения и молитвенник, отмеченные влиянием лютеранства и кальвинизма.
Итак, Реформация ясно обозначила разделение Европы на два лагеря — католический и протестантский, привела к оформлению трех исторических направлений протестантизма — лютеранства, кальвинизма (с ним слилось цвинглианство) и англиканства.



Протестантизм: общая характеристика.

Протестантизм представляет собой третье, наряду с православием и католицизмом, крупное течение в христианстве, насчитывающее в настоящий момент более 500 миллионов приверженцев и получившее распространение на всех континентах, но прежде всего в Северной Европе (Великобритания, Скандинавские страны, Германия) и в Северной Америке. Особенностью протестантизма является его многоликость, наличие большого числа различных церквей и направлений при отсутствии полного догматического и догматически-организационного единства между ними.
Протестантизм сформировался в процессе европейской Реформации XVI в. и тесно примыкающей к ней эпохе религиозных войн, завершившейся в середине XVII в. Реформация представляла собой религиозно-общественное движение, направленное против католической церкви, приведшее не только к рождению протестантизма, но и к существенным политическим, культурным, социальным сдвигам в развитии европейской цивилизации.
Все протестантские конфессии разделяют основные христианские догматы: о бытии Бога, Троице, существовании рая и ада (при отрицании чистилища). К числу принципов, общих уже только для протестантов можно отнести оправдание верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, категорическое отрицание папской власти, отсутствие целибата. Для выявления специфики протестантских направлений их можно разделить на три большие группы. К первой относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство. Общей чертой, сближающей их, является сохранение существенных черт церковной организации и элементов католической богослужебной традиции. Вторую группу составляют баптизм, адвентизм, методизм и некоторые другие конфессии. Для этих течений характерна предельно простая богослужебная практика, практически полное отсутствие следов католического культа, демократизм церковной организации. Наконец, третью группу составляют свидетели Иеговы и мормоны. Развитие данных конфессий фактически выводит их за пределы протестантизма.
Историческое многообразие протестантизма приводит к тому, что с течением времени и по мере развития секуляризации основное разделение происходит не между отдельными протестантскими конфессиями и даже не между протестантами и католиками, а между либералами и консерваторами в рамках различных протестантских церквей. Первые считают необходимым проведение весьма решительной модернизации культа (использование современной музыки и танцев, активное участие мирян в богослужении, проведение специальных служб для неверующих и т. д.) и пересмотр устоявшихся традиций (рукоположение женщин, благословение однополых браков). Вторые полагают это в той или иной степени невозможным. Исход борьбы не ясен, но уже сейчас многие протестантские церкви гораздо дальше продвинулись по пути мдернизации по сравнению с католической и особенно православной церквами.


Основные направления протестантизма: вероучение, культовая практика.

Все протестантские конфессии разделяют основные христианские догматы: о бытии Бога, Троице, существовании рая и ада (при отрицании чистилища). К числу принципов, общих уже только для протестантов можно отнести оправдание верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, категорическое отрицание папской власти, отсутствие целибата. Для выявления специфики протестантских направлений их можно разделить на три большие группы. К первой относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство. Общей чертой, сближающей их, является сохранение существенных черт церковной организации и элементов католической богослужебной традиции. Вторую группу составляют баптизм, адвентизм, методизм и некоторые другие конфессии. Для этих течений характерна предельно простая богослужебная практика, практически полное отсутствие следов католического культа, демократизм церковной организации. Наконец, третью группу составляют свидетели Иеговы и мормоны. Развитие данных конфессий фактически выводит их за пределы протестантизма.
Лютеранство. Вероучительные книги: «Аугсбургское исповедание», «Апология Аугсбургского исповедания», составленные Лютером катехизисы, «Шмалькальденские артикулы» и «Формула согласия». Лютеранство признает авторитет Никео-Константинопольского, Афанасьевского и Апостольского Символов веры.

Признаются два таинства — крещение и причащение. Способ крещения значения не имеет. Сохраняется крещение детей. В возрасте 12-16 лет молодые люди проходят конфирмацию, в ходе которой они должны подтвердить знание основ лютеранского вероучения. Прошедшие конфирмацию допускаются к первому причастию. Оно — под двумя видами. Пресуществления нет. Плоть и кровь Христа люди получают вместе с хлебом и вином (соприсутствие четырех элементов).

Богослужение совершается в храмах, украшенных несколькими картинами на библейские темы, иногда — скульптурными изображениями, которые ни в коем случае не являются объектами поклонения. Центральное место в богослужении отводится проповеди. В лютеранстве отсутствует церковная иерархия, пасторы и церковный совет избираются.
Кальвинизм. Символы веры не имеют обязательного характер, подчеркивается исключительность Библии. Среди англоязычных кальвинистов большим авторитетом пользуется «Вестминстерское исповедание веры». Основные вероучительные положения кальвинизма сходны с лютеранскими, но разрыв с католической традицией осуществлен здесь более жестко. Это проявляется в ином смысле причащения (хлеб и вино — символы Христа), а также в решительном очищении храмов от любых изображений. Догмат об изначальнм предопределении, который часто рассматривается в качестве важнейшей вероучительной особенности кальвинизма, в настоящее время большинством церквей значительно смягчен и спасение трактуется как вознаграждение за сознательные усилия.

Англиканство. Вероучение Церкви Англии изложено в «39 статьях» (Елизавета I), которые не имеют статуса Символа веры, а рассматриваются в качестве изложения особой вероучительной позиции данной церкви как по отношению к другим протестантским церквам, так и к католицизму. Обозначены функции церковной организации, имеющей право устанавливать обряды и богослужения, обладающей авторитетом в вопросах веры, но ограниченным Писанием. Сохранение епископального устройства и четкой иерархии является одной из наиболее характерных отличительных черт англиканской церкви. Официальная богослужебная книга Церкви Англии - «Книга общих молитв».

В англиканстве сохраняются два таинства — крещение и причащение. Наличие в «39 статьях» формулировки о присутствии Христа в евхаристии «небесным духовным образом» открывает возможность как для символического толкования («низкая» церковь), так и для понимания, близкого к католическому учению о пресуществлении («высокая» церковь).

Методизм. Движение методистов возникло в рамках Церкви Англии в начале XVII в. Его возглавили братья Уэсли, образовавшие группу единомышленников с целью дальнейшей Реформации англиканства. В 1795 г. методизм отделился от англиканства и оформился в две самостоятельной церкви.

Вероучению и формальностям культа методисты не придают особого значения. Из англиканских «39 статей» они оставили 25. «25 статей» признаны основным вероисповедным документом методизма. Ими не признается кальвинистское учение об изначальном предопределении. Благодать доступна каждому человеку, равно как и достижение уверенности в личном спасении уже при жизни. Для полного оправдания перед Богом одной веры недостаточно, она должна быть дополнена добрыми делами. Отсюда этика методизма: активное участие в гражданской и социальной жизни.
Баптизм. Единого вероисповедного документа в баптизме не существует. Признаются баптистское Исповедание 1689 г., принятое в Лондоне, и измененные версии Вестминстерского исповедания.

Крещение в баптизме рассматривается как знак решительного отказа от греха, духовного перерождения. Оно совершается в сознательном возрасте (не ранее 16 лет обычно) после усвоения вероучения баптизма. Отвергают крещение младенцев (т. к. нет сознательного принятия Христа). Причащение — еще один символический обряд, служащий напоминанием о страданиях Христа.