Файл: Задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра предназначена для детей, знакомых с буквами. Из отдельных букв нужно составить «рассыпавшееся» слово.
Игра «Четвертый лишний» Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
Игра «Начало, середина, конец» Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
Игра «Найди все предметы, начинающиеся на звук …» Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
Игра «Рассели по домикам» Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
Игра «Общий звук» Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
Игра «Подскажи Петрушке звук» Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
Игра «Незнайкины загадки» Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
Игра «Морской бой» В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
Игра «Заколдованное слово» Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
Игра «Привяжи шары»Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
Игра «Жук» Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
Задание 5. Оформите подборку игр для закрепления у детей умения анализировать и синтезировать звуко-слоговой материал (рабочая подборка упражнений (картотека)).
1. «Спой начало».
Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.
2. «Назови конец».
Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.
3. «Перечисли звуки».
Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».
4. «Соедини вместе».
Синтез обратных слогов: О, П — ОП.
5. «Назови начало».
Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.
6. «Скажи быстро».
Синтез прямого слога: С, А — СА.
7. «Назови звуки».
Анализ прямого слога: СА — С, А.
8. «Что поём?»
Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.
9. «Назови по порядку».
Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.
10. «Чем похожи слова?»
Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.
11. «Синий — красный».
Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.
12. «Найди красный домик».
Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.
13. «Найди синий домик».
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом — Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.
14. «Напишем правильно».
Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обозначает звук С, красная — О, ещё синяя — К, все фишки ставятся под картинкой, затем слово прочитывается.
15. «Чего не стало?»
После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убежал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.
16. «Где домик?»
Определение позиции изучаемого звука в слове.
Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.
17. «Наведи порядок».
Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел — Л в начале, в середине, в конце слова.
18. «Поющий конец».
Выделение гласного в конце слова: водааа — А.
19. «Сколько раз поём?»
Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.
20. «Раз пою — слог говорю».
Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.
21. «Послушай и посчитай».
Произносятся слова из одного-двух слогов, а дети их считают.
22. «Назови и раздели».
Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:
а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;
б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;
в) загибают пальчики на руке;
г) откладывают на каждый слог палочки.
23. «Назови слоги по порядку».
Обучающий показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.
24. «Отстучи правильно».
Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.
25. «Слушай внимательно».
Ребёнок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.
26. «Что можно петь?»
Обучающий называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки: суп — У, руки — У, И.
27. «Что нельзя петь?»
Ребёнок называет согласные: кот — К, Т.
28. «Покажи фишку».
Детям раздают цветные фишки: большие прямоугольники — слова, маленькие — слоги. Обучающий произносит: СА, сад, ЛО, ложка и др. Дети в ответ показывают соответствующую фишку.
29. «Придумай правильно».
Обучающий показывает фишки слова или слога, дети отвечают соответственно, придумывая слова и слоги с любым звуком или с заданным.
30. «Телеграф».
Дети добавляют по одному слогу, передавая по «телеграфу»: че-ре-па-ха, пятый называет снова первый слог.
31. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Даётся первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА — рама, радость, работа...
32. «Найди и закончи».
Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребёнок заканчивает.
Например: ЗА-бор, СА-ни, ЛУ-на. Лапа, луна, забор, сани, зубы.
33. «Добавь начало».
Обучающий произносит последний слог названия одной из предложенных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют начало слова или всё слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно, КА — рука.
34. «Выбери картинку по схеме».
Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с разным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу — лишь одна схема слогов — три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.
35. «Слог — звук». Цель: отдифференцировать фишки: слоги — прямоугольники, звуки — квадратики.
У детей на руках по две фишки. В ответ на услышанное: БА, Т, К, СО... дети должны показать соответствующую фишку — прямоугольник или квадратик.
36. «Слог — слово — звук».
У детей по три фишки, они выбирают одну из них.
37. «Пирамида».
Дети расставляют картинки на полочках сверху вниз, строя пирамиду:
а) с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;
б) с увеличением количества звуков (не более пяти и без стечения согласных).
38. «Подбери картинку к схеме».
Раздают карточки-схемы с разным количеством слогов-прямоугольников. Ребёнок подбирает соответствующую картинку из предложенных.
39. «Придумай сам»:
а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;
б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.
40. «Дрожит — не дрожит».
Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребята прикладывают руку тыльной стороной к гортани и произносят отдельные звуки: С, 3, К, Т, Д... Делается вывод: «Когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос; если не дрожит, то шипение».
41. «Что произносим с голосом?» (Ребят заранее предупреждают, что речь не идёт о гласных звуках, которые можно петь.)
Называют слова, а ребёнок — звонкие звуки: рот— Р, нос— Н.
42. «Что произносим без голоса?»
В названных словах дети выбирают глухие согласные: суп — С, П; вот — Т. произносит слова, где «соседи» в начале слова, а дети называют согласные: стол — СТ, крот — КР.
52. «Где „соседи"?»
Картинки, в названии которых есть стечение согласных в начале слова, ребёнок ставит в начало ряда; если же в конце слова — в конец ряда.
Например: стул, трава, двор (СТ, ТР, ДВ); зонт, лист, торт (НТ, СТ, РТ).
53. «Добавим звуки».
- Что получится, если к началу слова рот добавим К?
- Получится крот.
- Чем различаются слова рот - крот по смыслу?
- Рот — часть тела, крот — животное.
- Чем различаются слова по звуковому составу?
- В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три.
Другие слова: мех — смех, раны — краны, кот — скот, рак — брак; шар — шарф, вол — волк, спор — спорт...
54. «Буква потерялась».
Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат... Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей».
55. «Поздоровайся с „соседями"».
Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей».
Примеры выполнения задания: грач — две синие фишки (Г, Р); клюв — синяя и зелёная (К, Ль), хлеб — синяя и зелёная (Х, Ль), танк — две синие (Н, К) и др.
56. «Определи слово».
Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.
Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).
57. «Напиши сам».
Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы.
58. «Раздели „соседей"».
Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка...
59. «Что останется?»
Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? Примеры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...
60. «Три плюс два».
Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает.
61. «Где „соседи"?»
Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок.
62. «Поможем „соседям" навести порядок».
Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом.
63. «Угадай слово».
Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме — от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более картинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.
Игра «Четвертый лишний» Взрослый называет четыре слова, три из которых начинаются на один и тот же звук, а четвертый – на другой. Ребенок определяет первые звуки в словах и говорит, какое слово лишнее. Аналогично четвертый лишний определяется по последнему звуку – тогда названия трех предметов должны заканчиваться на один и тот же определенный звук.
Игра «Начало, середина, конец» Взрослый произносит слова с определенным звуком, а ребенок в зависимости от положения звука в слове говорит: «начало» (если заданный звук в начале слова), «середина» (если заданный звук в середине слова), «конец» (если заданный звук в конце слова).
Игра «Найди все предметы, начинающиеся на звук …» Взрослый предлагает ребенку назвать все окружающие предметы, названия которых начинаются на определенный звук (например на К).
Игра «Рассели по домикам» Игрушки или картинки нужно расселить по трем домикам. В первый дом селим те игрушки, в названии которых заданный звук стоит в начале, во второй – те игрушки, в названии которых заданный звук в середине, в третий – в конце.
Игра «Общий звук» Нужно догадаться какой звук есть во всех данных словах. Например: ваза, зуб, стрекоза, медуза, заяц - общий звук [з].
Игра «Подскажи Петрушке звук» Петрушка называет предметы (картинки), но не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
Игра «Незнайкины загадки» Незнайка прислал письмо: «Посылаю листок со словами. Угадайте, какие слова я задумал». В письме – слова с пропущенными буквами. Нужно догадаться какие буквы пропустил Незнайка и какие слова он загадал.
Игра «Морской бой» В каждой клеточке игрового поля записывается по одному слогу. Взрослый называет координаты, ребенок записывает слоги, а затем читает получившиеся слова.
Игра «Заколдованное слово» Злой волшебник заколдовал слова так, что остались только первые и последние буквы. Расколдуйте их. В качестве подсказки можно предложить предметные картинки.
Игра «Привяжи шары»Для игры нужно изображение шариков с рисунками. Ребенок определяет твердость/ мягкость заданного звука в названиях картинок. Если звук в слове твердый – нужно нарисовать к шарику ниточку синего цвета, если мягкий – зеленого.
Игра «Жук» Жук заболел и все пятнышки с его крылышек исчезли. Вспомните слова со звуком [ж], и тогда на его спинке снова появятся точки.
Задание 5. Оформите подборку игр для закрепления у детей умения анализировать и синтезировать звуко-слоговой материал (рабочая подборка упражнений (картотека)).
1. «Спой начало».
Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.
2. «Назови конец».
Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.
3. «Перечисли звуки».
Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ — А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».
4. «Соедини вместе».
Синтез обратных слогов: О, П — ОП.
5. «Назови начало».
Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.
6. «Скажи быстро».
Синтез прямого слога: С, А — СА.
7. «Назови звуки».
Анализ прямого слога: СА — С, А.
8. «Что поём?»
Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.
9. «Назови по порядку».
Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.
10. «Чем похожи слова?»
Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.
11. «Синий — красный».
Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.
12. «Найди красный домик».
Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.
13. «Найди синий домик».
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом — Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.
14. «Напишем правильно».
Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обозначает звук С, красная — О, ещё синяя — К, все фишки ставятся под картинкой, затем слово прочитывается.
15. «Чего не стало?»
После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убежал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.
16. «Где домик?»
Определение позиции изучаемого звука в слове.
Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.
17. «Наведи порядок».
Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел — Л в начале, в середине, в конце слова.
18. «Поющий конец».
Выделение гласного в конце слова: водааа — А.
19. «Сколько раз поём?»
Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.
20. «Раз пою — слог говорю».
Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.
21. «Послушай и посчитай».
Произносятся слова из одного-двух слогов, а дети их считают.
22. «Назови и раздели».
Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:
а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;
б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;
в) загибают пальчики на руке;
г) откладывают на каждый слог палочки.
23. «Назови слоги по порядку».
Обучающий показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.
24. «Отстучи правильно».
Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.
25. «Слушай внимательно».
Ребёнок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.
26. «Что можно петь?»
Обучающий называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки: суп — У, руки — У, И.
27. «Что нельзя петь?»
Ребёнок называет согласные: кот — К, Т.
28. «Покажи фишку».
Детям раздают цветные фишки: большие прямоугольники — слова, маленькие — слоги. Обучающий произносит: СА, сад, ЛО, ложка и др. Дети в ответ показывают соответствующую фишку.
29. «Придумай правильно».
Обучающий показывает фишки слова или слога, дети отвечают соответственно, придумывая слова и слоги с любым звуком или с заданным.
30. «Телеграф».
Дети добавляют по одному слогу, передавая по «телеграфу»: че-ре-па-ха, пятый называет снова первый слог.
31. «Кто придумает конец, тот и будет молодец».
Даётся первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА — рама, радость, работа...
32. «Найди и закончи».
Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребёнок заканчивает.
Например: ЗА-бор, СА-ни, ЛУ-на. Лапа, луна, забор, сани, зубы.
33. «Добавь начало».
Обучающий произносит последний слог названия одной из предложенных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют начало слова или всё слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно, КА — рука.
34. «Выбери картинку по схеме».
Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с разным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу — лишь одна схема слогов — три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.
35. «Слог — звук». Цель: отдифференцировать фишки: слоги — прямоугольники, звуки — квадратики.
У детей на руках по две фишки. В ответ на услышанное: БА, Т, К, СО... дети должны показать соответствующую фишку — прямоугольник или квадратик.
36. «Слог — слово — звук».
У детей по три фишки, они выбирают одну из них.
37. «Пирамида».
Дети расставляют картинки на полочках сверху вниз, строя пирамиду:
а) с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;
б) с увеличением количества звуков (не более пяти и без стечения согласных).
38. «Подбери картинку к схеме».
Раздают карточки-схемы с разным количеством слогов-прямоугольников. Ребёнок подбирает соответствующую картинку из предложенных.
39. «Придумай сам»:
а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;
б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.
40. «Дрожит — не дрожит».
Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребята прикладывают руку тыльной стороной к гортани и произносят отдельные звуки: С, 3, К, Т, Д... Делается вывод: «Когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос; если не дрожит, то шипение».
41. «Что произносим с голосом?» (Ребят заранее предупреждают, что речь не идёт о гласных звуках, которые можно петь.)
Называют слова, а ребёнок — звонкие звуки: рот— Р, нос— Н.
42. «Что произносим без голоса?»
В названных словах дети выбирают глухие согласные: суп — С, П; вот — Т. произносит слова, где «соседи» в начале слова, а дети называют согласные: стол — СТ, крот — КР.
52. «Где „соседи"?»
Картинки, в названии которых есть стечение согласных в начале слова, ребёнок ставит в начало ряда; если же в конце слова — в конец ряда.
Например: стул, трава, двор (СТ, ТР, ДВ); зонт, лист, торт (НТ, СТ, РТ).
53. «Добавим звуки».
- Что получится, если к началу слова рот добавим К?
- Получится крот.
- Чем различаются слова рот - крот по смыслу?
- Рот — часть тела, крот — животное.
- Чем различаются слова по звуковому составу?
- В слове крот есть «соседи» — КР, в нём четыре звука, а в слове рот — три.
Другие слова: мех — смех, раны — краны, кот — скот, рак — брак; шар — шарф, вол — волк, спор — спорт...
54. «Буква потерялась».
Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр, «бат» — брат... Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей».
55. «Поздоровайся с „соседями"».
Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей».
Примеры выполнения задания: грач — две синие фишки (Г, Р); клюв — синяя и зелёная (К, Ль), хлеб — синяя и зелёная (Х, Ль), танк — две синие (Н, К) и др.
56. «Определи слово».
Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу — схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.
Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).
57. «Напиши сам».
Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы.
58. «Раздели „соседей"».
Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка...
59. «Что останется?»
Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? Примеры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...
60. «Три плюс два».
Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука — слог, другой договаривает.
61. «Где „соседи"?»
Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок.
62. «Поможем „соседям" навести порядок».
Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом.
63. «Угадай слово».
Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме — от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более картинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.