Файл: Задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64. «Самое длинное слово».
Среди пяти-шести картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.
65. «Самое короткое слово».
Среди тех же картинок надо найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.
66. «Слово рассыпалось».
Произносятся три звука, например: К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.
67. «Что получится?»
Что получится, если в слове сок С заменить на Б, затем на Т; О на А; Т на Р и т. д.: сок — бок — ток — так — рак — лак — лук — сук — тук.
68. «Что заменим?» Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук?
Слова для работы по данному заданию:
Сеня — Соня — Топя — Толя — Коля — Поля — воля;
игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость;
лук — жук — сук — сок — кок — кот — тот — пот — пол, кол — вол;
кабина — калина — малина — Марина;
кошка — мошка — мышка — мишка — миска — маска — марка;
сам — сом — сор — сок — сук — суд — сад — рад — род — кот — кит;
сыч — сыр — сор — сон — сом — сок — сук — суп — суд — сад — сам;
соль — роль — моль — ноль — боль — быль — бык — бок — бак — рак;
пол — вол — кол — кон — кот — рот — бот — быт — бит — бис — бас.
69. «Меняем на одном месте».
Звук заменяется только в одной из заданных позиций:
бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук;
гора — кора — пора — нора, гол — кол — пол — мол — дол;
дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень;
мал — мол — мул — мел — мил — мыл — мял — мёл;
Маша — каша — Саша — Даша — Паша — наша — ваша;
майка — гайка — сайка — зайка — лайка — шайка — байка;
лей — пей — бей — сей — чей — вей;
печки — пачки — почки — пучки; роль — соль — моль — толь — боль;
порт — сорт — торт — форт — корт, лепка — репка — щепка.
70. «Найди ошибку».
Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)
Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра)
На волке сметана, творог, молоко, (полке)
И рад бы поесть, да достать нелегко.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)
Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)
На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)
Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.
Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук)
У вратаря большой улов — влетели в сетку пять волов. (голов)
Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки)
Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл)
Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла)
Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета)
Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку)
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)
На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)
Сели в ложку и — айда! По реке туда-сюда. (лодку)
На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)
Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)
Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)
Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками)
Синеет море перед нами, летают майки над волнами. (чайки)
71. «Поменяем начало и конец».
Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки — К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: кот— ток. Нос— сон, лес— сел, бук — куб, мол — лом, тик — кит, сор — рос, дар—рад, топ — пот, вес — сев, гул — луг.
72. «Закончи предложение».
В конце предложения ставится... точка. С буквой Д растёт у мамы... дочка. Б в начале слова, будет... бочка. С буквой К я на болоте... кочка. О на А заменим, будет... качка. Поставим Т в начале — слово... тачка. После Т поставим У и получим... тучку. Маленькую тучку я возьму за... ручку.
73. «Что же это?»
Коль меня напишешь через букву О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Если поменяешь О на букву И,
Угощу тебя я в праздничные дни. (Порог— пирог.)
74. «Где спрятался слог?»
Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, пороги, норка, горох, сорока, корова, руки, коробка, дорога.
Отобрать картинки со слогом ТА: стакан, капуста, тарелка, вата, каток, таракан, бутылка, боты, тапочки, тачка, ватрушка, катушка, боты, тара.
75. «Найди слово в слове».
Укол — кол, экраны — краны — раны; дудочки — удочки — дочки — очки; дубок — дуб; драма — рама; кров — ров; крапива — ива; клён — лён; муха — уха; плуг — луг; спорт — порт; плов — лов; смех — мех; тумбочка — бочка; удача — дача; уход — ход; шарф — шар; шутка — утка.
76. «Отними слог».
Фасоль — соль, камыш — мышь, майка — май, чайка — чай, часто — час, радуга — дуга, каток — ток, выход — ход, вызов — зов, рытвина — вина, юноша — ноша, ищи — щи, кусты — ты, обвал — вал.
77. «Добавь звук».
Лев — хлев, луг — плуг, лень — олень, мех — смех, оса — коса, ухо — сухо, ура — Шура, стол — столб, пар — парк, пол — полк, пена — пенал, метр — метро, мыл — мыло, ужи — лужи, банк — банка, буква — букварь, спор — спорт.
78. «Добавь слог».
Дуга — радуга. Под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.
79. «Кто больше добавит?»
Сок — кусок, носок, песок, часок, висок, лесок, брусок, басок.
Точки — уточки, ниточки, веточки, косточки, листочки, ласточки, кисточки, деточки, меточки, ленточки, моточки, сеточки, шуточки, чёрточки, корточки.
Утки — дудки, будки, сутки, шутки, незабудки.
80. «Назови последнее слово».
На деревьях весной распустились... почки. Мы напишем ТА в начале и получим... тапочки. Слогом ША заменим ТА, прочитаем... шапочки. Л А поставили в начале — появились... лапочки.
81. «Волшебная цепочка».
Конечный звук первого слова становится началом второго: кот — туфли— иголка— апельсин...
82. «Начни со слога».
Последний слог становится первым в следующем слове: насос— соска — каша — шары — рыба — бабушка...
83. «Переставь слоги».
Насос — сосна, кабан — байка, камыш — мышка, жало — ложа, рано — нора, жилы — лыжи, навес — весна, качай — чайка, наши — шина, рады — дыра.
84. «Построй цепочку».
Как получить из слова лук слово сон? Из слова пол — слово кит? Лук — сук — сок — сон; пол — кол — кот — кит.
85. «Лесенка».
Даётся звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М — МА — мак — Маша — марка — машина.
86. «Путаница».
Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА — рубашка; слоги для нескольких слов: ГО, ПА, Л А, РЫ, ЖА, ЛУ — горы, лапа, лужа.
87. «Добавим „соседям"».
Обучающий произносит два звука, а дети должны добавить другие, чтобы получилось слово: КР — крап, крот, круг, крик, краб, кружка... БР — брат, брод, брак, брать, брови, брось, бравый, брысь, бродит...
88. «Что есть у „соседей"?»
На карточке три рисунка, в названии которых есть стечения согласных: лампа, трусы, носки. К ним предлагается одна схема из пяти клеток, соответствующих одному слову цветов. Например: синяя, красная, синяя, синяя, красная. По схеме определить, какой предмет есть у «соседей». В данном случае это лампа, схема соответствует звуковому составу этого слова.
89. «Найди, где живут „соседи"».
Задание усложняется: на карточке — три рисунка. Для каждого слова предлагаются только две клетки определённого цвета, символизирующие «соседей». По этим клеткам следует определить название картинки. Примеры: книга— синяя и зелёная фишки; коньки — две зелёные; редька— зелёная и синяя; булка — две синие фишки.
90. «Кто в домике живёт?»
Задание ещё больше усложняется: предлагаются слова со сложной звуко-слоговой структурой (апельсин, трактор, эскалатор, пристань). В схемах к каждому из этих рисунков количество клеток соответствует числу звуков в слове, причём одна или две клетки заштрихованы нейтральным цветом.
Нужно определить: кто живёт в этих домиках-клетках, какой звук?
Например: к слову абрикос дана схема из семи клеток, заштрихованы четвёртая и шестая. Это звуки И, О.
91. «Как зовут „соседей"?»
Игра аналогична предыдущей, но в схемах отмечаются клетки лишь со стечением согласных — «соседями», следует назвать оба звука.
92. «Что ты знаешь о звуке?»
Умение охарактеризовать начальный звук в слове.
Например, в начале слова сом звук С — согласный, твёрдый, глухой; в начале слова зима звук Зь — согласный, мягкий, звонкий.
Перед детьми выставляется карточка с нарисованными символами, используемыми при характеристике звуков. В верхнем ряду: красная клетка — символ гласного и клетка, половинки которой закрашены в синий и зелёный цвета, — символ любого согласного звука; в среднем ряду: синяя и зелёная клетки, обозначающие твердый и мягкий согласные; в нижнем ряду: колокольчик и шарик — символы звонкого и глухого согласных звуков.
По этой схеме ребёнок рассказывает всё о согласном звуке, а гласный звук просто называет.
Ребёнок выделяет звук в заданной позиции и рассказывает о нём (характеризует), каждый раз выбирая название одного символа из двух: гласный или согласный (верхний ряд); твёрдый или мягкий (средний ряд); звонкий или глухой (нижний ряд).
93.«Пиши правильно!»
Задание по звуковому анализу совмещается с отработкой правильного написания сочетаний: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
На карточке наклеены три картинки, например: чашка, чулки, шина; жираф, щука, шишка; роща, туча, мыши; ножи, машина, щавель. Задание: определить позицию сочетания звуков в слове (начало, середина или конец) и объяснить его написание. Примерный ответ: ШИ в середине слова машина; пишется всегда с буквой И: ШИ, ЖИ пиши с буквой И. Это надо запомнить.
94. «Какой?»
Правильное произношение звука Й в конце слова; фиксация его при составлении слова. Дети получают картинки или им показывают предметы: красный шар, белый платок, синий кубик или квадраты, прямоугольники разных цветов и слоговые схемы первого слова (прилагательного), в них последний слог со звуком Й разделён на клетки по количеству звуков в слове.
Задание: заполнить схему фишками, обозначающими звуки, или написать всё слово из букв; предварительно следует убедиться, что слово правильно разделено на слоги. Так, в слове красный во втором слоге три клетки.
Если звук Й в конце слова пропущен — клетка остаётся открытой.
95. «Чудесный мешочек».
В мешочке разные мелкие игрушки, в названиях которых есть названный, родственные или другие звуки. Ребёнок достаёт игрушку и выполняет одно из заданий:
а) узнаёт игрушку на ощупь, называет её, а затем показывает детям;
б) вместо названия даёт описание игрушки, другие дети отгадывают, что это;
в) при дифференциации начального или других звуков в соответствии с характером звука кладёт её налево или направо;
г) делит слова на слоги; выделяет звук из заданной позиции; называть только звонкие или глухие, твёрдые или мягкие звуки, сочетания согласных («соседей») или гласные, а также делает полный звуковой анализ названия игрушки.
96. «Часы».
В центре круглого диска диаметром пятнадцать — двадцать сантиметров на оси — стрелка с тонким и толстым концами. По краю одной половины диска расположены картинки с определённым звуком в названии, а напротив — с родственным. Ребёнок определяет направление вращения стрелки, называет два рисунка, на которые показывают оба конца стрелки, и выполняет любое задание, как и в предыдущей игре.
97. «Лото».
У взрослого — маленькие картинки, у детей — большие карты. Услышав название своего рисунка, ребёнок поднимает руку и произносит, например: «У меня шар» или «У меня санки, дайте, пожалуйста, картинку». Получив её, он прикрывает соответствующий рисунок, называя, что он прикрывает. Их названия могут быть сходного звукового состава (лак — рак) для закрепления или дифференциации звуков.
98. «Домино».
Проводится так же, как игра в обычное домино, но с чётким называнием картинок и выполнением определённого задания по усмотрению обучающего.
99.«Магазин».
В магазине разные игрушки. При «покупке» ребёнок должен вежливо попросить, объяснить, что ему нужно и для чего, выполнить одно из вышеназванных заданий по звуковому анализу, а получив «покупку», поблагодарить и попрощаться.
Предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение как произносительных, так и лексико-грамматических задач обеспечивает быструю коррекцию фонетических дефектов у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий.