Файл: Психол школа, основоположники Предмет психологии, его содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психол. школа, основоположники

Предмет психологии, его содержание

Основные достижения

Критика

Бихевиоризм

Эдвард Торндайк (1874–1949).

Джон Браадус Уотсон (1878–1958)

У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958)

Предметом психологии является поведение, а не сознание.

Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

«стимул – реакция» (S–R).

Сферой психологии оказывалось взаимодействие между организмом и средой.

Расширена сфера психического, включив в него телесные действия животных и человека

1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ.

2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению

Гештальт психология

 Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности. Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

 1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.

4. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.

7. Метод «Здесь и теперь»

 1. Метод сводится к восприятию себя.

Генетическая психология

 Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка.

 Модель развития, созданная Пиаже, представляет собой саморегулирующееся взаимодействие между ребенком и физической, а также социальной средой, которое взращивает новые формы знания. Развитие интеллекта рассматривается по аналогии с видообразованием через естественный отбор, в процессе которого новые формы жизни возникают из ранее существующих под влиянием воздействия среды

 Критике подверглись в первую очередь представления Жана Пиаже о природе интеллекта, о факторах, определяющих его развитие.

Глубинная психология (психоанализ)

  Глубинная психология общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов.

  1. Ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное.

  2. Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры.

  3. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами

  4. Этот баланс, компромисс устанавливается посредством защитных механизмов психики.

  5. Причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения - в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями .

  Фрейдовский метод сбора данных неоднократно подвергался критике с разных сторон. Фрейд строил свои заключения на тех сообщениях, которые он получал во время психоаналитических сеансов. В адрес фрейдовского метода работы с эмпирическим материалом высказывались следующие претензии:

Все свои наблюдения Фрейд проводил несистематическим и неконтролируемым образом.

Возможно, воспроизводя по памяти сообщения пациентов, Фрейд одновременно подвергал их некоторой интерпретации. Также возможно, что он был движим желанием найти материал, подтверждающий его идеи.


Теория персонализма

 Предмет изучения в персонализме как в науке очерчивается творческой субъектностью человека. Объясняется она индивидуальной принадлежностью к Богу. Убеждения таковы: человек = личность, персона.

 Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главной из которых является переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.

 критика концепции психологического персонализма, согласно которой непосредственным носителем ментальных (психических) явлений служит система перцептивно-предметной деятельности и общественных отношений. Показано, что таким носителем являются нейродинамические системы головного мозга, а перцептивно-предметная деятельность служит одним из условий адекватности чувственного познания. Выявлена необоснованность распространенной в англо-американской философии концепции расширенной психики, признающей наличие ментальных явлений в знаковых системах, которые сейчас используются людьми. Показано, что трансляционные коды как системы внешних знаков не содержат в себе ментальных компонентов и не переносят их, а вызывают последние у субъектов, обладающих значениями знаков.

Гуманистическая психология

 Направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

 Положение об открытости системы человек – общество. Создание первых личностных опросников. А. Маслоу Иерархия потребностей.

  Гуманистические психологи отрицают тот факт, что они исключают из рассмотрения социальные факторы и другие средовые условия; однако даже если они действительно учитывают их, этот факт почти не находит отражения в гуманистической литературе, а также не отражен в заявляемых ими положениях и принципах

. теория переносит всю ответственность за формирование ценностей и установок на индивидуума и не оставляет места условиям окружающей среды.