Файл: 1. Программирование (интеллектуальноразвивающее направление).odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8»

Рабочие программы курса внеурочной деятельности
1. Программирование

(интеллектуально-развивающее направление)
2. Компьютерная графика

(интеллектуально-развивающее направление)
6-8 классы

Составитель: Костин Б.И.,

учитель информатики

Пояснительная записка
Элективный курс по информатике «Программирование» представляет собой вводный курс по программированию, дающий представление о базовых понятиях структурного программирования (данных, операциях, переменных, ветвлениях в программе, циклах и функциях, массивах, файлах), о реализации с помощь. Python наиболее известных в математическом обеспечении программирования алгоритмов:

1. Алгоритм Евклида (нахождение наибольшего общего делителя).

2. Вычисление факториала на языке программирования Python.

3. Двоичный (бинарный) поиск элемента в массиве.

4. Замена элементов в списке.

5. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

6. Решето Эратосфена - алгоритм определения простых чисел.

7. Сортировка выбором (поиск минимума и перестановка).

8. Сортировка методом пузырька.

9. Сумма и произведение цифр числа.

10. Тестирование простоты числа методом перебора делителей.

11. Числа Фибоначчи (вычисление с помощью цикла while и рекурсии).

Выбор Python обусловлен тем, что это язык, обладающий рядом преимуществ перед другими языками: ясность кода, быстрота реализации.

Курс рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю) и основан на авторских курсах «Основы программирования на Python», «Реализация известных алгоритмов на языке программирования Python», разработанных С.В.. Шапошниковой, МБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ "Городской" г. Липецка (sshap@yandex.ru)и распространяемых согласно лицензии GNU FDL:

http://younglinux.info/python.php (http://window.edu.ru/resource/825/76825)

http://younglinux.info/algorithm,

http://younglinux.info/sites/default/files/plan_12_II.pdf

http://younglinux.info/sites/default/files/lablin_eduprog_2011.pdf

В курсе предлагается использовать задачную методику . Курс разбит на темы, каждая тема сопровождается минимальным теоретическим введением и несколькими десятками задач. Автоматическая система проверки на сайте: http://informatics.mccme.ru. Просмотр сданных решений. Подбор задач для каждого ученика необходимо выполнять исходя из их умственных способностей и психологического настроя к программированию, Задачи каждому ученику выдаются адресно. задачи для каждого ученика посильные, т.е. он заведомо уверен в своем успехе.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • работать в среде программирования Python;

  • реализовывать построенные алгоритмы в виде программ на конкретном языке программирования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • типы данных;

  • базовые конструкции изучаемых языков программирования;

  • принципы структурного и модульного программирования;

  • принципы объектно-ориентированного программирования.


Требования к планируемым результатам
После изучения курса учащиеся должны:

- знать место языка Python среди языков программирования высокого уровня,

- знать особенности структуры программы, представленной на языке Python,

- иметь представление о модулях, входящих в состав среды Python?

- знать возможности и ограничения использования готовых модулей,

- иметь представление о величине, ее характеристиках,

- знать что такое операция, операнд и их характеристики,

- знать принципиальные отличия величин структурированных и не структурированных,

- иметь представление о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список, словарь,

- иметь представление о составе арифметического выражения;

- знать математические функц2ии, входящие в Python,

- иметь представление о логических выражениях и входящих в них операндах, операциях и функциях,

- уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех атрибутов, которые могут в них входить,

- знать основные операторы языка Python, их синтаксис,

- иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов,

- уметь разрабатывать программы обработки числовой и символьной информации,

- уметь разрабатывать программы (линейные, разветвляющиеся и с циклами),

- иметь представление о значении полноценных процедур и функций для структурно-ориентированного языка высокого уровня,

- знать правила описания процедур и функций в Python и построение вызова процедуры,

- знать принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными переменными,

- знать область действия описаний в процедурах,

- иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python,

- владеть основными приемами формирования процедуры и функции,

- знать, как c с помощь. Списков определять в программе тип «массив», «матрица»



- знать свойства данных типа «массив», «матрица»

- уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и матриц, поиска в упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и поиск в нечисловых массивах

- уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате.

- решать основные алгоритмические задачи, представленные в пояснительной записке, в среде Python.
Место учебного курса в учебном плане

На изучение курса в основной школе отводится 34 часа (1 ч ас в неделю).
Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса «Программирование»


  • работа в группе, паре;

  • индивидуальная работа;

  • фронтальная работа;

  • тестирование;

  • проект;

  • практическая работа.


Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема занятия

Описание видов деятельности

1

История языков программирования.

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в программирование. Спецификация и классификация языков. Особые категории языков.

2

Язык Python.

История языка. Портируемость. Типы и структуры данных. Парадигмы программирования. Возможности.

3

Простейшие программы.

Операторы ввода и вывода данных. Присваивание. Целые и вещественные числа. Линейные алгоритмы.

4

Реализация вычислений и ветвлений. Реализация циклических алгоритмов.

Циклические алгоритмы. Обработка последовательностей и одномерных массивов

5

Рекурсия.

Определение рекурсии. Сумма чисел от 1 до n. Как и когда происходит рекурсия. Исследование дерева с рекурсией. Увеличение максимальной глубины рекурсии.

6

Функции.

Определение функции. Вызовы. Инструкция return. Возврат простого значения. Возврат нескольких значений. Аргументы и параметры.

7

Процедуры.

Функции в роли процедуры. Процедура с параметрами. Локальные и глобальные переменные.

8.

Практическая работа «Циклы, процедуры, функции»

Выполнение практической работы по ранее изученному материалу.

9.

Введение в словари

Определение словарей. Доступ к элементам. Изменение значений. Цикл For по словарю. Длина словаря. Добавление и удаление элементов. Конструктор dict(). Методы словаря.

10.

Массивы.

Определение массива. Доступ к элементам массива. Длина массива. Циклы элементов массива. Добавление и удаление элементов массива. Методы массива.

11.

Перебор элементов массива.

Перебор элементов различными методами: цикл While, использование индекса, прямой доступ, использование Enumerate.

12.

Поиск в массиве.

Поиск в массиве различными методами: цикл For, оператор in, оператор not in, лямбда функция, функция any, метод count.

13.

Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг).

Обратный массив. Список функций reverse(). Использование нарезки. Встроенная функция reversed().

14.

Отбор элементов массива по условию

Метод numpy.where() в Python. Использование только с условием. Трансляция с помощью numpy.where().

15.

Сортировка массивов.

Метод List sort() в Python. Использование метода List sort() по умолчанию. Обратная сортировка списка. Пользовательская логика для сортировки списка. Сортировка списка объектов.

16.

Метод пузырька, метод выбора.

Сортировка пузырьком. Реализация сортировки пузырьком с помощью циклов For, While.

17.

Двоичный поиск в массиве.

Концепция двоичного поиска. Итерационный бинарный поиск в Python.

18.

Практическая работа «Массивы».

Выполнение практической работы по ранее изученному материалу.

19.

Символьные строки.

Определение символьных строк. Базовые операции.

20.

Функции для работы с символьными строками.

Другие функции и методы строк. Рассмотрение таблицы «Функции и методы строк».

21.

Преобразования «строка-число».

Преобразование строк в числа и наоборот. Решение задач.

22.

Преобразования «строка-число».

Решение задач.

23.

Строки в процедурах и функциях.

Строковые операторы. Встроенные функции строк в python. Индексация строк. Срезы строк Форматирование строки. Шаг для среза строки. Изменение строк. Встроенные методы строк в python. Изменение регистра строки. Классификация строк.

24.

Практическая работа «Обработка символьных строк».

Выполнение практической работы по ранее изученному материалу.

25.

Практическая работа «Символьные строки»

Выполнение практической работы по разделу «Символьные строки».

26.

Матрицы.

Определение матрицы в программировании. Работа матриц. Чтение матричных данных. Операции с двойными матрицами.

27.

Ввод матриц с клавиатуры, с пом. генератора случайных чисел.

Особенности применения генераторов списков для матриц. Примеры решения задач с использованием генераторов списков.

28.

Обработка матриц.

Создание, вывод и ввод матрицы в python. Обработка элементов двумерного массива.

29.

Файловый ввод и вывод.

Файлы Python. Текстовые файлы. Бинарные файлы. Открытие и закрытие файла. Чтение и запись файлов в Python. Переименование файлов. Методы файлов.

30.

Обработка смешанных данных, записанных в файле.

Открытие файлов с помощью open().Чтение из файлов с помощью read().Запись в файлы с помощью write().Добавление в файлы с помощью append().Закрытие открытых файлов с помощью close().

31.

Практическая работа «Обработка смешанных данных, записанных в файле».

Выполнение практической работы по ранее изученному материалы.

32.

Практическая работа «Матрицы. Файлы».

Выполнение практической работы по разделу «Матрицы. Файлы».

33.

Подготовка к итоговому тестированию.

Подготовка к итоговому тестированию по курсу «Программирование».

34.

Итоговое тестирование.






Пояснительная записка
Элективный курс «Основы компьютерной графики» имеет техническую направленность и реализует развивающие функции технического творчества.

Уровень освоения: ознакомительный.

Актуальность. В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Поэтому доля графических данных в профессиональной деятельности любого рода неуклонно растет. Следовательно, требуются средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие грамотно работать с этими средствами. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Под «компьютерным художником» можно понимать любого, кто занимается созданием или редактированием изображений с помощью ЭВМ.

Область информатики, занимающаяся методами создания и редак¬тирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой. Это сравнительно молодая дисциплина. Ее появлению способствовало развитие компьютерной техники на рубеже 80-х и 90-х годов. В данный момент персональные компьютеры имеют такие характеристики, которые позволяют профессионалам в области изобразительного искусства, к которым можно отнести художников-оформителей, дизайнеров, архитекторов, обходиться без традиционных инструментов художника: бумаги, красок, карандашей - все это заменяет компьютер с установленными на него специальным программным обеспечением.

Компьютерная графика очень актуальна в настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся старших классов. Умение работать с различными графическими редакторами является важной частью информационной компетентности ученика.

Охватить всю предметную область компьютерной графики в рамках одного курса невозможно, поэтому изучение сведено к рассмотрению вопросов работы с редакторами векторной и растровой графики, при этом основной акцент сделан на технологию создания и редактирования иллюстраций.


Компьютерная графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных видах деятельности (диагностической, аналитической, проектировочной, конструктивной, оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).

Программа способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы.

Особенности программы. При составлении программы «Компьютерная графика» за основу взята программа Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:

  • содержание учебного пособия «Компьютерная графика» дополняет УМК Н.Д. Босовой, используемый для преподавания информатики и ИКТ на средней и старшей ступени обучения на базовом и профильном уровне;

  • УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы;

  • в соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум по «Компьютерной графике» можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ. Возможно использование ОС Windows и ОС Linux;

  • достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых программ;

  • учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами, рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала. Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору удалось избежать излишней научности;

  • практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома;

  • УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся;

  • проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума, опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов;

  • большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и практических работ.