Файл: Практических заданий по дисциплине психоконсультирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «общегуманитарных наук и массовых коммуникаций»

Форма обучения: очно-заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Группа 21П176в

Студент




М.Д. Мешков







МОСКВА 2023

1. Проведите сравнительный анализ понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция», «психотерапия» по следующим параметрам: цели, методы воздействия, локус жалобы, характер взаимодействия клиента с консультантом, длительность процесса, тип клиентов, уровень подготовки консультанта. Можно представить в виде таблицы.




Психологическое консультирование

Психокоррекция

Психотерапия

Цели

 Помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации.  Консультирование направлено на проблемы взаимодействия личности и его окружения в социуме.

Психологическая коррекциябазируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме, устранение недостатков в развитии личности .

Психотерапия сфокусирована на внутриличност=ных проблемах человека. Система психических корректирующих воздействий направлена на лечение человека.

Методы воздействия

Информирование, обучение, анализ с помощью тестов и других методик психического состояния человека, его особенностей. Затем психолог сообщает результаты и помогает человеку использовать эту информацию для помощи себе.

Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевиористская) терапия, нейролингвистическоепрограммирование, психодрама, транзакт- ный анализ и др.

Активное воздействие (терапия) различными способами. Гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, арт-терапия и др.

Локус жалобы

Субъектный (на кого жалующийся)

Субъектный (на кого жалующийся) и объектный

Объектный (на что жалующийся)

Характер взаимодействия

Специфические отношения между клиентом и психологом, при которых становится возможным изучать свои чувства, желания, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и применять в жизненных ситуациях свои сильные стороны личности, опираясь на внутренние ресурсы

Отношения, способствующие личностному росту и развитию клиента: конгруэнтность, безусловная позитивная оценка и эмпатическое понимание.

Директивные формы поведе­ния (проявля ющиеся в активной, доминирующей позиции терапевта, направлении им процесса психотерапии, инструктировании пациента, использовании элементов вну­шения и т. д.

Длительность процесса

1-2 консультации (до 10 встреч)

Курс корректирующей психотерапии около 15 встреч

10-30 встреч; долговременная 100-400 встреч

Тип клиентов

Психически здоровые люди, имеющие проблемы в социуме

Психически здоровые люди, имеющие проблемы во взаимоотношениях, социуме

Как психически здоровые люди с пограничными состояниями, так и состояния депрессии, апатии и т.д.

Уровень подготовки консультанта

Специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, включающая работу под руководством супервизора.

 Профессиональная подготовка психолога к консультативной работе включает следование принципам психологического консультирования, содержание которых во многом соответствует этическому кодексу психолога.

Психотерапевт – это специалист с высшим медицинским или гуманитарным образованием, который занимается лечением, так называемых, пограничных расстройств.

Тип клиента

 Чаще всего это люди, принадлежащие среднему классу, а также люди, находящиеся в зоне повышенного риска психотравмирующей ситуации — жизненной ситуации, с которой человеку трудно справиться, неудачи.

Человек, попавший в трудную ситуацию, не видящий самостоятельно выхода, стоящий на распутье трудного выбора, сомневающийся, неуверенный в себе.

Человек с пограничным состоянием, психосоматическими заболеваниями, депрессивными расстройствами и др..



II. Практические задания.

  1. Перечислите, на Ваш взгляд, самые популярные запросы, с которыми обращаются к психологу люди разных возрастных групп: подростки, взрослые люди, люди пенсионного возраста (по 5 запросов на каждую группу).

Ответ:

Для подростков характерны следующие запросы:

Почему родители меня не понимают?

Низкая самооценка, неприятие своего тела. Я слишком высокая (низкая, толстая, худая, с торчащими ушами и т.д)

Почему я не такой, как все?

Чувство одиночества.

Проблемы взаимоотношений со сверстниками.

Для взрослого:

Сложности в построении отношений.

Трудности в реализации своих планов, постановке целей.

Напряженное состояние, повышенная тревожность.

Зависимость от чужих оценок, мнений, чувств.

Страх потери дохода, увольнения.

Для людей пенсионного возраста:

Страх быть ненужной детям.

Страх неизлечимой болезни.

Боязнь одиночества.

Боязнь старости.

Потеря интереса к жизни.

III. Самоанализ.

  1. Проанализируйте свой опыт обращения к психологу консультанту (если Вы обращались когда-то за помощью, то можно прошлый опыт), а можно обратиться в психологический центр, который оказывает бесплатную психологическую помощь населению и поговорить с консультантом о любой актуальной теме. Опишите: длительность консультации, основные этапы консультативной беседы, которые вы можете выделить из роли клиента, какие методы, на Ваш взгляд применял консультант в этой беседе, каков для Вас результат этой встречи, и Ваши впечатления от полученного опыта.

Ответ: Коллега по работе , Елена, обращалась к психологу по поводу собственной низкой самооценки и депрессивного состояния.

Психолог была младше по возрасту, но очень опытная. Познакомились они на тренинге, и затем Лена решила прийти к ней на консультацию.

 Хороший психолог никогда не дает советов, и не высказывает своего мнения. Он может только задавать вопросы. Помочь посмотреть на ситуацию под другим углом, с другого ракурса. В процессе работы Лена начала осознавать свои ограничивающие убеждения (я слабая, ничего не умеющая ) иррациональные установки, которые не позволяли ей получать то, что она хотела, не позволяли выстраивать отношения с людьми. 



Первая консультация длилась около часа. В неё вошли настроечный и диагностический этапы. Психолог расположила клиента к себе активным и эмпатическим слушанием, использовала перифраз . Лена рассказала о своей проблеме. После наводящих вопросов «нырнула» в прошлую семейную жизнь с покойным мужем. Вспомнились его пьянки и неадекватное поведение. Мог пьяный сесть на мотоцикл, и взять с собой ребенка. Или заставить её залезть на крышу.

Для психолога важна не истина, а субъективное мнение, в данном случае, как клиент относится к таким событиям. Здесь налицо был страх, волнение, напряжение.

Все, что происходит с человеком, происходит для отработки его постулатов. Поэтому после многочисленных вопросов «Зачем Вам это было нужно?», Елена пришла к выводу, что всё, что делал муж, он делал для того, чтобы обратить на себя её внимание, потому что очень её любил. После такого вывода Елена расплакалась, наступило огромное облегчение, многолетняя обида отпустила.