Файл: Курсовая работа Управление природопользованием в России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- нормирование и контроль соблюдения предприятиями экологически безопасных допустимых уровней выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов;

- согласование планов природоохранных мероприятий и экологических паспортов предприятий.

Структура, порядок формирования, полномочия, организация работы комитетов, управлений и отделов в составе Администрации определяются приказом главы Администрации субъекта Федерации. В городе Санкт-Петербурге основными задачами специализированного Управления по охране окружающей среды являются:

- координация природоохранной деятельности разнообразных хозяйствующих субъектов незави­симо от их ведомственной подчиненности;

- организация комплексных природоохранных работ, разработка и участие в реализации приро­доохранных программ;

- выдача разрешений на право пользования природными ресурсами, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку и складирование вредных отходов;

- обеспечение полноты и общедоступности информации об экологической обстановке.

2.2. Органы экологического управления в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с федеративным устройством России важные функции в области экологического управления и контроля за рациональным природопользованием выполняют территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.Кроме того, в субъектах Федерации дейст­вуют органы исполнительной властивыполняющие данные функции во взаимосвязи с решением за­дач социaльнo-экoнoмичecкoгo развития региона. Анализ системы управления природопользованием и экологической безопасностью на региональном уровне важен, т.к. именно на этом уровне осу­ществляется взаимодействие с предприятиями, пользующимися природными ресурсами и оказываю­щими воздействие на окружающую среду, а также с населением.

Рассмотрим структуру региональных органов управления природопользованием и экологической безопасностью на примере Санкт-Петербурга (рис. 2) как самостоятельного субъекта РФ. Однако с учетом реализации Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” в данную схему могут быть внесены определенные изменения.

Положения (функции, полномочия и т.п.) региональных подразделений федеральных специально 'уполномоченных органов утверждаются соответствующим федеральным специально уполномоченным органом в соответствии с законодательством и федеральным Положением о его деятельности. Так, среди комплексно-координирующих органов важное место должны занимать региональные подразделения МПР России (департаменты и комитеты), осуществляющие экологический контроль и контроль в области рационального природопользовании, включающий:


- контроль за деятельностью предприятий приоритетного списка основных загрязнителей среды;

- контроль за соблюдением законодательства при размещении отходов и образованием несанкционированных свалок;

- нормирование и контроль соблюдения предприятиями экологически безопасных допустимых уровней выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов;

- согласование планов природоохранных мероприятий и экологических паспортов предприятий.

Структура, порядок формирования, полномочия, организация работы комитетов, управлений и отделов в составе Администрации определяются приказом главы Администрации субъекта Федерации. В городе Санкт-Петербурге основными задачами специализированного Управления по охране окружающей среды являются:

- координация природоохранной деятельности разнообразных хозяйствующих субъектов незави­симо от их ведомственной подчиненности;

- организация комплексных природоохранных работ, разработка и участие в реализации приро­доохранных программ;

- выдача разрешений на право пользования природными ресурсами, на выброс и сброс вредных веществ, размещение, переработку и складирование вредных отходов;

- обеспечение полноты и общедоступности информации об экологической обстановке.

3. Программно-целевой метод в управлении природопользованием и экологической безопасностью.

Программно-целевой метод входит составной частью в блок административно-контрольных инструментов управления, и вместе с тем он в полной мере отвечает рыночным принципам, позволяя скоординировать различные стороны природоохранной деятельности самостоятельно хозяйствующих в рыночной среде субъектов процесса природопользования.

В первые годы рыночных реформ в России была предпринята попытка отказа от планирования как такового. Это было оправдано лишь в той мере, в какой в предшествующие годы господствующими были жестко-централизованные и директивные подходы к управлению, подменяющие достижение реальных природоохран­ных результатов рапортами о выполнении спущенных сверху плановых заданий. Однако постепенно, в том числе и под воздействием документов 2-ой Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию, пришло понимание того, что и в рыночной экономике природоохранная деятельность нуждается в определенных формах согласования, в постановке и достижении сбалансированных текущих и долгосрочных целей. Для выработки современного аппарата экологического планирования большое значение имели документы серии прошедших в 90-е годы международных конференций руководителей природоохранных ведомств, стран - членов Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН. Эти форумы были названы Конференциями Мини­стров по окружающей среде.



Целевая экологическая программа - это система (комплекс) производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение поставленных целевых задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В России основными яв­ляются следующие виды ЦЭП:

- программы, ориентированные на ослабление экологической напряженности в так называемых проблемных регионах или зонах экологического бедствия (один из примеров - целевая программа оздоровления экологической обстановки и населения Оренбургской области);

- целевые программы технико-технологической направленности (например, ЦЭП “Отходы”);

- программы преимущественно организационно-управленческого содержания (например, ЦЭП “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра”).

Разработка и реализация целевых экологических программ в регионах могут быть различного уровня и назначения. Наряду с феде­ральными ЦЭП, финансируемыми из централизованных федеральных источников, в регионах и на местном уровне также целесообразно разрабатывать на демократической основе и с комплексных по­зиций целевые экологические программы. Эти программы должны формировать планы действий ре­гиональных администраций по ООС и УР и быть увязаны с принятыми в регионе концепцией и стра­тегиями экологически безопасного устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

И в заключение, после рассмотрения всех вопросов по данной теме, нужно перечислить основные условия, необходимые для успешного применения современных методов планирования в сфере управления природопользованием.

1. Макроэкономическая и политическая стабильность в качестве минимально необходимого ус­ловия практического осуществления Планов действий, ЦЭП, МПД и др. Для нейтрализации возмож­ных негативных процессов, сопровождающих переход к рыночной экономике, включая частичную потерю управляемости в ряде областей, необходимо развитие демократии и самодеятельности граж­данского общества.

2. Наличие четкой и развитой законодательной базы и дееспособной институциональной сис­темы, включая четкость и определенность имущественных прав на природные ресурсы и другое дви­жимое и недвижимое имущество, а также эффективный механизм их защиты. Данная предпосылка имеет в свою очередь ключевое значение для преодоления множественности и несогласованности федеральных и региональных экологических планов и программ, их ориентации на краткосрочные в ущерб долговременным интересам и целям, нейтрализации негативных проявлений политического лоббирования узких корпоративных интересов под видом приоритетных общенациональных экологи­ческих проблем.


3. Активный поиск внутренних и внешних источников финансирования ЦЭП, МПД и др. Многие страны, такие как Китай, Индонезия, Япония, Корея и Польша создали специальные фонды для нако­пления поступления от налогов, штрафов и санкций за загрязнение окружающей природной среды, а также добровольных пожертвований на осуществление таких программ.

4. Акцент в ходе pea4U3aifuu планов и программ в области охраны окружающей среды на приме­нение рыночных экономических инструментов, стимулирующих развитие экологически чистого и ресурсосберегающего производства, создающих благоприятные условия для добровольных, гибких и инновационных мер, а также обеспечивающих более широкое участие и ответственность всех слоев населения. Реализация ЦЭП (МПД) не может опираться лишь на командно-контрольные принципы, которые по преимуществу действенны лишь в краткосрочной перспективе, их применение нередко дорогостояще и может сдерживать эффективное экономическое развитие.

5. Давление общественности, всех потенциально заинтересованных групп, активная поддержка и участие населения. Определение плана первоочередных мероприятий и источников их финансиро­вания на региональном уровне должно стать результатом децентрализованного демократического пе­реговорного процесса между инициаторами создания ЦЭП (МПД) и всеми ее потенциальными участ­никами - органами власти, коммерческими банками, акционерными обществами, партиями, общест­венными организациями и т.д. Результатами такого переговорного процесса должны стать конкретные договора (контракты), определяющие источники финансирования и фиксирующие взаимно взятые обязательства и санкции за их нарушения.

6. Обеспечение доступа населения и научной общественности к информации о состоянии окру­жающей природной среды, уровне экологической безопасности производства и потребления, а так­же к информации о принимаемых представительными и исполнительными органами социально-экологических решениях как обязательное условие непрерывного контроля и мониторинга за результа­тами выполнения ЦЭП.

Список литературы

1. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/ Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 687 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81594.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Димитриев А.Д. Природопользование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Димитриев А.Д.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/74959.html.— ЭБС «IPRbooks»


3. Ибрагимов, А. Г.  Управление природопользованием : учебник для вузов / А. Г. Ибрагимов, Н. Г. Платоновский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 151 с. — (Высшее образование).

4. Управление природопользованием. Механизмы и методыМоскаленко А.П., Москаленко С.А., Ревунов Р.В. 2019г.

5 Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге за 1980-1999 годы //под ред. А.С. Баева, И.В. Сорокина. СПб., 2017.