Файл: Страны запада в начале хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



4. Изменения в условиях и образе жизни людей
Научные и технические достижения всё заметнее отражались на повседневной жизни сотен тысяч людей - их занятиях, бытовых условиях, образовании, досуге и т.д.

Нараставшая индустриализация повлекла за собой значительный приток населения в города. Это стало всеобщим явлением, хотя доля городских жителей в общей численности населения в отдельных странах Европы и мира существенно различалась. Например, в 1901 г. она составляла в Англии 78 %, Швеции - 21,5 %, а в России в 1897 г. - 13 %. Массовый характер приобрела миграция (перемещение) населения из одних стран в другие в поисках средств к существованию. Это стало возможным в немалой степени благодаря развитию железнодорожного и морского транспорта. Основной поток эмигрантов устремился из стран Восточной и Южной Европы в Новый Свет - США и Латинскую Америку. Так, в США в 1900-1915 гг. приехали 14,5 млн человек. Эмигранты из Великобритании и других европейских стран направлялись также в британские владения - Австралию, Канаду и др.

В любом месте первому поколению переселенцев приходилось преодолевать большие трудности. Им доставалась самая тяжёлая работа, худшее жильё. Путеводной звездой этих людей была надежда «пробиться», обеспечить лучшую жизнь себе и своим детям. Именно из таких стремлений в США, куда прибывало особенно много переселенцев, родилось понятие «американская мечта», а в мире появился образ «страны неограниченных возможностей». На самом деле осуществить свою мечту многим на протяжении всей жизни так и не удавалось.

Труд людей, работавших в промышленности и на транспорте, по мере появления более совершенных, производительных машин становился не столь тяжёлым, как раньше. Расширилось применение механизмов в сельском хозяйстве. Объём ручного труда стал сокращаться. Но одновременно работник оказывался всё более привязанным к машине, она нередко задавала темп его работе. В конце XIX -- начале XX в. на промышленных предприятиях западноевропейских стран преобладал 10-часовой рабочий день с укороченной рабочей субботой. В первые десятилетия XX в. одним из основных требований трудящихся стало установление 8-часового рабочего дня.

XX век внёс заметные изменения в облик городов, условия жизни их обитателей. В столицах и крупных городах обычным видом транспорта становились автомобили, метро, трамваи. Керосиновые и газовые лампы в домах и на улицах заменялись электрическими. В богатых домах и учреждениях появились лифты, телефоны. Улучшалось городское водоснабжение. Применение антисептических средств и вакцин помогало в борьбе против эпидемий, которые некогда были бичом больших городов. Рос поток так называемых колониальных товаров. Чай, кофе и другие продукты, ранее доступные немногим, теперь входили в повседневный рацион.


В городах расширялись возможности проведения досуга. Изобретённый в 1895 г. кинематограф привлекал всё большее число зрителей. В первое десятилетие XX в. появились фильмы в жанрах фантастики, вестерна (так называли фильмы о приключениях на Диком Западе). «Великий немой» вызывал интерес не только движущимися картинками, но и тем, о чём он рассказывал. Для мужчин центром притяжения служили разного рода спортивные состязания, среди которых всё большую популярность приобретали футбольные матчи.

Быстрое индустриальное развитие предъявляло повышенные требования к системе образования. В промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве нужны были специалисты, способные управлять новой техникой. К началу XX в. в большинстве европейских стран на смену всеобщему начальному образованию пришло неполное среднее образование (шестилетнее, а в некоторых странах -- восьмилетнее). Оно было обязательным. В Австро-Венгрии, например, предусматривались штрафы для родителей, чьи дети не посещали школу без уважительных причин. Особенно быстро развивались профессиональные учебные заведения - технические и коммерческие училища, сельскохозяйственные школы, в которых ученики, окончившие неполную среднюю школу, могли приобрести ту или иную профессию. Правда, возможность дальнейшего получения высшего образования в этом случае чаще всего не предусматривалась, такие училища называли тупиковыми. Всё же они играли большую роль в подготовке специалистов среднего звена для различных сфер хозяйства. Большое внимание стало уделяться подготовке учителей. В отдельных странах помимо прежних двухлетних учительских курсов появились педагогические училища с четырёхгодичным сроком обучения.

Динамичное промышленное развитие, рост прибылей от эксплуатации колоний способствовали тому, что увеличилось число технических специалистов, служащих, а также представителей так называемых свободных профессий -- юристов, врачей и других специалистов, которым доставалась некоторая доля от доходов крупного предпринимательства. Вместе с мелкими собственниками, торговцами, ремесленниками они составляли нижний слой среднего класса. В рабочей среде в особую группу выделялись высококвалифицированные работники, которых называли рабочей аристократией. Однако и при росте среднего класса в развитых индустриальных странах сохранялся огромный разрыв между верхушкой общества и его низами.


Материальные блага распределялись среди людей крайне неравномерно. Одни ездили в дорогих автомобилях на увеселительные прогулки, а другие экономили каждый цент (пенс, сантим и т. д.), считали роскошью поездку в «подземке» (так называли метро).

Одной из острых проблем того времени была гражданская и профессиональная дискриминация (ограничение в правах) женщин. Традиционно уделом работающей женщины признавался изнурительный труд прислуги, в лучшем случае - продавщицы. В XX в. труд женщин стал всё в большем объёме использоваться в промышленности, но им поручалась малоквалифицированная работа, да ещё за оплату вдвое меньшую, чем у мужчин. Правда, для женщин расширялись возможности работать в сфере обслуживания, в конторах, в образовании и здравоохранении. Однако, по мере того как профессии стали «феминизироваться» (т. е. осваиваться женщинами), снижалась оплата труда. Всё это вело к подъёму возникшего ещё в XIX в. феминистского движения, участницы которого выступали за равноправие женщин с мужчинами во всех сферах жизни.

5. Международные отношения в начале ХХ века
Внешняя политика европейских государств в конце XIX - в начале ХХ вв. определялась их борьбой за сферы вложения капиталов, рынки сбыта, источники дешевого сырья. Неравномерность экономического и политического развития этих стран еще больше обостряла противоречия, которые можно было разрешить только путем военного передела мира.

Особенно острые противоречия возникли в этот период между Великой Британией и Германией. Великобритания была самой крупной колониальной империей, занимала первое место в мире по объему внешней торговли и вывозу капитала. При разделе мира Германии досталось значительно меньше колоний, чем другим державам, и она считала себя обделенной. Но на конец XIX в. Германия опередила Великобританию по темпам индустриализации и по уровню промышленного производства. И уже в начале ХХ в. Ее доля в мировом промышленном производстве превосходила британскую. Кроме того, между ними возникло острое военно-морское соперничество. Немецкий флот по всем показателям стал вторым в мире после британского и разница между ними постоянно уменьшалась. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира, но Великая Британия противостояла этому. В частности, она была очень обеспокоена проникновением Германии в Турцию. Чтобы отрезать немцам выход к Персидскому заливу, англичане еще в 1901 г. Захватили порт Кувейт. В этих условиях большое значение имела внешняя политика ведущих стран, поиск союзников, создание блоков.



6. Возникновение военно-политических блоков
Во время конфликтов между европейскими государствами сформировались две военно - политические группировки. Еще в 1882 г. Между Германией, Австро - Венгрией и Италией был подписан тайный договор, оформивший Тройственный блок, направленный против Франции и России (Италия определила свое участие в блоке при таком условии: если агрессором будет Великая Британия, то она помощи союзникам не окажет). Договор был заключен на пять лет, но через каждые пять лет он продлевался и просуществовал до 1915 г. Политика участников Тройственного союза характеризовалась возрастающей агрессивностью. Резко обострились отношения Германии и Франции. Австро -

В 1904 г. Было подписано англо - французское соглашение - «Сердечное соглашение», или как его стали называть, Антанта. В 1907 г. подписан англо - российский договор, чем и завершилось создание Антанты - военно - дипломатической группировки Великой Британии, Франции и России.

Возникновение в центре Европы двух могущественных военных блоков с противоположными интересами делало мировую войну неизбежной.

Основные международные кризисы и конфликты в начале ХХ ст.

Европа раскололась на два противоборствующих блока. Противостояние между ними неоднократно приводило к международным кризисам и военным конфликтам.

Первый марокканский кризис 1905 - 1906 гг. Стремление Франции установить контроль над Марокко вызвало сопротивление Германии, потребовавшей, чтобы вопрос о Марокко был рассмотрен на международной конференции. Таковая состоялась в начале 1906 г., где Франция одержала дипломатическую победу, что впоследствии облегчило ей захват Марокко.

Второй марокканский кризис. В 1911 г. Германия снова выступила в связи с событиями в Марокко, где французский капитал намеревался завладеть богатствами этой страны. Конфликт закончился соглашением, по которому Германия признала протекторат Франции над большей частью Марокко, а взамен получила часть французского Конго.

В ходе Триполитанской войны Италия отобрала у Турции Триполи и Киренаику, превратив их в свою колонию - Ливию.

Пемрвая Балкамнская войнам - война Балканского союза (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) против Османской империи с 25 сентября (8 октября) 1912 года до 17 (30) мая 1913 года. Причиной войны послужило стремление Сербии, Болгарии, Черногории и Греции расширить свои территории. Война завершилась Лондонским мирным договором,по которомуОсманская империя отдавала под контроль Балканского союза почти все свои европейские владения. Македонию, и уже через несколько месяцев после подписания мира с Турцией началась Вторая Балканская война


В июне 1913 года началась новая Вторая балканская война. На этот раз была создана коалиция против Болгарии, объединившая Сербию, Черногорию, Грецию и их «исторического врага»-Турцию. В числе союзников оказалась на этот раз и Румыния. Каждый из участников коалиции требовал от Болгарии, захватившей обширные районы, территориальных уступок в свою пользу. Болгарский царь Фердинанд I и его правительство, опираясь на дипломатическую поддержку Берлина и Вены, слышать ничего не хотели. Вскоре в Бухаресте был заключен Бухарестский мирный договор(1913), по которому Болгария теряла значительные территории на севере, западе и на юге.

Оба блока активно готовились к войне. Резко ускорилась гонка вооружений.

«Гонка вооружений» - политическое противостояние двух или нескольких держав.
Заключение
Таким образом, рост экономики, раскрепощение общества, увеличение числа образованных людей в среде местной элиты создали условия для развития стран Востока. Включение колониальных стран в орбиту мирового капиталистического рынка делало неизбежным постепенное формирование новых социальных слоёв. Нарождавшаяся национальная буржуазия, а также интеллигенция, как правило, возглавляли борьбу за перемены в странах Востока. Правительства ряда независимых и полузависимых государств Востока использовали модернизацию для противостояния экспансии Запада, сохранения и упрочения национальной независимости. Это было характерно для Японии, Китая, Османской империи, Ирана.

Начинавшийся XX век стал временем формирования новой планетарной цивилизации, охватившей весь мир. Во многих странах проходили процессы модернизации, выводившие их на новый уровень развития. Существенной чертой мирового развития этого периода стали революции и конфликты.
Список литературы
1. Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

2. Материалы интернет ресурсов:

· https://erzap.ru/

· https://www.bestreferat.ru/

· https://diplom.edu.pl/

· https://studopedia.ru/