Файл: Практических заданий по дисциплине специальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Группа 21П171в
Студент
А.В. Гребенникова
МОСКВА 2023
Задание № 7. Ответьте на вопросы, приведенные ниже.
1) Какова последовательная цепочка вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции?
По И. М. Соловьеву у категории детей с нарушением слуха отмечены такие специфические закономерности развития психики, как: нарастание незначительных отличий глухого от нормы на ранних этапах онтогенеза в течение последующего времени. В условиях специального обучения происходит сближение вплоть до совпадения с нормой развития глухого ребенка. Далее стойкая глухота препятствует спонтанному появлению словесной речи, что в свою очередь определяет стойкое своеобразие практически всех аспектов социопсихического развития глухого ребенка. Доказано, что даже небольшое нарушение слуха или односторонняя глухота заметно снижают способность ребенка к обучению, общению и к поведению в классе. (Далее краткая характеристика развития речи, сенсорного развития, мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, вибрационных ощущений, осязательного восприятия, статических ощущений, кинестетических ощущений, нравственного развития, эмоциональной сферы, самосознания
2) В чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории
компенсации психических функций Л. С. Выготского).
Первое. Л. С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глухой другим путем получить не может. Сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта.
Второе. Л. С. Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.
Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения, мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
Третье. Л.С.Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначительные нарушения слуха, по мнению Л. С. Выготского, оказываются для человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Следует как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна.
Четвертое. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С.Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Включение людей с недостатками слуха в активную трудовую жизнь вместе со слышащими - вот главное направление компенсаторной работы.
Пятое. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л. С. Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». Поэтому говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим. При анализе теории А.Адлера Л.С.Выготский отрицательно оценивал спонтанность возникновения стремления к сверхкомпенсации. Положительной стороной идеи сверхкомпенсации он считал оценку не страдания, а усилий, направленных на его преодоление.
3) Каким образом данные положения в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь. - М., 1990). При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации.
Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.
Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. "Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" (Л. С. Выготский).
4) Каковы характерные черты психического развития в детском и подростковом возрасте у людей, имеющих нарушения слуха и нарушения центральной нервной системы (при олигофрении, задержке
психического развития, детском церебральном параличе, нарушении
речевых зон коры головного мозга)?
Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
Задание № 6. Ответьте на вопросы ниже.
Галя Е.,13 лет обратилась учительница с жалобой на отвлекаемость,
нарушения поведения (внезапные уходы из школы). Успеваемость средняя.
Из беседы с мамой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально.
Наследственность отягощена – отец страдает эпилепсией. В течение последнего года девочка переболела скарлатиной, пневмонией. Летом после
перегрева на солнце наблюдался судорожный припадок с потерей сознания.
Сейчас девочка иногда «отвлекается», не всегда отвечает на вопросы. Дважды уходила из школы и оказывалась в незнакомом месте. Девочка жалуется на периодические «отключения», которые она сама не замечает. Знает о них со слов окружающих. При психологическом исследовании контакт не нарушен. Затрудненная врабатываемость. Объем и переключаемость внимания недостаточны. Отмечаются кратковременные, непродолжительные (до 10 сек.) эпизоды помрачения сознания. В момент приступа девочка застывает, глаза открыты, не слышит обращенной речи.
После приступа спокойно возвращается к прерванной деятельности.
Механическое запоминание успешно: 8,10. Интеллект – в границах нормы.
Доступны задания «исключения» и «обобщения». Зрительный анализ и синтез не нарушены. При исследовании личности отмечается высокая самооценка: высокий уровень притязаний, слабо зависящий от успешности.
Отмечаются такие черты характера, как вспыльчивость, злопамятность.
С каким нарушением психической деятельности может быть связано
состояние девочки?
Юношеская абсансная эпилепсия
Консультации каких специалистов обязательны?
Невропатолог и эпилептолог
Задание № 4. Заполните таблицу
№ | Нарушение | Классификация нарушений | |
1 | Нарушения слуха | По международной классификации выделяют четыре степени снижения слуха, в зависимости от порога слуха. При первой степени снижение слуха не превышает 40 дБ; вторая - от 41 до 55 дБ; третья - от 56 до 70 дБ; четвертая - снижение слуха от 71 до 90 дБ, а большее снижение слуха свидетельствует о наличие глухоты. Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. | |
2 | Нарушения зрения | 1. слепые. Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять абсолютно, или тотально слепых — дети с полным отсутствием зрительных ощущений; и частично слепых — дети, имеющие светоощущение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04 (дети с остаточным зрением). 2. слабовидящие - острота зрения от 0,05 до 0,2. К данной категории относятся дети с такими заболеваниями как близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия и др. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения у детей. Врожденные наблюдаются в результате воздействия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близорукость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Приобретенные заболевания. Причины их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга) | |
3 | Дети с нарушением речи | КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ I. Нарушения устной речи Нарушения фонационного оформления высказывания • Дислалия • Дизартрия • Ринолалия • Заикание • Тахилалия • Брадилалия • Нарушения голоса Нарушения структурно-семантического оформления высказывания • Алалия • Афазия II. Нарушения письменной речи • Дисграфия • Дислексия | ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Первая группа Нарушение средств общения •Фонетико фонематическое недоразвитие речи (ФФН) •Общее недоразвитие речи (ОНР) Вторая группа Нарушения в применении средств общения • Заикание |
4 | Дети с ДЦП | 1. Спастическая диплегия. Двигательные нарушения верхних и нижних конечностей, больше поражены ногИ. 2. Двойная гемиплегия. Тяжелые двигательные нарушения во всех 4х конечностях. 3. Гемиопаретическая. Поражение половины тела. 4. Гиперкинетическая. Наличие насильственных движений при волнении, усталости и т.п. 5. Атонически-астатическая. Нарушена координация движений, снижение мышечного тонуса. | |
5 | Дети с РДА | К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА: 1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего 2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего 4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим | |
6 | Дети с дисгармоничным развитием личности | это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация. Классификации Дисгармоничного развития Сухарева Т.Е. -конституциональные психопатии; - органические психопатии: - смешанные. Конституциональные психопатии - наследственные, к ним относятся: психопатическое развитие по шизоидному, эпилептоидному, психоастеническому и истероиднолу типу. Органические психопатии - при раннем поражении нервной системы во внутриутробном развитии, при родах. Т.Е. Сухарева выделяет 2 группы: - возбудимую: - безтормозную. |