Файл: Практических заданий по дисциплине специальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций


Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Группа 21П171в
Студент
А.В. Гребенникова


МОСКВА 2023

Задание № 7. Ответьте на вопросы, приведенные ниже.
1) Какова последовательная цепочка вторичных отклонений, имеющихся у лиц с нарушениями слуховой функции?
По И. М. Соловьеву у категории детей с нарушением слуха отмечены такие специфические закономерности развития психики, как: нарастание незначительных отличий глухого от нормы на ранних этапах онтогенеза в течение последующего времени. В условиях специального обучения происходит сближение вплоть до совпадения с нормой развития глухого ребенка. Далее стойкая глухота препятствует спонтанному появлению словесной речи, что в свою очередь определяет стойкое своеобразие практически всех аспектов социопсихического развития глухого ребенка. Доказано, что даже небольшое нарушение слуха или односторонняя глухота заметно снижают способность ребенка к обучению, общению и к поведению в классе. (Далее краткая характеристика развития речи, сенсорного развития, мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного восприятия, вибрационных ощущений, осязательного восприятия, статических ощущений, кинестетических ощущений, нравственного развития, эмоциональной сферы, самосознания
2) В чем заключается проблема компенсации глухоты (на основе теории

компенсации психических функций Л. С. Выготского).

Первое. Л. С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глухой другим путем получить не может. Сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта.
Второе. Л. С. Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном характере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, условий, способствующих успешной компенсации.
Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка можно представить в следующем виде: первичный дефект — нарушение слуха, вторичное отклонение — нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка — своеобразное развитие всех познавательных процессов — восприятия, памяти, воображения, мышления, отклонения четвертого порядка — нарушения в развитии личности.
Третье. Л.С.Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначительные нарушения слуха, по мнению Л. С. Выготского, оказываются для человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Следует как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна.
Четвертое. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С.Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Включение людей с недостатками слуха в активную трудовую жизнь вместе со слышащими - вот главное направление компенсаторной работы.


Пятое. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л. С. Выготского о том, что «сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным». Поэтому говорящий глухой, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст для этого повода другим. При анализе теории А.Адлера Л.С.Выготский отрицательно оценивал спонтанность возникновения стремления к сверхкомпенсации. Положительной стороной идеи сверхкомпенсации он считал оценку не страдания, а усилий, направленных на его преодоление.
3) Каким образом данные положения в теории компенсации психических функций Л. С. Выготского определяют сущность работы с детьми, имеющими нарушения слуха?
Компенсация психических функций - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь. - М., 1990). При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации.

Первый - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия.

Второй тип - межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. "Надо создавать потребность в общечеловеческой речи - тогда появится и речь" (Л. С. Выготский).

4) Каковы характерные черты психического развития в детском и подростковом возрасте у людей, имеющих нарушения слуха и нарушения центральной нервной системы (при олигофрении, задержке

психического развития, детском церебральном параличе, нарушении

речевых зон коры головного мозга)?
Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
Задание № 6. Ответьте на вопросы ниже.

Галя Е.,13 лет обратилась учительница с жалобой на отвлекаемость,

нарушения поведения (внезапные уходы из школы). Успеваемость средняя.

Из беседы с мамой выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально.

Наследственность отягощена – отец страдает эпилепсией. В течение последнего года девочка переболела скарлатиной, пневмонией. Летом после

перегрева на солнце наблюдался судорожный припадок с потерей сознания.

Сейчас девочка иногда «отвлекается», не всегда отвечает на вопросы. Дважды уходила из школы и оказывалась в незнакомом месте. Девочка жалуется на периодические «отключения», которые она сама не замечает. Знает о них со слов окружающих. При психологическом исследовании контакт не нарушен. Затрудненная врабатываемость. Объем и переключаемость внимания недостаточны. Отмечаются кратковременные, непродолжительные (до 10 сек.) эпизоды помрачения сознания. В момент приступа девочка застывает, глаза открыты, не слышит обращенной речи.

После приступа спокойно возвращается к прерванной деятельности.

Механическое запоминание успешно: 8,10. Интеллект – в границах нормы.

Доступны задания «исключения» и «обобщения». Зрительный анализ и синтез не нарушены. При исследовании личности отмечается высокая самооценка: высокий уровень притязаний, слабо зависящий от успешности.

Отмечаются такие черты характера, как вспыльчивость, злопамятность.


С каким нарушением психической деятельности может быть связано

состояние девочки?
Юношеская абсансная эпилепсия
Консультации каких специалистов обязательны?
Невропатолог и эпилептолог
Задание № 4. Заполните таблицу




Нарушение

Классификация нарушений

1

Нарушения слуха

По международной классификации выделяют четыре степени снижения слуха, в зависимости от порога слуха.

При первой степени снижение слуха не превышает 40 дБ;

вторая - от 41 до 55 дБ;

третья - от 56 до 70 дБ;

четвертая - снижение слуха от 71 до 90 дБ, а большее снижение слуха свидетельствует о наличие глухоты. Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование.

2

Нарушения зрения

1. слепые. Среди лиц, относящихся к категории слепых, принято выделять абсолютно, или тотально слепых — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

и частично слепых — дети, имеющие светоощущение (способность различать свет и тьму), либо формальное зрение (возможность различения формы предмета, т.е. выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04 (дети с остаточным зрением).

2. слабовидящие - острота зрения от 0,05 до 0,2. К данной категории относятся дети с такими заболеваниями как близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия и др.

Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
Выделяют врожденные и приобретенные нарушения зрения у детей.

Врожденные наблюдаются в результате воздействия отрицательных факторов на плод или эмбрион, а также при наличии наследственного фактора (врожденная близорукость, гидрофтальм, микрофтальм и др.). Приобретенные заболевания. Причины их возникновения: детские инфекционные заболевания; травмы органа зрения; поражение центральной нервной системы (менингиты, менингоэнцефалиты, травмы и опухоли головного мозга)

3

Дети с нарушением

речи

КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

I. Нарушения устной речи

Нарушения фонационного

оформления высказывания

• Дислалия

• Дизартрия

• Ринолалия

• Заикание

• Тахилалия

• Брадилалия

• Нарушения голоса

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания

• Алалия

• Афазия

II. Нарушения письменной речи

• Дисграфия

• Дислексия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ

Первая группа

Нарушение средств общения

•Фонетико фонематическое

недоразвитие речи (ФФН)

•Общее недоразвитие речи (ОНР)

Вторая группа

Нарушения в применении средств

общения

• Заикание

4

Дети с ДЦП

1. Спастическая диплегия. Двигательные нарушения верхних и нижних конечностей, больше поражены ногИ.

2. Двойная гемиплегия. Тяжелые двигательные нарушения во всех 4х конечностях.

3. Гемиопаретическая. Поражение половины тела.

4. Гиперкинетическая. Наличие насильственных движений при волнении, усталости и т.п.

5. Атонически-астатическая. Нарушена координация движений, снижение мышечного тонуса.

5

Дети с РДА

К. С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА:

1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего

2 группа - с преобладанием аутистического отвержения окружающего

3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего

4 группа - с преобладанием сверх тормозимости в отношениях с окружающим

6

Дети с дисгармоничным развитием

личности

это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии отмечаются три критерия, характеризующих психопатию: тотальность патологических черт характера, относительная стабильность их проявлений в течение жизни и социальная дезадаптация.

Классификации Дисгармоничного развития Сухарева Т.Е.

-конституциональные психопатии;

- органические психопатии:

- смешанные.

Конституциональные психопатии - наследственные, к ним относятся: психопатическое развитие по шизоидному, эпилептоидному, психоастеническому и истероиднолу типу.

Органические психопатии - при раннем поражении нервной системы во внутриутробном развитии, при родах.

Т.Е. Сухарева выделяет 2 группы:

- возбудимую:

- безтормозную.