ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор: Клейменова Н. В., учитель химии и биологии МБОУ «Рыбновская СШ №1»

Технологическая карта урока изучения нового материала в 8 классе по теме «КИСЛОТЫ».

“Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле”.
(
Аристотель)



Тема

НЕОРГАНИЧЕСКИЕ КИСЛОТЫ

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

  • Сформировать комплекс знаний у учащихся о кислотах как классе неорганических веществ.

  • создание условий для освоения учащимися представлений о кислотах как о классе неорганических веществ, для формирования умения распознавать кислоты по формуле, названию и с помощью индикаторов, применять знания об общих свойствах кислот для безопасного использования их в повседневной жизни




Задачи

  • сформировать представление учащихся о кислотах, их составе, способах классификации и названий представителей класса кислот;

  • стимулировать обучающихся к целеполаганию, планированию деятельности, проведению эксперимента, наблюдению, анализу индивидуальных достижений, умению делать выводы, умению слушать и слышать другого человека;

  • обеспечить формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий обучающихся через различные виды деятельности, в т. ч. исследовательскую;




  • использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников при выполнении домашних заданий и представлении результатов.




Планируемый результат

  • Знать определение, состав кислот и их классификацию; 

  • Знать правила техники безопасности при работе с кислотами;

  • Знать важнейшие неорганические кислоты;

  • Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот;

  • Уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;

  • Уметь использовать возможности ИКТ, Интернет-ресурсов и других информационных источников для выполнения домашних заданий и представления результатов;



Основные понятия

  • Кислоты ;

  • Кислотный остаток;

  • Систематическая (IUPAC) и историческая номенклатура неорганических кислот;

  • Индикаторы

.

Межпредметные связи

Биология, математика, история, латинский язык.

Ресурсы: основные

дополнительные


Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян.-М.:Дрофа,2012

Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/ 

Учительский портал http://www.uchportal.ru/ 

Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/

Сеть творческих учителей/химоза http://www.it-n.ru/

Используемые технологии



  1. Технологии системно-деятельного подхода

  2. Технология проблемного обучения

  3. Технология игрового обучения

4. Интерактивные технологии

5. Исследовательская деятельность

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная (работа с заданиями), парная (проведение эксперимента, взаимопроверка, взаимопомощь), групповая

Приемы и средства обучения:

Опора на знания обучающихся, эксперимент, использование алгоритмов, сравнение и анализ, компьютер, мультимедийный проектор, слайды, выполненные в программе Microsoft Power Point.


Оборудование

На столах учащихся:

периодическая таблица, таблица растворимости, таблица «Изменение окраски индикаторов в различных средах», раздаточный материал самостоятельной работы, работы в парах, инструктивная карта для лабораторной работы

штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, раствор лимонной кислоты, раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж, универсальный; вода

На столе учителя:

аскорбиновая кислота, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты, раствор лимонной кислоты, раствор гидроксида натрия ,вода, индикаторы, штатив с пробирками, комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку

В классе:

таблица растворимости , периодическая таблица Менделеева













Виды учебной деятельности обучающихся

Коммуникативные УУД: - обеспечение возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, построение речевых высказываний, работа с информацией, построение вопросов.

Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение, ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

Регулятивные УУД – целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Познавательные УУД – общие учебные действия, подготовка и решение практических задач, овладение межпредметными понятиями, расширение опыта специфического для предметной области (химии), деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.



СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент
Мотивация обучающихся для деятельности на уроке

Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку.
Девизом нашего урока станут слова Аристотеля: " Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле", сл.1

Каков смысл этого высказывания?

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места


Дают разные варианты ответов ( не только знать, но и уметь пользоваться знаниями, применять их на практике)

1 мин.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2



Актуализация знаний

Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?
Какие классы неорганических соединений мы изучили?
Назовите характерную особенность оксида


Как классифицируют оксиды?

основания


Как классифицируют основания? Задание 1. Сл.2. Выберите формулы

1 вариант – оксидов

2 вариант – оснований

Назовите их, классифицируйте. Выполните задание в рабочих листах.

Контролирует выполнение

Все согласны? Или кто-то думал иначе?


Обучающиеся отвечают на вопросы.

Оксиды, основания

Если в паре элементов, кислород вторым стоит, ты же знаешь, эта пара
называется оксид
Если формулы начало представляется с металла, ОН – красуется затем, вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества - основания
Взаимопроверка. Выполняют задание – выделяют  2 группы веществ по признакам классов: оксиды,

основания.

Взаимопроверка



6 мин.

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создает  проблемную ситуацию



3

4


Определение затруднений

Создание  проблемной ситуации

Определение темы, цели и задач урока

Я предлагаю выполнить следующее задание. Слайд 3
Определите класс, название, состав и классификацию и способ распознавания следующих веществ

HCl, H2SO4
Давайте проверим, что у вас получилось.
Никто из вас не смог выполнить задание. Почему?
Хотите узнать, чтобы в конце урока выполнить это задание?
Х

Тогда предлагаю выполнить контекстные задания

Послушаем ваше мнение о каком веществе идет речь?

Докажите, что это кислота
О чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Пытаются это сделать

Не получилось, что-то отвечают, ...

Не знаем, не хватило знаний, ..не изучали.
Да

Смысловое чтение материала:

1 ряд

В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.

2 ряд

Это вещество находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи.

3 ряд
С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.

Представитель от каждого ряда зачитывает текст

Кислота

Доказывают .....
О кислотах



2 мин.


3 мин.



Умение решать проблему







Какова будет тема урока? Сл. 4
Теперь не трудно сформулировать цель урока


Вспомните ваше проблемное задание. Каких знаний вам не хватило?
Следовательно, какие задачи вы поставите для достижения цели?

Вспомните девиз урока. Слайд 5 Кем вы будете сегодня на уроке?

А теперь давайте наметим пути достижения цели урока.


Кислоты
Познакомиться с новым классом неорганических соединений - кислотами


Мы не знали, как определить состав, название и классификацию веществ
1.Выяснить состав кислот

2.Узнать их названия
3.Познакомиться с классификацией кислот

4.Освоить ТБ при работе с кислотами

5.Научиться распознавать эти вещества.

6. Выяснить значение кислот в природе и в жизни человека.
Исследователями
Познакомимся с теоретическим материалом, используя учебник, демонстрации опытов

Проведём лабораторный опыт


2 мин.


Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

5



Открытие новых знаний
А) изучение теории

Физ. пауза

Б) Лабораторный опыт


Организуется работа по исследованию класса кислот.

2 задание

Определите состав кислот Слайд 6

Это простые или сложные вещества?

Что между ними общего?

Чем отличаются?

Подчеркните эту часть молекулы, она называется кислотный остаток.

Исходя из состава, дайте определение понятию – кислота.

Зная число атомов водорода, можно определить заряд иона кислотного остатка

3 задание

Выясните, как будут называться эти кислоты, используя текст §21 стр. 119
4 задание

Воспользовавшись текстом параграфа 21, дополнительной информацией, таблицей растворимости изучите классификацию кислот по происхождению, по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде. Приведите примеры, составьте схему.


Обсуждение.

У кого получилось также? Слайд 7


Проводит инструктаж по ТБ
Слайд 8

5 задание

Исследуйте, как изменяется окраска индикаторов в кислой среде
Работайте в парах по инструктивной карте в рабочих листах

Какой вывод можете сделать по результатам работы? Слайд 9

Какой индикатор можно брать для определения кислоты?

О роли кислот в природе и жизни человека нам расскажет Оля с демонстрацией слайдов.
Прослушав его, сделайте вывод. Важны ли кислоты? Многие из вас любители газированных напитков. А что должны помнить с целью сохранения здоровья?

Фронтально
Проводят сравнение

Сложные
Атомы водорода
2-й частью молекул


Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь.
Определяют

ФР

Отвечают по цепочке


Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной

деятельности.

Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде
Используя документ-камеру, комментируют свои схемы

Обучающиеся выполняют эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»
Отчитываются по рядам


Кислоты одинаково изменяют окраску индикатора, т. к. имеют сходный состав.
Отвечают
Ученица рассказывает сообщение «Кислоты в природе и в жизни человека»,

Слайды 10-11 Остальные слушают, делают вывод




2 мин.
1 мин.

2

мин.

6 мин.

2 мин.

6 мин.


1 мин.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;

логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез.

М: умение извлекать необходимую информацию из разных источников и структурировать ее;

умение переводить устную речь на язык знаковой системы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Р: принимают учебную задачу, планируют самостоятельно дальнейшие необходимые действия.


6


Первичное закрепление


Вернёмся к вашему проблемному заданию. Надеюсь, теперь вы сможете его выполнить:

Слайды 12

Определите класс, название, состав, классификацию и способ распознавания следующих веществ:

1 вар -HCl,

2 вар. -H2SO4
Контроль выполнения заданий.

Согласны? У всех также получилось?

(экспериментальная задача – если позволяет время)

Работают индивидуально на карточках
Фронтально

3 мин.

К: формировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать в общей беседе


7



Подведение итогов деятельности

Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги.

Какую цель мы ставили в начале урока?

Достигли?


Анализируют достижение цели.

Определяют свои достижения.

Подводят итоги



1 мин.


П: обработка и использование информации, извлечение нужной информации, выполняют учебно-познавательные действия.

Р: самоконтроль и самооценка достигнутого результата

8


Домашнее задание


Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости: Слайды 13

Выучить формулы и названия кислот

параграф 21, вопросы 1 – 2
По желанию

1)составить кроссворд по теме «Кислоты»

2)исследование « В каких продуктах содержатся кислоты»



Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.


1 мин.




9


Рефлексия деятельности



Оцените работу на уроке

класса

На уроке все (не все) работали:

активно

свою

Материал урока мне был:

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен
Заключительная оценка учителем деятельности учащихся


Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока

поднятием рук



1 мин.


Познавательные:

рефлексия

Личностные: смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



20.11

Рабочий лист

«Ум заключается не только в знании, но и в умении

прилагать знания на деле»

Аристотель

1 задание.

1 вариант - выбрать из таблицы формулы оксидов и назвать их.

2 вариант - выбрать из таблицы формулы оснований и назвать их.



Na2O

Fe(OH)2

H2SiO3

H3PO4

H2CO3

Fe2O3

HNO3

CuOH

CaO

HCl

Al(OH)3

H2SO4

Тема: __________________________________________________

2 задание. Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1-го задания.

Запишите определение.

______________________ - это________________________________________________

__________ ________________________________________________________________

3 задание. Изучите названия и классификацию кислот, составьте схему, приведите примеры (воспользуйтесь текстом § 21, дополнительной информацией).

HCl Классификация

HNO3

H2SO4

H2CO3

H2SiO3

H3PO4



Правила ТБ при работе с кислотами

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. Не пробовать кислоты на вкус и не нюхать их в близком расстоянии. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

5 задание. Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.

Лабораторная работа «Определение окраски индикаторов в кислой среде»

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Время работы – 5 минут.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, универсальная индикаторная бумага (УИБ), лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.

Проведение опыта и оформление результатов:

2). Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

3) Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.


5) Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.

7). Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор

Окраска индикатора в воде

Окраска индикатора в растворе соляной кислоты

Окраска индикатора в лимонной кислоте


УИБ

Желтая







Лакмус

Желтая







Фенолфталеин

Бесцветная







Метилоранж

Оранжевая







Вывод: Независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет … ; а это означает, что все кислоты обладают … свойствами.

Дайте характеристику кислоты по плану:

а) формула; б) наличие кислорода; в) основность; г) растворимость; д) заряд иона, образуемого кислотным остатком е) соответствующий оксид

1 ряд – серной кислоты

2 ряд – азотной кислоты

3 ряд – кремниевой кислоты

Д/з

Всем:

§ 21, упр.1-2, выучить формулы и названия кислот

По желанию:

1) составить кроссворд по теме «Кислоты»

2) исследовательская работа «В каких продуктах содержатся кислоты»

Дополнительная информация

1) контекстные задания

2) классификация кислот