Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
РЕФЕРАТ
на тему: «Гражданское воспитание студентов вузов»
по дисциплине: «Педагогика высшей школы»
студентки 1 курса Вайсер Татьяны
специальности 38.04.01 Экономика
(профиль: Экономика предприятий)
заочная форма обучения
Научный руководитель:
Плотников П.В.
д.п.н.; д.ф, профессор кафедры педагогики,
академик МАНПО
Донецк 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ..................................................................................................................... 3
-
Сущность и проблемы гражданского воспитания ……...................................... 5-
Сущность гражданского воспитания ………………………………...…..5 -
Проблемы гражданского воспитания ……………………………………8
-
-
Цель и задачи гражданского воспитания …...................................................... 10 -
Формы и методы гражданского воспитания .................................................... 12 -
Принципы и педагогические требования ......................................................... 14
Опорный конспект ................................................................................................... 16
Выводы ..................................................................................................................... 17
Список литературы .................................................................................................. 18
Введение
Важнейшим фактором социализации личности выступает воспитание. Оно придает качественную определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и явлений.
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем. Гражданственность важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Гражцанское воспитание и профессиональное обучение единый, целенаправленный процесс формирования личности гражданина, предусматривающий органичное введение процесса гражданского воспитания студентов в общую систему профессиональной подготовки. Успех воспитания гражданина в вузе во многом определяет духовное пространство студенческой среды, которое ориентирует студента на личный опыт демократических отношений, студенческое самоуправление, проектирование и создание аналогичного пространства в будущей профессиональной деятельности.
Гражданское воспитание позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Деятельность педагога в этом направлении, заключается:
-
в знакомстве с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения обучающегося к законам и правовым нормам; -
в сотрудничестве с правовыми организациями в целях правового просвещения обучающихся; -
в организации и проведении внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; -
в формировании умений руководствоваться мотивами долга, совести.
На протяжении всей истории человечества в разные периоды развития педагогической науки гражданское воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный исторический период ее развития.
Сегодня гражданское воспитание это процесс, который осуществляется в учреждениях разного уровня (дошкольных, школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, общественных организациях). Таким образом, гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.
-
Сущность и проблемы гражданского воспитания-
Сущность гражданского воспитания
-
Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.
Обычно знания, необходимые для гражданской социализации, формируются у ребенка на этапе первичной социализации естественным путем (наблюдения, жизненный опыт) в семье, затем пополняются более или менее организованно в школе, причем эти знания подкрепляются каждодневным течением жизни.
Для юношеского возраста характерна противоречивость положения «еще ребенок − уже взрослый». В этот период происходит изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний, т.е. «процесс социального самоопределения, в который входит формирование жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания».
Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования активной гражданской позиций личности обучающихся. В юношеском возрасте появляется потребность свести многообразие фактов в целостную картину бытия. По мнению И.С. Кона, «стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессий), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение)».
Гражданское воспитание современными учеными рассматривается как процесс, имеющий две ярко выраженные части: формирование системы гражданских знаний и умений ими оперировать (образование) и формирование гражданских отношений и поведения, направленности на активную гражданскую деятельность. Связующим звеном между ними как раз и является формирование системы гражданских ценностей, позволяющее через интериоризацию превратить теоретические знания во внутренние убеждения и самостоятельную добровольную деятельность.
Лешер О.В. отмечает, что гражданские отношения и поведение формируются на основе теории установки через следующие этапы: возникновение интереса, ориентация в ценностях, интериоризация ценностей. То есть, для формирования у студентов установки на гражданские ценности, необходимо им эти ценности предъявить (когнитивный момент), обосновав их значимость для личности и общества, закрепить знания о ценностях в учебных ситуациях (нормативно-деятельностный аспект) и обеспечить реализацию этих ценностей в практической деятельности и поведении. В этом процессе важнейшую роль играет личностная ориентированность воспитания, связанная с ориентацией учащихся в этих ценностях, интериоризацией и рефлексией.
Если рассматривать гражданское воспитание как процесс интериоризации гражданских ценностей, среди которых основными являются общество и государство, то главным его результатом следует считать сформированное гражданское сознание. В основе гражданского сознания лежат ценностно окрашенные интегративные знания об обществе и государстве, о гражданских правах и обязанностях, о политике и общественных нормах, законах и символах государства, понимание того, что гражданство – это устойчивая правовая связь человека и государства, порождающая взаимные права, обязанности, ответственность человека и государства.
Процесс воспитания гражданственности у студентов можно рассматривать с позиции формирования гражданских качеств личности. Каждое из качеств личности характеризуется не только суммой составляющих черт и признаков, но и наличием системообразующего элемента. Применительно к гражданственности как сложному интегративному образованию системообразующим компонентом выступает ответственность личности перед самой собой, школьным коллективом и обществом.
Среди духовно-нравственных ценностей в гражданском воспитании студентов особая роль отводится патриотизму. Патриотизм основа гражданственности, в нем сила государства, его народа. Идея государственного патриотизма вдохновляет на создание материальных и духовных ценностей общества, решение каких-либо государственных проблем и интересов (война), если она значима на определенный отрезок времени, когда необходимо сосредоточиться и собраться с силами.
Важной проблемой, связанной с гражданским воспитанием, является задача культурно-педагогического различения того, что в истории и культуре является позитивным, что позволяет выделить два типа гражданского воспитания: воспитание на позитивных феноменах культуры своей страны, а также работа с проблемными феноменами культуры. Данный уровень гражданского воспитания предполагает:
1) создание поля деятельности, способствующего самоопределению и самореализации личности обучающегося как гражданина правового государства;
2) использование молодежного законодательства в решении управленческих задач и при разрешении конфликтов;
3) определение демократических ценностей вуза, семьи, педагога, студентов и их личностное присвоение в условиях высшей школы;
4) соотнесение педагогических задач и действующих норм внутривузовской жизни.
Воспитание преданности своему государству наиболее ответственная задача гражданского воспитания студентов. Именно на этом этапе гражданского воспитания должны быть разъяснены понятия конституционного и воинского долга гражданина. Гражданское воспитание предполагает формирование знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
И театр, и газета, и дискуссионный клуб, и пресс-центр это модели и прообразы таких социальных структур и организаций, в которых в концентрированной форме происходит генерация социальных идей, социальных чувств, формируются или развеиваются мифы, то есть реально функционирует критическое мышление. Подобные формы коллективной организации напрямую связаны с чувственно-рациональным восприятием, и принцип добровольного участия в них даст участникам не меньше знаний и навыков, чем традиционные лекции. Формирование прикладных навыков гражданской деятельности и гражданской культуры студентов осуществляется во внеучебной работе с привлечением разных поколений сограждан, общественности, родителей.
-
Проблемы гражданского воспитания
В исследовании Титовой Е. Н. были выявлены следующие социально-педагогические проблемы, препятствующие формированию гражданственности студентов в современном вузе:
-
ухудшение социального самочувствия и социального поведения студенческой молодежи, пессимизм, уход в себя, переориентация нравственного сознания на явления, осуждающиеся в недавнем прошлом (половая распущенность, наркомания, воровство, проституция и др.); -
снижение воспитательного потенциала вуза, низкий уровень психолого-педагогической подготовки вузовских преподавателей, процесс старения профессорско-преподавательского состава, отсутствие в вузах должностных лиц, отвечающих за воспитание студентов; -
отсутствие методологии воспитательной работы в вузе. Необходима разработка форм и методов воспитания студенчества, новых психолого-педагогических установок, отвечающих новым социально-экономическим, духовным условиям развития общества. Практика высшей школы требует пересмотра целей, принципов, ориентиров, идей, лежащих в основе нравственного и гражданского воспитания. Необходима четкая концепция воспитания вообще и гражданского воспитания в частности; -
в высшей школе в последнее время почти вытеснен процесс воспитания, разрыв между обучением и воспитанием увеличивается, нравственно-психологическая и ценностно-формирующая направленность учебного процесса значительно снизилась; -
в сознании и поведении части молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку «любой ценой», пренебрежительное отношение к соблюдению законов, другим гражданским качествам.