Файл: Гражданское воспитание студентов вузов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Цели и задачи гражданского воспитания

Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Основные цели гражданского воспитания:

  1. Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

  2. Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина  патриота своей земли.

  3. Социализация личности.

  4. Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий учебного плана.

Сластенин В.А. основной целью гражданского воспитания называет формирование гражданственности как «интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения». Социологический контекст приобретает гражданское воспитание в определении В. Крысяк: «целесообразное воздействие на детей и молодежь с целью передать им определенные общественно-политические знания, выработать позиции и нормы поведения, определяющие отношение личности к явлениям общественной жизни, а также определенную модель гражданской культуры».

Исходя из видения цели гражданского воспитания в формировании гражданственности как социально значимого личностного качества, выделяют следующие его задачи на уровне системы образования:

подготовка студентов к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе через приобщение их к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности, что способствует развитию потребности в гражданских действиях;

формирование законопослушного и критического правосознания, профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни социума (профессиональная среда, общественная деятельность, политические отношения);

развитие у обучающихся гражданских качеств, гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе целенаправленного утверждения в сознании студентов гражданских, патриотических, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений, уважения к традиционным нормам морали и нравственности, к культурному и историческому прошлому государства.



  1. Методы и формы гражданского воспитания

Гражданское воспитание должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни. Система гражданского воспитания должна решать триединую задачу образования, воспитания и развития личности, способствуя тем самым ее социализации.

В системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Невозможно уча, не взращивать те или иные качества в личности, или поучая, не пытаться чему-то научить, но, ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственных только ему методов и форм организации.

Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:

  • методы формирования гражданского сознания,

  • методы организации гражданской деятельности,

  • методы стимулирования гражданского поведения,

  • методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств.

Методы формирования гражданского сознания: к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д. В рамках данного метода педагог целенаправленно организует восприятие обучающимися новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).

Метод организации гражданской деятельности  это одна из групп педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача - создание условий для постоянных упражнений студентами в гражданской деятельности.



Современный мир с быстротекущими общественно-политическими, экономическими событиями предоставляет широкое поле деятельности такого рода. Итогом нашей деятельности с использованием данного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина. Поэтому жизнь подростка в коллективе, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данной группы, ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения.

В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).

При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.

Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.

  1. Принципы и педагогические требования

Для оптимизации процесса гражданского воспитания обучающихся следует создавать необходимые условия способствующие удовлетворению их потребностей в индивидуальном поиске смысла жизни и формированию навыков построения стратегии своей жизни.

В каждом образовательном учреждении должны существовать такие условия и социальные отношения, которые давали бы начало демократии и воспитывали у обучающихся чувство гражданской ответственности. Выпускники вуза должны уметь анализировать жизненные ситуации при помощи логического аппарата: сопоставления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, интерпретации  и на их основе формулировать собственное мнение, суждения, оценки. Выпускник должен уметь идентифицировать себя в культурном, политическом, социальном, экономическом современном пространстве, свободно распознавать роли и статусы, намерения и цели, желаемое и действительность. Обучающиеся должны обладать убежденностью в своей личностной позиции, определенностью в отношении будущей судьбы, умениями использовать существующие в обществе механизмы достижения целей.


В организации внеучебной деятельности обучающихся необходимо учитывать такие условия, как непрерывность на всех этапах, разнонаправленность, соответствие уровня сложности возрастным и познавательным возможностям. Непрерывность связана с преемственностью обучения и воспитания, логической последовательностью получения знаний по граждановедению и обретения соответствующих практических навыков по их применению.

Разнонаправленность включает, во-первых, работу со взрослыми: родителями, представителями международных организаций, депутатами, юристами, политологами и т.д. Во-вторых, предполагает различные формы деятельности: воспитательные часы, ролевые, деловые и ситуационные игры, дискуссии и дебаты, экскурсии, комментированные чтения и семинары, олимпиады и викторины, организацию стенной печати, работу пресс-клуба и др. Уровень сложности внеучебной деятельности по гражданскому воспитанию обучающихся учитывается в видах и формах занятий, их тематике.

Анализ многочисленных исследований, позволяет сделать вывод, что для оптимизации процесса гражданской социализации в воспитательной работе необходимо предусмотреть следующие взаимосвязанные направления:

освоение студентами гражданских знаний (правовых, политических, общественных, профессиональных) и интериоризация гражданских ценностей;

усиление воспитания у студентов личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам развития личности, общества (посредством обеспечения взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой, общественной деятельностью);

вовлечение студентов в социально-значимую деятельность (профессиональную, общественную (волонтерскую), политическую и т.п.);

организация студенческого самоуправления как условия реализации творческой активности, гражданственности и самодеятельности в учебно-познавательном и культурном отношениях; как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; как средство социально-правовой защиты.

Значимость образовательного учреждения в деле гражданского воспитания велика в связи с тем, что гражданский опыт приобретается человеком под воздействием широкого круга разнообразных явлений, далеко не всегда обладающих позитивным социализирующим потенциалом. Это пред- полагает необходимость коррекционной воспитательной работы, в которой удалялись бы негативные социальные установки, преодолевалась общественная апатия, а обыденные гражданские знания должны с помощью воспитания наполняться личностным смыслом, становиться субъектным основанием гражданской активности.


Опорный конспект
Гражданское воспитание это формирование гражданственности как интегрированного качества личности, которое даёт человеку возможность чувствовать себя морально, социально, политически и юридически дееспособным и защищённым.
П ринципы гражданского воспитания




Гуманинизация и демократизация

Культуросоответствия

Последовательность и непосредственность

Системность

Самоактивность и самореализация



Интеркультурность

Схема основных компонентов воспитательной работы посвященная

проблемам гражданского воспитания




З нания Я гражданин Принципы


Гражданская деятельность

Выводы

Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства.

Гражданское воспитание студенческой молодежи не может быть локализовано в учебном процессе, а должно осуществляться и во внеучебное время, особенно через систему студенческого самоуправления в вузе. Оно также должно реализовываться в течение всего периода вузовского обучения. Подготовку специалистов важно ориентировать не только на вербальные формы и методы воздействия на воспитанников, но и на практическое овладение необходимыми гражданскими качествами в процессе активной социальной деятельности.