Файл: Конспект лекции тема Подсудность гражданских дел Содержание Заключение 21 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Тема 3. Подсудность гражданских дел


Содержание:


Заключение 21

Введение
Правом разрешать юридические дела и другие правовые вопросы по законодательству РФ пользуются различные органы. Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть. Во-вторых, в отдельных случаях, органы, входящие в систему исполнительной власти. В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемыми самими сторонами спора, к числу которых можно отнести третейские суды, арбитражи, примирительные комиссии, посредников. В четвертых, межгосударственные и международные органы по защите прав и свобод человека.

Одной из немаловажных проблем гражданского процесса является необходимость четкого и правильного определения того суда, в который следует обратиться в случае возникновения гражданско-правового конфликта.

Именно поэтому вопросы, связанные с подведомственностью и подсудностью однозначно являются темой, необходимой для изучения гражданского процессуального права.

Целью данного лекционного занятия является изучение понятий «подведомственность» и «подсудность» и их основных видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- добиться понимания курсантами особенностей подсудности и подведомственности;

- определить виды подсудности и подведомственности;

- разъяснить порядок определения подсудности и подведомственности;

-определить процедуру передачи гражданского дела в другой суд по подсудности.

ВОПРОС 1. Понятие, виды и критерии подведомственности гражданских дел

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Существуют различные виды юрисдикции:

1. Уголовная судебная юрисдикция – осуществляется судами общей юрисдикции по разрешению уголовно-правовых вопросов.


2. Общая гражданская судебная юрисдикция - осуществляется судами общей юрисдикции по разрешению гражданско-правовых и иных вопросов, за исключением отнесенных федеральным законодательством к ведению арбитражных судов.

3. Административная юрисдикция – осуществляется органами, уполномоченными на то законом, рассматривать административно-правовые вопросы.

4. Арбитражная или хозяйственная юрисдикция – осуществляется системой арбитражных судов по разрешению вопросов, отнесенных к их ведению федеральным законодательством.

5. Юрисдикция третейских судов.

Каждый из названных органов, в том числе суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

Таким образом, под подведомственностью понимается круг споров о праве и иных материально-правовых вопросах индивидуального, а в установленном законе случае общего значения, разрешение которых отнесено к ведению органов государства, общественности или органов смешанного характера.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований, а также договорной.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон

, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Тем не менее, обращение в несудебный органов за защитой своих прав не лишает сторону права затем обратиться в суд по этому же вопросу.

Условная (императивная) подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.

Судебная подведомственность гражданских дел

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:

а) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ);


б) дела, разрешаемые в порядке приказного производства (ст. 122 ГПК РФ);

в) дела особого производства (ст. 262 ГПК РФ);

г) дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК РФ);

д) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ).

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства используются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства (приказное, особое производство).

Подведомственность определяется следующими критериями:

1. Характер спорного правоотношения и содержание спора.

По данному критерию мы относим дела к подведомственности суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 27-33 АПК РФ).

2. Субъектный состав участников спора.

Также разграничивает сферу ведения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, если спор при этом вытекает из экономических правоотношений.

3. Спорность либо бесспорность права.

Разграничивает компетенцию между судами и исполнительными органами власти, нотариусами.

4. Наличие договора между сторонами.

Разграничивает компетенцию между государственными органами судебной власти и третейскими судами.
ВОПРОС 2. Понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Виды подсудности.

Понятие подсудности необходимо отличать от понятия подведомственности. Нормы о подсудности определяют компетенцию конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

Нормы же о подведомственности разграничивают компетенцию судов общей юрисдикции от иных судов (арбитражных, третейских), а также других государственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать те или иные вопросы права.


При возбуждении гражданских дел (принятии заявлений судьей) важно правильно определять как подведомственность дела, так и его подсудность. Условием возникновения гражданского процесса по конкретному спору является решение судьей двусторонней задачи: а) относится ли разрешение конкретного спора к ведению суда (подведомственность) и б) какой конкретно суд обязан рассматривать данное дело (подсудность).

В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней: а) районные суды; б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов; в) Верховный Суд Российской Федерации.

В зависимости от рода дела и территории, на которой действует определенный суд, принято различать родовую (предметную) и территориальную (пространственную) подсудность.

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью.

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа: одни дела подсудны по первой инстанции мировым судьям, другие - районным судам, третьи - верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга судам, суду автономной области, судам автономных округов, четвертые - Верховному Суду Российской Федерации.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.