Файл: О состоянии дополнительного образования детей. Дополнительное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О состоянии дополнительного образования детей.

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всесторонне удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Учреждения дополнительного образования детей решают задачи обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Дополнительное образование - это не внеурочная деятельность общеобразовательных школ, а целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

В настоящее время, несмотря на многие сложности, система дополнительного образования детей находятся в стадии развития. В обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования.

Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой

сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность. Дополнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лифта» для значительной части детей.


Важно, чтобы дети развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

Особое внимание при комплектовании творческих объединений в образовательных учреждениях района обращается на привлечение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на контроле в КДН и ЗП, ПДН ОВД. От общего числа детей в системе дополнительного образования детей вышеуказанной категории занимается 8 %.

На базе МБУДО «Дом творчества» образовано интегрированное воспитательное пространство, которое объединяет Дом творчества и 15 школ района.

На первое сентября 2016 года в Доме творчества было зарегистрировано 129 творческих объединений (в прошлом учебном году – 122);

из числа обучающихся в объединениях укомплектовано 200 учебных групп (в прошлом году - 169);

111 объединений работает на базе школ района и 18 - в Доме творчества (по прошлому году: 105 - в школах и 17 - в Доме творчества).

Обучение во всех творческих объединениях ведется на бесплатной основе.

Учреждение дополнительного образования в текущем учебном году посещает 1340 детей.

В 129 творческих объединениях учреждения дополнительного образования занимаются 2 250 детей (70% от всех детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях района),

в том числе занимаются на базе образовательных учреждений 1658 детей (74% от всех обучающихся),

в двух и более кружках занимаются 910 детей (40% от занимающихся),

работают 103 педагога, на 1 педагогического работника в среднем приходится 22 обучающегося.

На развитие системы дополнительного образования детей влияет состояние кадровых ресурсов. На сегодняшний день, в учреждении дополнительного образования Дом творчества работают 103 педагогических работника.

Из них 86 (83 %) педагогов являются совместителями, при этом доля педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет и более составляет 77 %.

Хотелось отметить, что в настоящее время среди педагогов дополнительного образования высшую категорию имеют лишь 16%, 1 категорию 50%, не имеют категории – 34%.

Образовательный процесс в Доме творчества и его филиалах осуществляется на основе реализации образовательных программ (в начале учебного года было запущено в реализацию 129 образовательных программ, в предыдущем - 122) и строится на особых отношениях педагога и ребёнка, в атмосфере комфортности, человеческой теплоты и доверия.



Образовательные программы имеют художественную, естественнонаучную, социально-педагогическую, туристско-краеведческую, физкультурно-спортивную и техническую направленность; при их реализации внедряются современные методики обучения и воспитания детей, проводятся диагностики уровня усвоения знаний обучающихся, их умений и навыков.

Художественное направление – 43 программы (т/о), 946 чел.

Естественнонаучное – 35 программ (т/о), 531 чел.

Социально-педагогическое – 9 программ (т/о) , 154 чел.

Физкультурно-спортивное -28 программ (т/о), 367 чел.

Туристско-краеведческое – 10 программ (т/о), 187 чел.

Техническое – 4 программы (т/о), 60 чел.

По сравнению с прошлым годом произошло увеличение количества творческих объединений туристско-краеведческого направления с 6 до 10 (на 40%) и технического направления – с 2 до 4 (на 50%). Соответственно вырос процент занятости детей района по этим направлениям.

Неотъемлемой частью системы дополнительного образования является организация отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время. Для этих целей при Доме творчества работают лагеря с дневным пребыванием детей. Ежегодно организовывается туристско-спортивный палаточный лагерь «Застава» на 80 - 100 мест.

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень.

Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей.

Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены.

Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения нашего учреждения дополнительного образования.

Здание Дома творчества требует капитального ремонта, более того оно не имеет собственных актового и спортивного залов.

Необходимо финансирование расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Задачи дополнительного образования, решение которых требует особого внимания:

  • обеспечение гарантий доступности дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей «группы риска» и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей, разработки инновационных образовательных программ, в том числе технического профиля, обеспечивающих гибкость, вариативность, внутреннее развитие дополнительного образования;

  • создание современной инфраструктуры дополнительного образования детей, укрепление материально-технической базы, совершенствование экономических отношений;

  • профессиональное совершенствование педагогических и руководящих кадров дополнительного образования детей, повышение эффективности управления учреждением дополнительного образования.