Файл: Практикум по психокоррекции Группа То20П111 Студент С. Н. Пирогова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции

Группа То20П111

Студент




С.Н. Пирогова







МОСКВА 2023

Практическое занятие 1 по темам № 2-6

Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.


«Трудные учащиеся» одна из основных и животрепещущих тем современного мира, ведь это проблема является так же не только психолого-педагогической, но и социальной. Причин для появления все новых случаев трудных подростков огромное множество. Тяжелая экономическая ситуация в стране, смена понимания мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации в обществе и работы в современном конкурентоспособном производстве, но и это не самое главное. Стоит сказать о развитии личности в данном возрасте (подростковом), в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений не только физиологических, но и психических в организме и личности ребенка.

В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия, агрессии, оголились все пороки среди молодежных групп. Обсуждение трудных ситуаций с подростками стало все чаще на различных площадках (школы, газеты, телевидение, социальные сети, различные площадки в сети интернет).

Но говорить только о трудностях и проблемах будет неправильно по отношению к подросткам, которые нас окружают. Ведь подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов. Ребёнок становится самостоятельным, при чем проявляет гордость за свои поступки. Отношения со взрослыми и детьми становятся более содержательными и разнообразными. Изменяется и расширяется сфера деятельности подростка, что помогает ему двигаться на пути самоопределения в жизни в будущем.

К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.

Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.

Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.



Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.

Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися как: беседа, упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия, упражнения на формирование положительного образа-Я, элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на развитие позитивного отношения к жизни, окружающим и себе.

Задачи:

  • гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;

  • развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.

  • усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

  • формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;

Сроки реализации и возраст детей:

Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.

Каждое занятие длится 1 час.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 5-10 человек.

Критерии эффективности программы:

  • позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях;

  • сформированность коммуникативных навыков;

  • повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.

Первичная диагностика:

Цель:определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.

Итоговая диагностика:

Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.

 Определение результативности проведенной работы с ребенком.

Методы и техники работы, используемые в программе:


  1. Беседа;

  2. Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия;

  3. Упражнения на формирование положительного образа-Я;

  4. Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование;

  5. Рефлексия.

Диагностические методики, используемые в работе:

  • Проективная методика «Волшебная страна чувств»;

  • Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;

  • Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;

  • Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

  • Проективная методика «Такие разные деревья»;

  • Семейная социограмма;

  • Незаконченные предложения.

Ожидаемые результаты.

К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.

Тематическое планирование занятий



Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов



Первичная диагностика

1

1



«Кто я?»

1

1



«Какой я? Мои качества характера»

1

1



«Мир чувств и эмоций»

1

1



«Я и общество»

1

1



«Моя ответственность»

1

1



«Навстречу к себе»

1

1



«Моё дерево возможностей»

1

1



«Моё будущее в моих руках»

1

1



Итоговое занятие. Диагностика.

1

1



Всего.

10

10



Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям



Задачи

Игры, упражнения



Установление контакта, доверительных отношений.

1. Первичная диагностика.



Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Прогноз погоды».

3. Упражнение «Рисунок имени».

4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение.

5. Упражнение «Герб». Обсуждение.

6. Завершение.



Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности

1. Приветствие.

2. Беседа «Что такое характер?»

3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение.

4. Упражнения «Мой дракон». Обсуждение.

5. Завершение.



Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами.

1. Приветствие.

2. Беседа «Мир чувств и эмоций».

3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение.

4. Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение.

5. Завершение.



Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение.

3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение.

4. Упражнение «Волшебное озеро».

5. Завершение.




Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни.

1.      Приветствие.

2.      Беседа об ответственности и выборах в своей жизни.

3.      Упражнение «Ромашка». Обсуждение.

4.      Завершение.



Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции.

1            Приветствие.

2            Упражнение «Ладошка». Обсуждение.

3            Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение.

4            Завершение.



Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни.

1.      Приветствие.


2.      Упражнение «Наши привычки». Обсуждение.


3.      Упражнение «Дерево возможностей».  Обсуждение.


4.      Завершение.




Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки.

1.      Приветствие.


2.      Упражнение «Непосредственность». Обсуждение.


3.      Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение.


4.      Завершение.




Завершение программы подведение итогов. Рефлексия.

  1. Итоговая диагностика