Файл: Практикум по психокоррекции Группа То20П111 Студент С. Н. Пирогова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная
МОСКВА 2023 |
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, как устойчивой личностной черты.
Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.
Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.
«Трудные учащиеся» одна из основных и животрепещущих тем современного мира, ведь это проблема является так же не только психолого-педагогической, но и социальной. Причин для появления все новых случаев трудных подростков огромное множество. Тяжелая экономическая ситуация в стране, смена понимания мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации в обществе и работы в современном конкурентоспособном производстве, но и это не самое главное. Стоит сказать о развитии личности в данном возрасте (подростковом), в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений не только физиологических, но и психических в организме и личности ребенка.
В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия, агрессии, оголились все пороки среди молодежных групп. Обсуждение трудных ситуаций с подростками стало все чаще на различных площадках (школы, газеты, телевидение, социальные сети, различные площадки в сети интернет).
Но говорить только о трудностях и проблемах будет неправильно по отношению к подросткам, которые нас окружают. Ведь подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов. Ребёнок становится самостоятельным, при чем проявляет гордость за свои поступки. Отношения со взрослыми и детьми становятся более содержательными и разнообразными. Изменяется и расширяется сфера деятельности подростка, что помогает ему двигаться на пути самоопределения в жизни в будущем.
К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.
Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.
Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.
Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.
Новизна программы заключается в применении различных методов взаимодействия с обучающимися как: беседа, упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия, упражнения на формирование положительного образа-Я, элементы арт-терапии: рисование, коллажирование, рефлексия, которые направлены на развитие позитивного отношения к жизни, окружающим и себе.
Задачи:
-
гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы; -
развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции. -
усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон; -
усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации; -
формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.
Каждое занятие длится 1 час.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 5-10 человек.
Критерии эффективности программы:
-
позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях; -
сформированность коммуникативных навыков; -
повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.
Первичная диагностика:
Цель:определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.
Итоговая диагностика:
Цель: определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.
Определение результативности проведенной работы с ребенком.
Методы и техники работы, используемые в программе:
-
Беседа; -
Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия; -
Упражнения на формирование положительного образа-Я; -
Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование; -
Рефлексия.
Диагностические методики, используемые в работе:
-
Проективная методика «Волшебная страна чувств»; -
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; -
Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина; -
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна; -
Проективная методика «Такие разные деревья»; -
Семейная социограмма; -
Незаконченные предложения.
Ожидаемые результаты.
К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
| Первичная диагностика | 1 | 1 |
| «Кто я?» | 1 | 1 |
| «Какой я? Мои качества характера» | 1 | 1 |
| «Мир чувств и эмоций» | 1 | 1 |
| «Я и общество» | 1 | 1 |
| «Моя ответственность» | 1 | 1 |
| «Навстречу к себе» | 1 | 1 |
| «Моё дерево возможностей» | 1 | 1 |
| «Моё будущее в моих руках» | 1 | 1 |
| Итоговое занятие. Диагностика. | 1 | 1 |
| Всего. | 10 | 10 |
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ | Задачи | Игры, упражнения |
| Установление контакта, доверительных отношений. | 1. Первичная диагностика. |
| Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Прогноз погоды». | ||
3. Упражнение «Рисунок имени». | ||
4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение. | ||
5. Упражнение «Герб». Обсуждение. | ||
6. Завершение. | ||
| Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности | 1. Приветствие. |
2. Беседа «Что такое характер?» | ||
3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение. | ||
4. Упражнения «Мой дракон». Обсуждение. | ||
5. Завершение. | ||
| Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами. | 1. Приветствие. |
2. Беседа «Мир чувств и эмоций». | ||
3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение. | ||
4. Упражнение «Наши чувства - наши поступки». Обсуждение. | ||
5. Завершение. | ||
| Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение. | ||
4. Упражнение «Волшебное озеро». | ||
5. Завершение. | ||
| Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни. | 1. Приветствие. |
2. Беседа об ответственности и выборах в своей жизни. | ||
3. Упражнение «Ромашка». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции. | 1 Приветствие. |
2 Упражнение «Ладошка». Обсуждение. | ||
3 Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение. | ||
4 Завершение. | ||
| Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Наши привычки». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Дерево возможностей». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Непосредственность». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Завершение программы подведение итогов. Рефлексия. |
|