Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Необихевиоризм. Социобихевиоризм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ (ЧАСТЬ 1/1)
Группа ТО20П111
Студент
С.Н.Пирогова
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия №1 «Необихевиоризм.
Социобихевиоризм» (выполняется после изучения темы № 9)
4. Охарактеризуйте понятие «латентное научение».
Латентное научение (англ. latent learning) - заключается в возможности непроизвольного ознакомления с ситуацией или последовательностью событий, в результате чего создается готовность выполнять в будущем практические действия, адекватные данной ситуации, либо обеспечивающие ускорение последующего целенаправленного обучения. Понятие Латентное научение служило ареной борьбы между взглядами на природу научения классического бихевиоризма и необихевиоризма. Иногда Латентное научение рассматривают как особый вид запечатления, основанный на принципе образования ассоциативной временной связи между индифферентными стимулами в условиях ориентировочно-исследовательского поведения. Конкретными примерами этого могут служить многочисленные факты, когда, знакомясь с ситуацией при отсутствии специального подкрепления (утоления голода, жажды и др.), животное (или ребенок) осваивает ее настолько, что затем может успешно использовать знания о ситуации в условиях реализации какой то возникшей потребности.
Семинарского занятия № 2 «Неофрейдизм»
6. Невротические потребности.
К. Хорни (1885—1952) выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной (в терминологии Хорни, культурной) обусловленности формирования характера человека и неврозов. Теория Карен Хорни представляет собой уникальный синтез идей Фрейда и Адлера. К.Хорни подчеркивает важность мощных неосознаваемых интрапсихических конфликтов.
Карен Хорни как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.
Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами.
В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности — основной невротической потребности.
К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности:
1. Потребность в удовлетворении (биологические нужды)
2. Потребность в безопасности (основополагающий мотив – быть любимым, желанным, защищенным от опасности)
Результат неудовлетворение потребности в безопасности – установка базальной враждебности у ребёнка
Базальная враждебность ведёт к появлению базальной тревоги
Базальная тревога Невроз
Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Хорни считала, что в удовлетворении потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей.
• Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность.
• И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности.
Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней:
он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение.
В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами как: беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.
Этиология невротического поведения
Следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Десять невротических потребностей, описанных Хорни
1. В любви и одобрении - Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере - Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях - Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти - Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других - Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании - Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой - Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии - Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости - Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости - Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели
К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности.
Таким образом, Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге.
Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация "от людей", "против людей" и "к людям". У невротической личности обычно преобладает одна из них.
Тестовые задания к практическому занятию № 2
1. Создателем психоаналитического направления в психологии явился
А) З.Фрейд
Б) К.Юнг
В) А.Адлер
Г) Э.Эриксон
Д) Э.Фромм
2.К представителям различных ветвей психоаналитического направления относятся все перечисленные ниже ученые, кроме
А) К.Юнга
Б) В.Райха
В) О.Ранка
Г) Н.Миллера
Д) А.Адлера
3. Концепция либидо была предложена
А) К.Юнгом
Б) В.Райхом
В) О.Ранком
Г) А.Адлером
Д) З.Фрейдом
4. Энергия влечения, которая является источником мыслей и поведения, в классическом психоанализе получила название
А) эрос
Б) танатос
В) либидо
Г) оргон
Д) инстинкт
5. З.Фрейд считал, что события, которые стали причиной наших проблем в настоящем, необходимо
А) вспомнить
Б) осознать
В) проработать
Г) пережить
Д) все ответы верны
6. Психоанализ – это
А) глубинная психология (направление психологии)
Б) анализ личности, ее биографии (метод изучения личности)
В) учение о бессознательном
Г) лечение разговором (метод психотерапии)
Д) все ответы верны
7. Из всех подходов в рамках глубинной психологии хронологически более ранним является такое направление, как
А) фрейдизм
Б) эго - психология
В) неофрейдизм
Г) трансактный анализ
Д) теория привязанности
8. Перу З.Фрейда принадлежат перечисленные ниже работы, кроме одной. Назовите ее:
А) «Психология сновидений»
Б) «Психологические типы»
В) «Психопатология обыденной жизни»
Г) «Достоевский и отцеубийство»
Д) «По ту сторону принципа удовольствия»
9. Модель психики, согласно которой движущей силой поведения являются конфликтующие тенденции, называется
А) механистическая модель психики
Б) статическая модель психики
В) динамическая модель психики
Г) бессознательная модель психики
Д) мотивационная модель психики
10. Методологическим принципом психоанализа является такое положение:
А) понимание психического как личностного, мотивационного
Б) рассмотрение развития как адаптации к среде
В) движущие силы психического развития - врожденные и бессознательные
Г) основы личности закладываются уже в раннем детстве
Д) все ответы верны
11. На основные положения психоаналитической теории повлияло то, что З.Фрейд имел образование и практику в области
А) юриспруденции
Б) искусства
В) педагогики
Г) медицины
Д) математики
12. З.Фрейд жил и работал в городе, который до сих пор считается родиной и центром психоанализа и который дал название
классическому психоаналитическому подходу – это
А) Лейпциг
Б) Вена
В) Мюнхен
Г) Вюрцбург
Д) Берлин
13. Знаменитую работу «Исследование истерии» З.Фрейд написал вместе со своим старшим коллегой и другом - известным психиатром
А) Э.Брюке
Б) Ф.Брентано
В) Й.Брейером
Г) Ж.Шарко
Д) К.Г.Юнгом
14. В работе «Исследование истерии» описано пять клинических примеров, один из которых стал классикой психоанализа и вошел во все учебники в качестве хрестоматийного примера истерического невроза – он называется