Файл: Практическое задание 10 Ильина Н. В. Практическая часть Описание метода Психосинтеза.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.

Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями».

Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго, Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.). Высшее Я не изменяется и не исчезает. Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», то есть снова начинает осознаваться нами.

Ученик Ассаджиоли Пьеро Ферруччи ввел понятия персонального Я и трансперсонального Я. Создается впечатление, что в каждом из нас существуют два Я. То же самое указано и на схеме структуры личности по Ассаджиоли (рис. 8.1). Личное Я не осознает трансперсональное Я, а трансперсональное не проявляет себя в нашем сознании. С другой стороны, сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

Наша психика не изолирована, она, по образном}' выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным. По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение. Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы структуры личности, не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий»-, а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.


  1. Опишите этапы, через которые можно достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими. 

Центральная проблема человеческой жизни – несвобода, кажущаяся “раздвоенность” (Я – личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я – истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я – едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через этапы:

  • Глубокое знание своей личности – исследование низшего бессознательного, затем – среднего и высшего (психоанализ) – открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.

  • Умение управлять различными элементами личности – метод дезиндентификации – нами управляют все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем. То есть – дезинтеграция выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управление и использование высвободившейся таким образом энергии.

  • Познание своего истинного Я – открытие или создание объединяющего центра – расширить сознание своей личности до осознания своего Я. , иными словами – двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я. Здесь использование соответствующих активных техник (возможно – естественный внутренний рост), каждый этап связан с новой идентификацией (например – человек создает идеал свей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, таким образом делает этот идеал достижимым – идеал – художник, реализующий себя через создание прекрасного). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне – человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть – не прямой путь к высшему Я, но – истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.

  • Психосинтез – формирование или реконструкция личности вокруг нового центра – вокруг созданного центра строится новая личность, которой присущи согласованность, организованность и единство.


  1. Сначала – план действий, внутренняя программа – представить себе цель - модель с динамической творческой силой (новую личность, к которой стремится человек) и различные связанные с этим задачи; возможно – действие по наитию у людей соответствующего склада. Модель не должна быть слишком жесткой в первом случае действий, во втором случае – действия не должны быть слишком пассивными плюс адекватная оценка перемен.

  2. Следующий этап – практический психосинтез – собственно формирование новой личности. Использование доступной энергии – силы, освободившиеся в результате анализа и дезинтеграции бессознательных комплексов, скрытые до сих пор, пренебрегаемые тенденции, существующие на различных уровнях психики. Развитие тех сторон личности, которые не вполне соответствуют поставленной задаче или же полностью отсутствуют: через аутосуггестию (вызывание у себя необходимых качеств, творческое утверждение их наличия) или методичная тренировка неразвитых функций. Координация и субординация различных видов психической энергии, создание прочной организации личности.

Рекомендуемая литература:
1.      Малкина-Пых, Ирина Германовна. Телесная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – Москва: Эксмо, 2005. – 749 с.
2.      Пезешкиан Н.  Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СП. Речь, 2001. – 288с.
3.      Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство. – М: Независимая фирма «Класс», 2005.