Файл: Чтобы понять какуюлибо науку, необходимо знать историю этой науки (Огюст Конт).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чтобы понять какую-либо науку, необходимо знать историю этой науки (Огюст Конт).

План.

I. Введение.

II.Основная часть.

  1. История науки.

  2. Проблема начала науки.

  3. Периодизация науки.

  4. Развитие естествознания.

  5. Основные этапы развития естествознания:

а ) натурфилософия,

б ) классическое естествознание,

в ) синтетическая стадия,

г) интегративно-дифференциальная стадия,

д ) информационно-логическая стадия познания естествознания.

  1. Три основные концепции науки.

  2. Высказывания философов, учёных, известных людей о науке.

III. Заключение.

Чтобы понять какую-либо науку, необходимо знать историю этой науки (Огюст Конт).

Эссе

Я согласен с высказыванием французского философа и социолога, жившим в Париже с 1796 года по 1857 год Огюстом Контом: «Чтобы понять какую-либо науку, необходимо знать историю этой науки». Возьмём для примера науку естествознание. Древнейшим предшественником подлинной социальной науки О. Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политическое. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также естествоиспытателей прошлого.

Чтобы раскрыть эту тему, нужно рассмотреть несколько вопросов об истории науки, её проблемах и периодизации. Во-первых, наука возникла в античной Греции в VI в. до н.э. где первые философы были одновременно и учёными. Их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания. И большое внимание уделялось системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания. Итак, другими словами, наука становится наукой только тогда, когда она становится очевидной общественной силой. Только в этих условиях к ней относятся серьезно, и она может распространять свое истинное видение мира в обществе, и быть, в определенной степени, независимой от общества. Наука отражает законы мира
, как они действуют сами по себе (без вмешательства человека). Это означает, что наука не вырабатывает, а отражает законы существующего мира (природы), благодаря этому она систематизирует и проверяет знания, а сама она выступает результатом систематизации и практической проверки достоверности упорядоченных научных знаний.

Дискуссионность этого вопроса обусловлена рядом факторов.

Различные конкретные науки имеют разное время рождения. Так, античность дала миру математику, Новое время - современное естествознание, в XIX в. появляется общество - знание. Я согласен с Огюстом Контом, чтобы понять какую-либо науку, нам следует обратиться к истории.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но проблема начала науки появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания - объективных общезначимых истин науки. Таким образом, наука - явление конкретно-историческое и не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, проходящие в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов, то возникает проблема периодизации истории науки, т.е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития ("эволюционный срез").

Естествозна́ние – совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII–XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.

В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания естественные науки ещё не сформировались.

С точки зрения современной науки, естествознание – область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое. К естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных – от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. Естествозна́ние – совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII–XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.



В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания естественные науки ещё не сформировались.

К естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных – от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов её развития («эволюционный срез») Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия, интегративно-дифференциальная стадия, нформациологическая стадия познания природы. Нужно иметь в виду, что в истории общества развитие естествознания не являлось монотонным процессом - имели место переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежние представления о мире. Итак, натурфилософия или философия природы (от лат .philosophia naturalis) - философское изучение природы и физической Вселенной, господствовавшее до развития современной науки. Она считается предшественницей естествознания. Со времен Древнего мира, начиная с Аристотеля и до XIX века, натурфилософия была общим термином для практики изучения природы. Почему называется натурфилософия?

Натурфилосо́фия (от лат. natura «природа») — термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений.

Второй этап- классическое естествознание. По сути это и есть исходная точка отсчёта становления естествознания как научной дисциплины. Хронологически этот период начинается в 16 веке и завершается к середине 19 века. Становлению классического естествознания предшествует эпоха Возрождения, которая как раз заканчивается к 16 веку, с идеями натурфилософии. В это время происходит радикальная трансформация взглядов учёного сообщества на окружающий мир.

Третий этап- синтетическая стадия, в процессе которой определяется влияние изменения одной части объекта на построение других его частей
, изменение других объектов, работающих совместно с данным; – стадия постановки задачи, в которой определяется конечная цель решения задачи, выбирается наиболее эффективный путь решения, определяются требуемые количественные показатели.

Четвертый этап - «интегрально-дифференциальная стадия» (конец XIX - середина ХХ в.в.); она характеризуется:

1. Обоснованием принципиальной целостности (интегральности) всего естествознания;

2. Усилением дифференциации наук и резким возрастанием объема эмпирических исследований;

3. Взаимным проникновением идей и методов различных наук; появлением «синтетических наук»;

4. Созданием универсальных теорий, выводящих все разнообразие природных явлений из одного или нескольких общетеоретических принципов, например, А.Эйнштейн «Общая теория относительности для непрерывного макромира», В.Гейзенберг «Квантовая теория для дискретного микромира». Для этого периода характерна целая серия блестящих открытий в физике - сложность строения атома, явление радиоактивности, дискретный характер радиомагнитных излучений и др.

Пятый этап – информациологическая стадия познания природы – (60 – 70 г.г. XX в. и по настоящее время). Человечество вступило в век сплошной информатизации, отличающийся ускоренными темпами развития и внедрения во все сферы народно-хозяйственной и социально-политической деятельности общества таких катализаторов прогресса, как ЭВМ, персональные компьютеры, лазерная техника и спутниковая связь.

Информация предполагает в первую очередь повышение производительности труда, во-вторых, развитие научных исследований, повышение грамотности и уровня жизни населения; в-третьих, вступление в новую социально-экономическую формацию - информационно-сотовое общество.

Прихожу к выводу, что наука в ходе своего развития прошла следующие этапы: древняя наука, средневековая наука, нововременная, классическая наука и современная наука. Cуществуют три основные концепции науки: - наука как знание - наука как деятельность - наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки .

Мне нравятся высказывания философов, учёных, известных людей о науке. Например, « Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы. Всякое развитие обнаруживает со временем все новые и более глубокие трудности.»,- сказал Альберт Эйнштейн, немецкий физик-теоретик, в 1921 году получил Нобелевскую премию в области физики. Написал свыше трехсот научных работ по физике и почти две сотни книг на исторические и философские темы. «Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.» Бернард Шоу -ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей.


Подводя итог, хочу сказать , что история науки есть история событий, выбранных и интерпретированных некоторым нормативным образом. Чтобы понять какую-либо науку, необходимо знать историю этой науки. И если это так, то проблема оценки науки и научного исследования, а, следовательно, конкурирующих реконструкций истории - проблема, на которую до сего времени не обращали внимания, - приобретает первостепенное значение. В своей работе я рассмотрела основные этапы развития науки. Раскрывая тему, я показал, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день. И несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым.

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален, как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.