Файл: Исследование по проблеме Заключение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Прогрессивные деятели педагогики
Большой популярностью среди народных учителей пользовались в рассматриваемый период работы Василия Порфирьевича Вахтерова (1853—1924), особенно работы в области методики начального обучения. Вахтеров сначала был народным учителем, а затем в 90-х годах—инспектором народных училищ, но был вынужден оставить эту службу. Он стал активным участником общественных организаций, занимавшихся разработкой вопросов всеобщего обучения, программ и методов работы народной школы, был лектором учительских курсов и преподавателем курсов для рабочих, составлял учебные и методические пособия для начальной школы.
После Великой Октябрьской социалистической революции Вахтеров вел работу в области методической подготовки советских учителей, в частности работавших по ликвидации неграмотности среди красноармейцев.
Законы общественного развития Вахтеров понимал идеалистически. Он верил, что основной путь к созданию нового общества — просвещение. С одной стороны, он был противником крепостничества и самодержавия, резко критиковал царизм, видел в нем врага просвещения трудящихся, а с другой — отвергал революционный путь свержения гнета и насилия.
Вахтеров, следуя Ушинскому, считал, что педагогика как наука должна развиваться, учитывая законы, открытые физиологией и психологией.
Широко применял Вахтеров педагогический эксперимент, проверяя в естественных школьных условиях эффективность различных методов и приемов обучения. Настаивая на введении наглядного обучения, он рекомендовал вместе с тем, чтобы на уроках уделялось большое внимание развитию мыслительных способностей детей путем активной переработки в их сознании приобретенных знаний, считал необходимым пользоваться сравнением, применять анализ и синтез, вести детей к выводам и умозаключениям.
Каптерев отстаивал сформулированную К. Д. Ушинским идею народности воспитания, но понимал ее по-своему. Он считал, что новая педагогика как наука должна быть совершенно независимой от вмешательства государства и его политических требований.Борьба большевистской партии за школу и просвещение. В период реакции, наступившей с поражением революции 1905—1907 годов, большевики во главе с В. И. Лениным продолжали вести упорную борьбу с политикой царизма в области народного образования и позициями буржуазии в этих вопросах, за демократические изменения в системе просвещения.

Большевики, критикуя проекты введения всеобщего обучения, обсуждаемые думами, указывали, что и министерство просвещения и октябристско-кадетское большинство III Думы смотрят на школу как на орудие закабаления трудящихся при помощи буржуазной идеологии и религии, что в эти проекты не включены прогрессивные требования, что они игнорируют культурные интересы народов России.
Под влиянием большевиков продолжали действовать социал- демократические группы учащихся в средних и высших учебных заведениях. Партия оказывала влияние и на деятельность передовых учителей, которые, не считаясь с официальными программами, избегая правительственного контроля, вооружали учащихся научными знаниями, воспитывали у них революционные антиправительственные настроения.
В. И. Ленин с негодованием отметил, что царское правительство довело страну до невероятной культурной отсталости. Ссылаясь на официальные статистические данные, он отмечал, что в России грамотных всего 21% населения.
В данном вопросе рассматриваются российские педагоги и их идеи. К ним относят коллективную теорию А. С. Макаренко и педагогическую теорию В. А. Сухомлинского

1.2 Макаренко Антон Семёнович

Антон Макаренко – известный на весь мир педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма».
Имя Антона Макаренко известно даже тем, кто не имеет к педагогике абсолютно никакого отношения. Но это не мешает вести жаркие споры вокруг той уникальной методики воспитания, которую он сам разработал и внедрял в жизнь. Многие видят в нем гения, другие говорят о нем, как о жестком человеке, не дающем спуску своим ученикам. Что бы там ни говорили, Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Советская власть называла его «педагог авторитарного склада», и только после смерти он превратился в «классика советской педагогики». Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джонои Дьюи, Мария Монтессори


ДЕТСТВО

Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года, на три недели раньше положенного срока. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой. В 1895 году в семье родился сын Виталий, позже семья пополнилась дочерью, но она скончалась еще младенцем. Виталий Макаренко служил в царской армии в чине поручика, участвовал в Брусиловском прорыве, был ранен и представлен к награде. После событий 1917 года вместе с другими белогвардейцами отправился за границу, умер во Франции в 1983 году.Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям.
Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой.

В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.
ПЕДАГОГИКА

Свою трудовую биографию Макаренко начал в одной из школ Крюкова. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон стал студентом Полтавского учительского института. Одновременно с учебой педагог пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое свое произведение – рассказ «Глупый день» Антон отправил писателю Максиму Горькому.


Горькому рассказ не понравился, и он безжалостно раскритиковал молодого автора. После такой негативной оценки своего труда Макаренко отбросил идею написания книг, и не притрагивался к перу на протяжении тринадцати лет. Однако на отношения с Максимом Горьким это не повлияло, Антон поддерживал их всю свою жизнь.

Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из воспитанников, но за это лишился должности.

С новой работой Макаренко помог Максим Горький. Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться литературным творчеством.В этой колонии Антон Макаренко установил те же порядки, что и в прежней. Он приложил максимум усилий, чтобы наладить производство фотоаппаратов «ФЭД», этим занимались трудные подростки. Одновременно с руководством колонией Макаренко засел за написание книг, и вскоре представил на суд читателей три своих произведения – «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическую поэму».

Власти очень пристально следили за деятельностью педагога, и вскоре его преподавательские эксперименты были прекращены. Антон Макаренко получил новое назначение, он отправился в Киев, чтобы занять кресло помощника начальника трудовых колоний.

Макаренко понял, что заниматься педагогической деятельностью ему уже не дадут, поэтому сосредоточился на литературном поприще. После выхода «Педагогической поэмы» Антона приняли в Союз писателей СССР. Чрез год на него прислали анонимку, в которой утверждалось, что педагог критикует Иосифа Сталина. Бывшие сослуживцы успели предупредить Макаренко, и он в срочном порядке уезжает в Москву.Антон по-прежнему пишет книги, иногда при содействии супруги. Вместе с ней Макаренко издал свой новый труд под названием «Книга для родителей», в которой до мельчайших подробностей знакомит читателя с собственными взглядами на воспитание подрастающего поколения. Педагог придерживался мнения, что ребенку нужен коллектив, иначе он не будет адаптирован в социуме. Однако он писал и о необходимости каждого индивида в свободной реализации.


Еще одним непременным условием гармоничного роста и развития личности Макаренко считал трудовую деятельность. Все воспитанники талантливого педагога сами зарабатывали себе на жизнь. Спустя годы произведения Макаренко экранизировали, но это случится уже после его смерти. Многие поколения детей выросли на картинах, снятых по произведениям Антона Семеновича – «Поэтическая поэма», «Большие и маленькие», «Флаги на башнях».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первый раз Антон серьезно влюбился в женщину, старше его на восемь лет. Ее звали Елизавета Григорович, она была женой священника. Мало того, они и познакомились благодаря тому же священнику.В семнадцать лет Антон Макаренко никак не мог адаптироваться в том самом социуме, о котором позже напишет много трудов. Он не ладил с ровесниками, часто болел и вообще думал свести счеты с жизнью. Этими мыслями и переживаниями молодой человек поделился с местным священником, который понял, что парня нужно спасать. Он много говорил с ним, и даже познакомил со своей женой, чтобы женщина помогла ему отговорить Антона от опрометчивого шага. Прошло немного времени, и они влюбились друг в друга, несмотря на разницу в восемь лет. Новость привела в шок всех домочадцев, отец выгнал Антона из дома. Однако это не помешало любимым быть вместе.

Елизавета по образованию тоже была педагогом, поэтому наравне с Антоном трудилась в колонии им.Горького в деревне Ковалевка. Влюбленные так и не смогли зарегистрировать свои отношения, так как Елизавета все это время считалась женой священника, и развод не получила. Их гражданский брак длился на протяжении двадцати лет, Антон сам разорвал отношения с бывшей возлюбленной. Причины своего поступка он озвучил в письме брату, Макаренко писал, что Елизавета подвержена «атавизмам старой поповской семьи».

Второй раз свою личную жизнь педагог устроил в 1935 году. Он женился на Галине Салько, знакомство с которой состоялось на работе. Она занимала должность инспектора Наркомнадзора, и однажды приехала проверить колонию, где трудился Макаренко. У Галины подрастал сын Лев, которого Макаренко усыновил после росписи.

Родных детей у Антона Макаренко нет. Слишком много времени и душевных сил он отдавал своим воспитанникам. Зато воспитывал пасынка и племянницу Олимпиаду, дочь брата Виталия, уехавшего за границу. Младший брат педагога эмигрировал после Октябрьской революции, оставив дома беременную жену. До конца своих дней Макаренко опекался племянницей Олимпиадой.