Файл: Программа курса внеурочной деятельности Занимательная биология с использованием оборудования Точка роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Целинная средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Занимательная биология» с использованием оборудования «Точка роста»
Для обучающихся 8 класса
Срок реализации программы: 2022-2023гг
Составитель программы:
Чувашова М.В.
Учитель географии и биологии
Целинное,2022

I.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Занимательная биология» разработана для учащихся
8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:
- создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;
-
Способствовать развитию интеллектуальных, креативных способностей учащихся
-обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.
Задачи содержания предметной области «Биология»:
Образовательные:
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.
- Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.
Развивающие:
- Способствовать развитию потребности общения человека с природой.
- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
- создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.
- Развитие монологической устной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
- Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год или 1 час в неделю.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:


1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, вирусами, растениями, грибами; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека заболеваний; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Выпускник научится: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Курс внеурочной деятельности нацелен на предпрофильную подготовку учащихся
8 классов.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная биология»
(1 часа в неделю, всего 34 часов)
Изучение биологическ их наук
- основа формирования естественно - научного мировоззрен и
я
Это способствует не только познанию природы
, н о и вооружает ч
еловека знан и
ями
, необ х
од и
мыми для практиче с
кой деятельности. Содержан и
е занятий расширяе т и уг лу бляет знан и
я школьников по биологии и содержит информац и
ю об особе н
ностя х живых организмов и их жи знен н
ых проявлен и
я х
Данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Программа курса позволит учащимся расширить знания по зоологии, экологии человека, развить творческие способности, сформировать практическую деятельность в изучаемых областях знаний.
Данная программа имеет ряд особенностей:
- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими навыками;
- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ;
- овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить учебную мотивацию;
- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
Экологический аспект программы даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс готовит воспитанников к творческой и исследовательской деятельности.
Введение (1 час).
Тема 1. Цитология и гистология (6 часов)


Строение клетки. Органоиды. Жизненный цикл клетки. Клетки животных и растений.
Гистология – наука о тканях. Виды тканей организма человека. Связь строения и функций клеток и тканей. Л.р. №1 Строение увеличительных приборов. Л.р.№2 Изучение микропрепаратов различных клеток. Л.р.№3 Сравнение клеток животных, растений, простейших. Л.р.№4 Изучение тканей организма человека. Л.р.№5 Изготовление микропрепарата соскоба щеки.
Тема 2. Основы микробиологии и вирусологии (12 часов)
Бактерии: строение, размножение, систематика. Плесневые грибы. Строение.
Размножение. Систематика. Питание и дыхание. Автотрофы и гетеротрофы. Дрожжи.
Хемосинтез и фотосинтез. Сапротрофы и паразиты. Бактериальные заболевания. Лечение и профилактика. Грибковые заболевания. Личная гигиена. Вирусология – наука о вирусах.
Строение и физиология вирусов и бактериофагов. Вирусные заболевания. Вирус СПИДа.
Л.р. №6 Изготовление микропрепарата зубного налёта. Л.р.№7 Изготовление микропрепаратов мукора или пеницилла. Л.р.№8 Изучение дрожжей.
Тема 3. Паразитология и иммунитет (9 часов)
Иммунитет и здоровье человека. Виды иммунитета. Механизм. Нарушения иммунитета.
Аллергии. Иммунитет и паразиты. Экто- и эндопаразиты. Их виды. Приспособления к паразитизму. Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Круглые черви.
Классификация. Циклы развития. Профилактика гельминтозов. Эктопаразиты – переносчики различных заболеваний. Малярия. Сонная болезнь. Вши, клещи, блохи – переносчики заболеваний. Тиф. Чума. Энцефалит. Борьба с паразитами.
Тема 4. «Микология. Систематика лекарственных растений (6 часов)
Микология – наука о грибах. Систематика грибов. Шляпочные грибы. Грибы – паразиты.
Местообитания. Микориза и симбиоз. Ядовитые грибы. Определение ядовитых грибов.
Последствия отравления. Лечение. Польза грибов. Лекарственные растения.
Голосеменные. Их значение для здоровья человека. Покрытосеменные. Классификация.
Работа с определительными карточками, определителями растений. Практическая работа
«Работа с определителями»
Подведение итогов. (1 час)
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занимательная биология. 8 класс (34 часа, 1 час в неделю).

Содержание материала
Общее количество часов
1.
Введение
1 2.
Цитология и гистология
6 3.
Микробиология и вирусология
12 4.
Иммунитет и паразитология
9


5.
Микология и систематика лекарственных растений
6
Итого за год.
34
V. Тематическое планирование, 8 класс
№ п\п
Тема
Кол-во часов
Точка роста
1.
Введение. Цели задачи курса.
Биологические науки
1
Тема 1. Цитология и гистология (6 часов)
2.
Цитология – наука о клетке. Строение клетки. Органоиды. Л.р. №1 Строение увеличительных приборов
1
Микроскоп
3.
Жизненный цикл клетки. Образование половых клеток. Л.р.№2 Изучение микропрепаратов различных клеток
1
Микроскоп
4.
Сравнение клеток животных и растений, клетка – целостный организм. Л.р.№3
Сравнение клеток животных, растений, простейших
1
Микроскоп
5.
Гистология – наука о тканях. Л.р.№4
Изучение тканей организма человека
1
Микроскоп
6.
Виды тканей организма человека.
Л.р.№5 Изготовление микропрепарата соскоба щеки
1
Микроскоп
7.
Связь строения и функций клеток и тканей
1
Тема 2. Микробиология и вирусология (12 часов)
8.
Предмет и задачи микробиологии.
Строение и формы бактерий
1 9.
Бактерии. Размножение. Систематика.
Л.р. №6 Изготовление микропрепарата зубного налёта
1
Микроскоп
10.
Плесневые грибы. Строение.
Размножение. Систематика. Л.р.№7
Изготовление микропрепаратов мукора или пеницилла
1
Микроскоп
11.
Питание и дыхание микроорганизмов.
Дрожжи. Л.р.№8 Изучение дрожжей
1
Микроскоп
12.
Хемосинтез и фотосинтез
1 13.
Сапротрофы и паразиты. Бактериальные заболевания. Лечение и профилактика.
Бактерицидные лекарства
1 14.
Грибковые заболевания человека и животных. Видео.
1 15.
Личная гигиена. Уборка помещений, посуды, одежды
1 16.
Защита проектов-презентаций
«Микробиология на службе человека»
1

17.
Вирусология – наука о вирусах.
Строение и физиология вирусов и бактериофагов
1 18.
Вирусные заболевания человека.
Механизмы размножения вирусов. ВИЧ и СПИД
1 19.
Районированные вирусы. Пандемия.
Энцефалит. Лихорадка Эбола.
1
Тема 3. Иммунитет и паразитология (9 часов)
20.
Иммунитет и здоровье человека. Виды и механизм иммунитета.
1 21.
Нарушения иммунитета. Аллергия.
1 22.
Иммунитет и паразиты. Виды паразитов.
Экто- и эндопаразиты.
1 23.
Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Приспособления к паразитизму.
1 24.
Круглые черви. Цикл развития.
Профилактика. Заражение гельминтозами.
1 25.
Защита проектов-презентаций «Борьба с гельминтозами в разных странах».
1 26.
Эктопаразиты – переносчики различных заболеваний. Цикл развития споровиков.
Малярия и сонная болезнь.
1 27.
Вши, клещи, блохи, мухи – переносчики заболеваний.
1 28.
Другие заболевания, переносимые животными. Токсоплазмоз. Чума.
Сыпной тиф. Сибирская язва. Борьба с ними.
1 29.
Плоские черви. Классификация. Циклы развития. Приспособления к паразитизму.
1
Тема 4. Микология и систематика лекарственных растений (6 часов)
30.
Микология – наука о грибах.
Систематика грибов.
1 31.
Шляпочные грибы. Грибы – паразиты.
Местообитания. Микориза и симбиоз.
1 32.
Ядовитые грибы. Определение ядовитых грибов. Последствия отравления.
Лечение. Польза грибов.
1 33.
Лекарственные растения. Голосеменные.
Их значение для здоровья человека.
1 34.
Покрытосеменные. Классификация.
1
Итого 34 часов