Файл: Истоки театрального искуства эпохи античности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кризис античной рабовладельческой демократии отразил ученик Софокла-Еврипид. Он не принадлежал к знатным слоям населения и не принимал участие в общественно политической жизни государства, хотя и немного интересовался делами государства. Все же он придавал значение уединенному поэтическому творчеству. От Еврипида до нас дошла одна сатировская драма и 17 трагедий. Почти все они были написаны в период Пелопонесской войны, поэтому этот переломный момент в истории государства и сделал трагедию автора значительно отличающейся от Эсхиловой и Софоклофской. Изображение людей такими какими они бывают в действительности стало сперва его поражением и не приняло значительного внимания со стороны публики, ведь противоречило всем правилам. Здесь мифы были значительно переделаны до неузнаваемости и критиковались старые религиозные верования. Миф для него был лишь некой основой трагедии и таким образом произведения более понятны современному читателю. Уделял внимание творец и женскому образу, примером коего послужили Алкеста, Медея и Елена. При жизни Еврипид не пользовался успехом, ведь был новатором, а новаторство в свою очередь было неприемлемо у его современников. Однако он снискал славу после своей смерти и даже был в числе тех кому подражали более современные трагики. Можно провести параллели между трагедиями Еврипида значительно повлиявшими на творчество и создание «Андромахи» «Федры» Расина, «Фамиры-кифарэд» И.Ф. Анненского, современную вариацию на мотивы Еврипида дает также «Медея» французского драматурга Ж.Ануйя

Комеди

Переходя к следующему виду драмы, следует сказать, что комедия возникла как и трагедия из тех же празднеств в честь Диониса. Истоки её происхождения берут начало в вышеуказанных фаллических песнопениях. Молодые люди, часто странно ряженые, разукрасившие себя с помощью винной гущи, в опьяненном состоянии разгуливали по деревням и завлекали народ с помощью различных веселых песен и шуток. Первоначально они использовали импровизацию, но затем у них появился прообраз современного сценария, в котором они не четко, но в определенных чертах указывали порядок своего действия. Также существовал и прообраз сцены, площадки на которой собственно и проходило само действие. Здесь мы видим целое обилие исполняемых ролей: люди различных профессий, воры, люди различных возрастов, например, старики, калеки, опирающиеся на палку и тд. И хотя образы были достаточно просты, но в этом и заключалась их суть-изображение качеств, которые присущи обычным людям и в некоторых случаях даже их высмеивание. Высмеивание, которое в свою очередь считали комическим фарсом приходило, по словам афинян, с Пелопоннеса. Постепенно развиваясь, комедия подобно трагедии переходила к своему светскому характеру. Свое официальное утверждение она получила в 487-486 годах до н.э. Это событие связывают с выступлением на Дионисиях Феонида. Обращаясь к «Поэтике» Аристотеля мы находим здесь большое обилие претендентов на право быть основателями комедии. Дорийцы, мегарци, «сицилийские» дорийцы все в один голос твердили о том, что они являются авторами её возникновения. Изначально же на комедию не обращали особого внимания, возможно причиной этому является быстрое развитие и доминирование в Аттике, да и вообще во всей Греции, трагедии или же наличие в комедии слишком простой формы, которую затем, уже непосредственно в ходе своего преображения, она взяла у трагедии. Таким образом, комедия также начиналась прологом с присущей ему завязкой действия. Здесь выступали два или более действующих лица. Затем осуществлялся парод ( вступительная песня хора при выходе). В комедии хор состоял из двадцати человек и разделялся на полухории (по двенадцать человек в каждом). Песни, исполняемые полухориями, носили название «оды» и «антоды». Важная задача хора была в поддержании основной идеи, которую поддерживали либо не поддерживали персонажи. Особое внимание заслуживает парабоса- выход к зрителям при котором хор сбрасывал свои маски и приближался на значительно близкое расстояние. Корифей в парабосе выступал от имены автора, высказывая авторское мнение по поводу различных событий или рассказывал заслуги автора. Парабоса служила неким прообразом появившегося в театральном явлении антракта (паузы между действиями). Парод в комедии был более драматическим. Здесь было и пение, и речитатив, и простой диалог [8, с. 166]. Благодаря такому обилию различных форм наблюдается выражение в пароде экспрессивной окраски иногда принимавшей достаточно буйный характер. Затем следовали различные эписодии (диалогические части отделенные друг от друга песнями хора). Возможно, именно эписодии по своему характеру и созвучию были сродни современному слову «эпизоды». Диалоги и фабулы,- приписывают деятельности Кратина, а вот уже полное число актеров, маски и пролог остаются без авторства. Содержание аттических комедий соответствовало типичному содержанию, которое было характерно для афинской рабовладельческой демократии. Зачастую больше всего ставились комедии содержащие сюжет связанный с политической жизнью,
вопросами войны и мира, развития общества, воспитания [3, с. 157-253].

Среди наиболее известных авторов и ярких представителей комедии выделяют Аристофана соперника Кратина. Многие пьесы Аристофана дошли до наших дней почти в целом виде. Своей поэтичностью Аристофан отличался еще в юности. Девятнадцатилетним юношей он уже поставил свою пьесу на сцене и занял таким образом второе место на театральных состязаниях. Аристофан был очевидцем Пелопоннесской войны. События произошедшие в те годы не могли не отразиться в его произведениях. Комедия «Вавилоняне», в которой он обвиняет Клеона в взяточничестве, имела довольно негативные последствия для самого автора. В связи с иногда довольно провокационным сюжетом автор не мог выступать сам перед архонтом, поэтому зачастую это делали его друзья. Таким образов комедии ставились не от имени Аристофана. В творческом наследии комедиографа была комедия «Лягушки» представляющая собой критику драматургии и имевшая такой успех, что была поставлена повторно. Переход от «древней» политической комедии до комедии «средней» можно наблюдать уже в комедии «Плутос». Она состоит из 1209 стихов из них 60 приходится на хор, что значительно уменьшает его роль. Комедия имела оглушительный успех, возможно потому, что здесь проявляется сочувствие к крестинам Аттики, городской бедноте, а вопрос об уничтожении экономических противоречий решается путем чуда. «Полутос» изучался в школах Византии. Эта комедия также была оценена немецкими гуманистами 16 века. Аристофан создавал комедии на самые различные темы, но оставался верным старинным традициям и восхвалял афинскую демократию эпохи Саламина, при этом резко критиковал и высмеивал софистов и новую систему воспитания молодежи. Излюбленным его персонажем был мелкий землевладелец. В нем он находил, прежде всего, трудолюбие и здравый смысл, а простую деревенскую жизнь комедиограф считал правильнее, нежели городскую [5, с. 50-55].

ГЛАВА 2 Постановочная техника греческого театра

2.1 Организация театральных представлений

Теперь, зная истоки происхождения, структуру и развитие самой драмы, стоит перейти к части работы, которая повествует непосредственно о составных частях самого театра: архитектуре, актерах и осуществлении ними театральных представлений перед зрителями, о которых также пойдет речь.

Изначально театральные представления, как трагедии, так и комедии не ставились повсеместно. Они обычно совершались только на празднествах в определенные месяцы. Однако театр был государственным учреждением, и часто использовался не только для постановки спектаклей, но и для всевозможных собраний: выступлений философов, награждений за особые заслуги и даже петушиных боев. Организация представлений ложилась на плечи государства. При постановке пьес происходили состязания драматургов и порой постановку пьесы должны были разрешить архонты. Именно архонтом должен был быть предоставлен хор для пьесы либо же дан отказ от постановки на сцене. Затем, исходя из своих собственных представлений и полезности архонт выбирал три трагика и три комедиографа. Имя авторов не играло практически никакой роли, поэтому очень часто предпочтение могло отдаваться менее известным авторам. В большинстве случаем это было связано с тем, что сами постановки являлись некими состязаниями и возможностью показать себя и свою работу публике. Часто сами авторы и были первыми артистами, взаимодействующими с хором. За один раз автором ставилась тетралогия (три комедии и одна сатировская драма - для трагика, по одной комедии от комедиографа)



Что касается финансирования, то здесь следует упомянуть о неких хорегах- людях зажиточного слоя населения, у которых в отличие от нынешних государств не взымали налоги, а проводили систему литургии. Каждый и хорег получал государственное задание, например, содержать боевые корабли или заниматься подготовкой к спортивным состязаниям. Хорегия (организация постановки театральных представлений) была одним из самых затратных мероприятий, поэтому сначала хорегов выбирали по договоренности, а затем по жребию. Таким образом, они являлись прообразом современных продюсеров, вкладывающих свои деньги в мероприятия. Время организации длилось около восьми месяцев. В течение этих восьми месяцев нужно было снять помещение, оплатить учителей, которые бы ставили и тренировали дикцию, тело, закупить костюмы и маски, декорации. Дабы не разочаровать архонта и не получить призрение хореги очень ответственно подходили к организации представлений и старались сделать все максимально качественно. В этом и заключалась суть литургии: человеку не говорили сколько он должен вложить денег, потому что он демонстрировал работу соотечественникам и получить в замен не деньги а прежде всего уважение сограждан. Если говорить касательно денег были ли театральные мероприятия платными. Дело в том, что изначально первые постановки имеющие больше ритуальный характер как было сказано ранее - были бесплатными. Иногда в театре возникали всевозможные стычки за лучшие места это и привело к введению бронзовых и свинцовых жетонов. Круглые монеты с передней стороны содержали изображение Афины а с обратной определенную букву по видимому обозначение сектора. Деньги на жетоны вводились только со средины IV века. Их на походы в театр выделало государство и человек при этом мог потратить их на другие вещи [11, с. 80-120].

2.2 Актеры и зрители в античном театре

Актеры

Следствием тесной связи с культом Диониса и всей общественной жизнью Афинян являлось то, что актеры пользовались большим почетом в городе и занимали высокое положение в нем. Актером мог стать только свободный человек, хотя с пришествием долгового рабства были случаи, когда актерами становились рабы. Свободных актеров даже изберали на государственные должности, считались с их мнением по поводу общественной жизни, отправляли послами в другие государства. С течением времени и развитием театрального майстерства требования к актеру возрастали- им приходилось совершенствовать себя и свои умения. Если говорить о технике, то в одном спектакле могло быть пение, танец, декламация, арии и т.д. Женские роли исполнялись мужчинами. Кроме того большое значение уделялось не только творческому, духовному, но и физическому развитию актера, поскольку условия в которых от находился были очень и очень некомфортними. Актеры носили маски, потому мимика лица как одного из средств театральной игры исчезала, потому больше внимания уделялось движениям и голосу, который все время тренировали. Проникновение маски в театр также связывают с культом Диониса, где жрец должен был использовать её как специальный элемент ритуала. Они также использовались и для того, чтобы актера было видно на орхестре и для того, чтобы в полной мере придать мужскому образу женские черты в исполнении женских ролей. Эти реквизиты делались из дерева или из натянутого на каркас полотна, раскрашивались красками. Трагические снабжались онкосом (выступом,что увеличивал рост актера). Иногда актер использовал несколько масок в одном спектакле. В «Эдипе» Софокла появилась новая их разновидность- с прорезью для глаз. По сравнению с первоначальным видом масок, они были куда более усовершенствованы. До 470 года до н.э. греческая пластика была безсильна оживить лицо актера. Застывшая гриммаса была почти на всех масках,однообразно повторялась. Но в связи с дальнейшими успехами пластики, они приобретали более естественный вид лица, использовалась полихромия( многоцветность в окраске). О масках позднего периода дают представления идеальной человеческой фигуры, например изображение на фронтонах Парфенона. Экспрессия переносилась в чистоте линий: полураскрытые губы, что позволяло произносить звук, складки на лбу между бровями для передачи душевних переживаний [ 3, с. 267-320].


Ранее уже упоминалось о том, какие одеяния использовались для осуществления обрядов культа Диониса, позже с пришествием трагиков и комедиографов наряды вовсе изменились, однако иногда они походили на пышные костюмы жрецов. Примечательно, что ваза VI века до н.э. с изображением Диониса показывает его одетого в такой же костюм, который в последующее время использовали в постановках Эсхила. Основными чертами такого костюма был хитон( рубашка с длинными рукавами), пояс высоко поднятый на хитоне, что увеличивало рост актеров, плащ, украшенный разного рода вышивкой: цветы, животные, пальмы, звезды, арабески, фигуры людей. Плащи были двух основных фасонов: широкий ( гиматий), короткий с застежкой на плече (хламида). Такой костюм изображен на вазе «Андромеды» V века до н.є. Вероятно,что он повествовал о сцене из пьесы Эврипида[5, с. 68].

Одеяния также отличались по статусу актера в пьесе. Боги носили шерстяной плащ, закрывавший все тело. Изгнанники надевали на себя белую одежду, черней цвет отображал траур, лохмотья- символ нищиты.

Сложность актера заключалась еще и прежде всего в том, что перемещаться по орхестре было крайне не удобно, ведь на ногах были котурны или эмбаты- деревянная обув на платформе. Найдена ваза относящеяся к концу V века до н.э., которая повествует о двух мужских фигурах, обутых в котурны имевшие при этом лишь небольшие утолщения подошвы. Все это свидетельствует о том, что в классический период котурны не были еще такими высокими. Толщина подошвы увеличивалась постепенно. Для увеличения размеров тела использовались специальные подкладки, которые закреплялись с помощью трико телесного цвета. В трагедиях этот метод использовался, чтобы сделать фигуру актера более пропорциональной по сравнению с массивными котурнами на ногах и большой маской, которая закрывала все лицо. В комедии неравномерное увеличение размеров тела было нормой, ведь так нарушались пропорции, что вызывало смех [ 6, с. 376-400].

Также разделение костюмов зависело и от вида драмы. Так в сатировской драме лица делились на две группы. Образ сатира, представляющий собой комбинацию лошади и козла, впитывал в себя и человеческие черты. Характерными для образов сатир является наличие масок с широким лбом и плоским лицом с прорезанными морщинами. Со временем козлиные рога, часто использовавшиеся в ритуалах, исчезли, но для костюма использовались штаны из козьей шерсти и привязывался лошадиный хвост, туловище затянутое в трико телесного цвета казалось голым. Задачей костюмов комедии было главным образом вызвать смех. Некоторые костюмы напоминали карикатуры героев. Единственные дошедшие до нас описания такого костюма рассказывают о его основных чертах: применение огромных накладок в зоне живота, для его увеличения (использовалось в комедии «Лягушки»), наличие непристойно короткого хитона, из-под которого был бы виден хвост лошади [ 3, с. 325].


Хор в комедиях также присутствовал в масках и костюмах. Он мог изображать людей из разного социального положения, разных возрастов и занятий. Часто хоры были одеты в определенных животных. Например, у Аристофана танцуют хоры птиц, ос и облаков. Такие хоры тоже имели соответствующие костюмы [11, с. 44].

Зрители

Конечно, среди зрителей большое место занимали обычно мужчины, хотя женщины присутствовали в меньшинстве, а на комедии и вовсе не допускались.

Поскольку между зрителями возникали частые перепалки специально для разрешения каких-либо конфликтных ситуаций привлекались специальные люди- рапдухи. Контакт между актерами и зрителями был очень тесен, они очень эмоционально воспринимали поставленную пьесу: за хорошее исполнение громко рукоплескали и даже требовали повторного её исполнения, если же пьеса не нравилась или возмущала зрителей они выражали свое недовольство свистом, топотом, криками, иногда доходившими до призыва осуществить наказание над актером или в следствие его плохой игры или же наоборот слишком хорошего исполнения. Из истории известны случаи, когда актера стали чем-то забрасывать за, то, что он был негативным персонажем и автору пришлось объяснять, что это на самом деле игра и ничего действительно отрицательного нет. Это свидетельствовало тому, что люди не были переполнены средствами массовой информации, поэтому когда в Греции проходили какие-то вещи или в спектаклях показывали что-то связанное с общественной жизнью города- они верили почти всему происходящему. Зритель в полной мере получал удовольствие от театра. Если мы говорим о постановки трагедии - зритель испытывал в конце пьесы катарсис, если мы говорим о комедии то по-видимому в театре стоял огромный хохот, что тоже являлось катарсисом. Это очищение через смех, через слезы о котором писал в своей поэтике Аристотель, и есть некой функцией, которую осуществлял театр по отношению к зрителям. А они в свою очередь проводили там очень много времени, ведь спектакли шли несколько дней, поэтому разговаривать, есть и пить прямо во время спектакля не запрещалось [5, с. 80].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проделанной работы можно сделать следующие выводы. Театр эпохи античности уникальное явление в искусстве, которое имеет глубокие корни. Он возникает и развивается на основе религиозных представлений античного общества. На протяжении долгого времени, приобретая светский характер - формирует в себе литературную основу (драму), которая затем распределяется согласно характеру произведений. Но в ходе своего формирования служит очагом для зарождения театрального искусства в целом.