Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Назовите себя счастливым, и вы будете таким. Необходима организация оказания психологической помощи школьникам период обучения; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми могут столкнуться дети в период учебной деятельности; рекомендовать руководителям и педагогам применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуаци
ЛИТЕРАТУРА
-
Вербина Г.Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с. -
Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с. -
Котова И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 479 с. -
Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с. -
Общая психология / Н.П. Ансимова и др. ; под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 231 с. -
Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2006. - 542 с
Глава 3.Образование как общественное явление и
педагогический процесс
Человеку, если он хочет стать человеком,
необходимо получить образование.
Я. А. Коменский
-
Сущность образования как педагогической категории. -
Генезис образования как социального явления. -
Образование как процесс и результат педагогической деятельности. -
Российские и международные документы по образованию.
Базовые понятия: образование, гуманизация образования, гуманитаризация образования, свойства образования, функции образования, образовательные ценности, генезис образования, проблемы образования, педагогические ценности, педагогическая культура, педагогическая деятельность, процесс и результат образования, образовательное право, концепция образования на протяжении всей жизни.
1. Сущность образования как педагогической категории
Под образованием понимают процесс физического и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.
Образование в общекультурном контексте емко и метафорично определил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».
Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образование» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия исследует прежде всего цели и общее предназначение образования, социология — способность личности адаптироваться к социальной среде, психология — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описывается как уровень, процесс, деятельность, институт, система.
Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является центральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.
Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей образования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последовательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участников, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:
а) целенаправленного педагогического влияния;
б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.
Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредованных ответных влияниях на педагога и на самого себя.
Образование понимается не только как процесс, но и как результат этого процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечеловеческой культуры. А культурным человек становится в процессе образования только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.
На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.
Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предметом многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.
Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогического (образовательного) процесса, поскольку образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинаковом содержании и уровне образования может быть принципиально различной: гуманистической или технократической, гражданской или политической, демократической или тоталитарной.
По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как свободе, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель».
Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория общественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отражается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации.
Основной путь получения образования — обучение.Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентируется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организационном отношениях.
Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педагогической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (В. А. Сластенин).
Образование как педагогическая категория (категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.
1. Целенаправленность образования.
Образование служит цели передачи от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Основными целевыми компонентами понятия образования являются усвоение и использование духовного наследия, развитие творческих возможностей личности, установка человека на позитивное созидание.
2. Историчность образования.
Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный просветитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. В разных странах во все времена содержание и характер образования определялись требованиями общественного производства, развития экономики, состоянием и потребностями научно-технического прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов.