Файл: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Назовите себя счастливым, и вы будете таким. Необходима организация оказания психологической помощи школьникам период обучения; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми могут столкнуться дети в период учебной деятельности; рекомендовать руководителям и педагогам применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуаци

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вербина Г.Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с.

  2. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

  3. Котова И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 479 с.

  4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с.

  5. Общая психология / Н.П. Ансимова и др. ; под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 231 с.

  6. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2006. - 542 с



Глава 3.Образование как общественное явление и

педагогический процесс
Человеку, если он хочет стать че­ловеком,

необходимо получить обра­зование.

Я. А. Коменский

  1. Сущность образования как педагогической категории.

  2. Генезис образования как социального явления.

  3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности.

  4. Российские и международные документы по образованию.


Базовые понятия: образование, гуманизация образования, гуманитариза­ция образования, свойства образования, функции образования, образова­тельные ценности, генезис образования, проблемы образования, педагоги­ческие ценности, педагогическая культура, педагогическая деятельность, процесс и результат образования, образовательное право, концепция обра­зования на протяжении всей жизни.
1. Сущность образования как педагогической категории

Под образованием понимают процесс физического и духовного форми­рования личности, сознательно ориентированный на исторически обуслов­ленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании со­циальные эталоны (спартанский воин, добродетельный христианин, энер­гичный предприниматель, всесторонне развитая личность, разносторонне развитая личность). В педагогическом контексте это понятие обозначает те стороны формирования личности, в которых выражаются мировоззрение, нравственный облик, эстетический вкус, волевые и физические качества.

Образование в общекультурном контексте емко и метафорично опреде­лил автор одной из концепций современного образования В. Ф. Сидоренко. Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образо­вание — это образ культуры, а для культуры оно — образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование — это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».



Образование изучается не только педагогикой, но и рядом других наук. Однако подходы к определению содержания и объема понятия «образова­ние» не выходят из сферы предметов данных наук. Так, философия иссле­дует прежде всего цели и общее предназначение образования, социоло­гия — способность личности адаптироваться к социальной среде, психоло­гия — психологические аспекты педагогического процесса, экономика — качество подготовки трудовых резервов, инфраструктуру образования. Изыскания этих и других наук имеют большое значение для понимания сущности образования и формирования целостного представления об этом чрезвычайно многогранном явлении. Образование понимается и описыва­ется как уровень, процесс, деятельность, институт, система.

Ни для одной из наук, кроме педагогики, образование не является цент­ральной категорией. Для педагогической науки образование как реальный целостный педагогический (образовательный) процесс, целенаправленно организуемый обществом (целенаправленная составляющая образования), является предметом ее исследования.

Педагогический (образовательный) процесс — это движение от целей об­разования к его результатам. Любой процесс — это последовательная смена одного состояния другим. В педагогической действительности эта последо­вательная смена является результатом педагогического взаимодействия участников педагогического (образовательного) процесса. Таким образом, образование как процесс есть специально организованное взаимодействие пе­дагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования. Этот процесс целеустремлен как на удовлетворение потребностей общества в формировании личности с социально одобряемыми качествами, так и на удовлетворение самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Важно подчеркнуть, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участни­ков, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимо­действие — преднамеренный контакт (разной продолжительности по време­ни) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные из­менения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:


а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.

Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредо­ванных ответных влияниях на педагога и на самого себя.

Образование понимается не только как процесс, но и как результат это­го процесса, выраженный в различных уровнях образованности личности. Образованность личности — это характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Однако не всякий знающий и умеющий человек может быть признан образованным. Если рассматривать образование как результат придания человеку «образа», то оно может быть представлено как часть общечелове­ческой культуры. А культурным человек становится в процессе образова­ния только при условии формирования своего нравственного облика. Это воспитательная функция образования.

На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы мате­риального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь.

Соотношение понятий «воспитание» и «образование» является предме­том многих дискуссий. Спорят о том, какое из этих двух понятий шире. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от того, в каком контексте и в каком смысле используются данные понятия в каждом конкретном случае.

Некорректным представляется употребление терминов «образование» и «воспитание» как обозначающих противоположные стороны педагогиче­ского (образовательного) процесса, поскольку образование как целенап­равленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Направленность же воспитания даже при формально одинако­вом содержании и уровне образования может быть принципиально различ­ной: гуманистической или технократической, гражданской или политиче­ской, демократической или тоталитарной.

По справедливому утверждению Дж. Каунтса, «мы должны полностью отбросить наивную веру в то, что школа автоматически освобождает ум и служит делу человеческого прогресса. Фактически мы знаем, что она может служить любому делу. Она может служить тирании точно так же, как сво­боде, невежеству точно так же, как просвещению, лжи так же, как истине. Если мы хотим, чтобы она служила делу человеческой свободы, она должна специально проектироваться под эту цель».


Воспитание понимается и как сугубо педагогический (образовательный) процесс, осуществляемый в условиях учебно-воспитательных учреждений и организаций. Однако это лишь одна его сторона — профессионально-деятельностная. Воспитание в широком смысле — это вечная категория об­щественной жизни. Характер общественно-исторических отношений отра­жается в содержании и направленности воспитания, влияет на формы его организации.

Основной путь получения образования — обучение.Обучение, являясь частью воспитания, направлено на развитие прежде всего интеллектуаль­ной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированно­сти педагогического (образовательного) процесса. Обучение регламентиру­ется нормативными предписаниями и в содержательном, и в организаци­онном отношениях.

Таким образом, как социальное явление, составляющее предмет педаго­гической науки, образование — это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориен­тированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и по­литическим строем конкретного общества и уровнем его материально-техни­ческого развития (В. А. Сластенин).

Образование как педагогическая категория (категория — научное поня­тие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действитель­ности) обладает рядом свойств. Рассмотрим некоторые из них.

1. Целенаправленность образования.

Образование служит цели передачи от старших поколений младшим на­копленных человечеством культуры и опыта; созданию условий для их лич­ностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе, в результате чего достигается определенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Ос­новными целевыми компонентами понятия образования являются усвое­ние и использование духовного наследия, развитие творческих возможно­стей личности, установка человека на позитивное созидание.

2. Историчность образования.

Само понятие «образование» по своему характеру исторично. Так, в XIX в. оно целиком соответствовало буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означало «формирование образа (духовного или телесного)». В этом значении ввел его в научный оборот великий швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746—1827), а в русскую литературу — известный про­светитель Н. И. Новиков (1744—1818). Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь ис­торического развития. В разных странах во все времена содержание и ха­рактер образования определялись требованиями общественного производст­ва, развития экономики, состоянием и потребностями научно-техниче­ского прогресса, духовной культуры, развитием педагогической теории и практики. При определяющем значении влияния материального производ­ства и духовно-нравственной жизни общества на систему образования она сама оказывает сильное воздействие на социально-культурное развитие стран и народов.