Файл: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Функциональность образования.

Образование как социальный институт решает ряд важных задач:

  • передача (трансляция) знаний от поколения к поколению;

  • распространение культуры;

  • генерирование и хранение культуры общества;

  • социализация личности, особенно молодежи, и ее интеграция в об­щество;

  • определение статуса личности;

  • социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;

  • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;

  • создание базы знаний для последующего непрерывного образования;

  • социокультурные инновации, разработки и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;

  • социальный контроль.

С педагогических позиций важно понимание двух основных функций образования: прагматической и культуролого-гуманистической.

Прагматическая функция состоит в создании условий для реализации потребностей людей в знаниях, которые являются необходимыми для обес­печения их жизнедеятельности.

Культуролого-гуманистическая функция состоит в развитии духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку достойно разрешать разнообразные по степени сложности жизненные проблемы; формирова­нии характера и моральной ответственности за принимаемые решения, со­вершаемые действия и их последствия в социальной и природной сферах; обеспечении возможностей для личностного и профессионального роста, самореализации; овладении средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии, счастья.

4. Целостность образования.

Образованию присуще внутреннее единство всех его компонентов при их относительной автономности.

Существуют различные подходы к проблеме целостности образователь­ного процесса. Есть точка зрения, согласно которой целостность процесса образования состоит в единстве обучения и воспитания. Целостный обра­зовательный процесс сводится в этом случае к воспитывающему обучению, реализации в педагогической деятельности образовательных и воспитатель­ных функций.

Другая точка зрения базируется на понимании целостности не только как единства обучения и воспитания, но и воспитания как единства на­правлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, эстети­ческого, физического и др.).


Целостность образовательного процесса прослеживается и в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников: в единстве отношений пе­дагогов и воспитанников; воспитанников между собой; в единстве «алго­ритмов управления» и «алгоритмов функционирования»; в специально ре­гулируемом взаимодействии на основе личностных отношений.

Ряд ученых сводит образовательный процесс к педагогической деятель­ности. С этих позиций его целостность представляется как единство ком­понентов деятельности педагога: диагностики, планирования, организации, регулирования, контроля и оценки результатов педагогического процесса.

5. Системность образования.

Рассмотрение педагогического (образовательного) процесса как целост­ного возможно только с позиций системного подхода. Система — упорядо­ченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей це­лью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П. К.Анохин, В. Н. Садовский). Под педагогической системой понимает­ся множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Структурными компонентами обра­зовательной системы являются цель образования, педагог, воспитанник, содержание образования, средства образования. Данная система характери­зуется как большая, сложная, выражаемая бесконечным разнообразием со­стояний, поведения и связей.

6. Процессуальность образования.

Процессуальность образования — это сменяемость одного состояния дру­гим, движение от целей образования к его результатам посредством педагоги­ческого взаимодействия участников образовательного процесса. В индиви­дуально-личностном аспекте образование как процесс представляет собой ос­воение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

7. Диалектичность образования.

Понятие «образование» находится в диалектическом движении. Оно из­меняется, развивается и совершенствуется в историческом и социальном плане. Это свойство образования можно проиллюстрировать разнообрази­ем подходов к определению данного понятия. Под образованием понима­ется процесс и результат усвоения систематизированных знаний и спосо­бов познавательной деятельности. К образованию относят и формирование мировоззрения.



В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией дости­жения гражданином (обучающимся) установленных государством образова­тельных уровней (образовательных цензов).

8. Непрерывность образования.

На непрерывный характер образования личности на протяжении всей жизни человека указывает тот факт, что процесс становления личности со­знательно и подсознательно происходит непрерывно при обучении в учеб­ных заведениях различных ступеней, самообразовании, на работе, в об­щении с родителями и сверстниками. Это обстоятельство обусловливает необходимость создания условий для реализации образовательных потреб­ностей личности на всех возрастных этапах.

В заключение отметим, пожалуй, самое главное: образование изучается педагогикой и другими науками не в связи с чисто теоретическим интере­сом, не как явление само по себе, а только в связи с его важнейшим значе­нием в судьбах конкретных людей, составляющих судьбу человечества.
2. Генезис образования как социального явления

Система образования представляет собой важнейший социальный ин­ститут, однако прежде чем она сложилась в ее современном виде, был пройден долгий и сложный путь исторического развития. Сложный и мно­гогранный генезис образования как важнейшей сферы духовной культуры общества представляет огромный интерес для понимания современного со­стояния образования.

Образование стало особой сферой деятельности с того момента, как процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование возникает вместе с обществом, с развитием труда, мышления, языка.

Процессы социализации подрастающих поколений у первобытных на­родов значительно отличаются, но вместе с тем имеют общие черты, что позволяет говорить о системе обучения и воспитания в первобытную эпоху как исторически сложившемся архаичном типе образования.

Для архаичного типа образования характерен общественный характер воспитания в доклассовом обществе. Оно осуществлялось в процессе по­вседневной общественной (прежде всего производственной) жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, а не только к своим детям, воспитательные функции родителей и других членов общины тесно переплетались; физи­ческие наказания отсутствовали, взрослые уважительно относились к лич­ности ребенка и учитывали его желания. Способ обучения был практически-деятельностным, словесные методы воспитания и передачи инфор­мации имели второстепенное значение. У детей не существовало особого периода подготовки к взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения, навыки и способности приобретались в ходе непосредственной производственной и других видов общественной деятельности.


С возникновением частной собственности общественное воспитание по­степенно уступает место семейному, главной целью которого являлось фор­мирование хорошего хозяина, наследника. Богатые слои населения стали поручать воспитание своих детей образованным рабам и наемным учителям.

Со временем приходит понимание того, что материальное благополучие свободных жителей рабовладельческих государств зависело не только от их собственного благосостояния, но и от могущества государства. Наличие на­ряду с семейным государственных, храмовых и других форм общественного воспитания было общей закономерностью рабовладельческих обществ.

Изобретение письменности, математической символики привело к ра­дикальным изменениям в способах накопления, хранения и передачи ин­формации, вследствие чего изменилось и содержание образования. Овладе­ние письменностью было настолько трудоемким и сложным делом, что прежние формы приобретения знаний уже не годились. При этом, чтобы успешно обучать других, самим обучающим необходимо было целиком по­свящать себя этой деятельности, специализироваться в ней. Все это приве­ло к разделению единого процесса воспроизводства общественной жизни на два относительно независимых: материального и духовного воспроиз­водства. Способ образования стал в основном словесно-знаковым, обособ­ленным от производственной и всех других сфер жизни общества.

Процесс образования превратился в специфический вид умственной деятельности, связанной с передачей и восприятием знаний. Появляется специфическая социальная группа людей, профессионально занятых об­разовательной деятельностью в особых, приспособленных для этих целей учреждениях. Образование, дающее возможность участвовать в госу­дарственном управлении, религиозной деятельности, заниматься наукой, искусством, да к тому же требующее больших расходов, отвлечения под­ростков на учебу, стало привилегией господствующих классов. Распрост­раненность образования в различные периоды древней истории у разных народов была неодинаковой.

В Средние века развитие системы образования в Западной и Централь­ной Европе находилось в полной зависимости от христианской религиоз­ной идеологии, отвергнувшей культурное наследие античного мира. В этот период общий уровень образования значительно снизился. Однако с ус­ложнением общественной жизни и государственного механизма требовалось все больше образованных людей. Их подготовкой занимались город­ские школы, независимые от церкви.


В XII—XIII вв. в Европе возникают университеты, пользовавшиеся извест­ной автономией по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей, аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государ­ственных чиновников. Стало недоставать людей, способных выполнять роль педагогов. Отказ от индивидуального обучения и переход к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской — в университетах позволил пре­одолеть это отставание. Эффективность образования повысилась в десятки раз, за счет чего снизилась стоимость обучения, повысилась его доступность.

Характер образования в докапиталистическую эпоху обусловлен разви­тием торговли, мореплавания, промышленности, но долгое время образо­вание не оказывало существенного влияния на экономику. Ситуация изме­нилась после первой промышленной революции. Вместе с тем развитие промышленности, городов, мирового рынка сделало необходимым всеоб­щую грамотность трудящихся как одного из условий высокопроизводитель­ного труда. Кроме того, по мере технического прогресса требования к об­щеобразовательной подготовке рабочих стали быстро возрастать.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения рабочими спе­циальностями все чаще стало требоваться среднее образование, а затем и профессиональная подготовка рабочих. К 50—60-м гг. XX в. образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы.

С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в образовании: определяющее значение приобре­тает распространение естественно-научных знаний, снижается гуманисти­ческая роль образования, на первый план выходит функция профессиона­лизации. В содержании образования превалируют математические и техни­ческие дисциплины.

Вторая половина XX в. характеризуется небывалым охватом подрастаю­щих поколений и всего населения различными формами обучения, обра­зовательным взрывом. На первый план вышли требования всесторонне и гармонично развитой личности. Эта задача решается прежде всего через обучение в школе. Школьное образование в современном мире является общим. Оно доступно большинству населения и является необходимым условием нормального функционирования человека в системе общества. В школе человек получает тот минимум научных знаний и представлений о разных сферах жизни, который общество считает обязательным для лю­бого цивилизованного человека. Образование, полученное в школе, со­ставляет основу, на которую затем накладывается специальное профес­сиональное образование, среднее или высшее. В школе впервые выявля­ются природные способности человека и перспективы их развития.