Файл: Стресс и способы преодоления стрессовых ситуации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Структурными компонентами педагогической деятельности являются:

  • цель деятельности;

  • субъект деятельности (педагог);

  • субъект-объект деятельности (воспитанник);

• объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредован­но влияющая на воспитанника);

  • содержание деятельности;

  • способы деятельности;

  • результат деятельности.

Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эф­фективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.

Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если гово­рить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разно­стороннего развития педагогическими средствами.

Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической дея­тельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональ­ной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогиче­ской работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педа­гогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требова­ний, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должност­ных инструкциях.


Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимаю­щимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педаго­гической культуры.

Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.

На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.

Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и ме­тоды, обеспечивающие реализацию этих ценностей.

В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область об­разования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концеп­ции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педа­гогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.

Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от кото­рой существенно зависят процесс и результаты образования.

К основным системным компонентам и показателям уровня сформиро­ванное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллек­туального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень ов­ладения основами педагогической этики; уровень сформированное™ нрав­ственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.

Культура педагогического мышления включает в себя развитие способно­сти к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышле­ния, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Куль­тура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:

  • первый уровень — методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентиро­ваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистиче­скую стратегию;

  • второй уровень — тактическое мышление, позволяющее материализовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;

  • третий уровень — оперативное мышление, которое проявляется в са­мостоятельном, творческом применении общих педагогических закономер­ностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической дей­ствительности.


Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее миро­воззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педаго­гических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Пе­дагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формиро­вание его педагогических позиций.

Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется сте­пенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра соб­ственных педагогических способностей как залога успешности педагогиче­ской деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.

Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, форми­руемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.

Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слы­шать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, по­нимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных си­туациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.

Весьма важным показателем педагогической культуры является культу­ра речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.

Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразитель­ность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.

Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответст­вия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуман­ность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, под­тянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной ми­микой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.

Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями.

Выделяют следующие ценности.

Социально-педагогические — отражают характер и содержание тех ценно­стей, которые функционируют в различных социальных системах, проявля­ясь в общественном сознании.


Групповые — идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие пе­дагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов.

Личностно-педагогические — социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоз­зренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.

На качество образования во многом влияет творческий характер педаго­гической деятельности, осознание педагогом престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанни­ками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленно­сти личности педагога, но и совершенное владение разнообразными обра­зовательными технологиями, технологиями общения.

Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением пе­дагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.

Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, ста­тусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества, профессио­нально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности яв­ляются важным фактором эффективного решения задач образования.

Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процес­са действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессио­нальных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую органи­зуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасистого, «бесцельное воспитание» — довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельнос­ти педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реа­лизован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, про­фессиональной неудовлетворенностью».

Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то, что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической дея­тельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Самообразование как социальное явление является совокуп­ным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельно­сти результатом ее тоже является образование конкретных людей, прояв­ляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют отсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же
после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, не­смотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалекти­ческую взаимосвязь и взаимодействие.

Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:

• знания, умения, навыки;

  • показатели личностного развития (уровень развитости интеллек­туальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образо­вания и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, эко­логической и др. культур);

  • отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрица­тельный жизненный опыт и др.


4. Российские и международные документы по образованию

В настоящее время образованием охвачено более 32,8 млн обучающих­ся, из них: 4,7 млн — дошкольники, 21,4 млн — учащиеся общеобразова­тельных учреждений, 1,7 млн — будущие рабочие и специалисты — воспи­танники учреждений начального профессионального образования, чуть бо­лее 2 млн — студенты средних специальных учебных заведений, более 3 млн - студенты государственных вузов. Если прибавить 200 тыс. ежегод­но переобучающихся безработных граждан, 160 тыс. студентов негосудар­ственных вузов, около 500 тыс. повышающих свою профессиональную квалификацию, посещающих различные курсы, то общее число обучающихся колеблется от 20 до 25% всего населения России.

Образование — не замкнутая система, а неотъемлемая часть обществен­ной структуры, включающая самые активные слои населения. Вхождение России в Совет Европы позволило системе образования нашей страны на­чать интегрироваться в мировое образовательное сообщество. Обеспечение права на образование во многом зависит от разработанности его законода­тельной и нормативно-правовой базы.

В связи со вступлением России в Совет Европы наша страна получила возможность широко использовать опыт, традиции, принципы, нормы и стандарты, выработанные коллективными усилиями стран Европейского региона и органами Совета Европы.