Файл: Анализ и оценка порога рентабельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
персоналу можно отнести директора, главного бухгалтера, заведующего секциями, специалистов – товароведов.

Согласно Рис. 2.1 руководство организацией осуществляется директором магазина. Директор же является также и основным его учредителем. В связи с этим, директор имеет право без доверенности от имени предприятия заниматься представлением его интересов, осуществлять заключение договоров, проводить выдачу доверенностей, утверждать штатное расписание, издавать приказы и распоряжения.

В подчинение к директору входят товароведы, главный бухгалтер и заведующая секциями, которым в свою очередь, подчиняются, торговый и обслуживающий персонал.

В круг обязанностей товароведов входит контроль качества товаров, реализуемых в магазине. Работа, которую они выполняют, имеет огромную важность, так как от качества товаров зависит репутация магазина и отношение покупателей.

Главный бухгалтер отвечает за ведение на предприятии ООО "Беланалогия" бухгалтерского учета. В его обязанности входит учет всех хозяйственных операции, проводимых на предприятии, составление бухгалтерской отчетности, ведение налогового учета, подача налоговых деклараций и форм отчетности в органы налоговой инспекции в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь, начисление заработной платы и премий работникам организации, а также другие обязанности, определенные действующем законодательством.

Заведующая секциями отвечает за распределение товара по секциям, группам и т.д. Также данный работник призван следить за работой торгового и обслуживающего персонала, помогать адаптироваться новым сотрудникам, свести к минимуму ошибки персонала, обеспечивать эффективное распределение работников по секторам торгового зала, чтобы обеспечить оптимальное использование имеющихся на предприятии трудовых ресурсов.

Для расчета порога рентабельности и запаса финансовой прочности воспользуемся показателями работы ООО "Беланалогия" за месяц. Ниже приведена таблица показателей хозяйственной деятельности фирмы: выручки от реализации продукции за месяц и издержек. Данная таблица составлена на основе денных Отчета о прибылях и убытка (Форма №2) предприятия ООО "Беланалогия". Форма отчета приведена в Приложении. Подобный отчет руководство предприятия регулярно (не реже одного раза в месяц) составляет для учредителей организации с целью доведения до них самой последней информации о состоянии и положении организации.


Таблица 2.1 Показатели хозяйственной деятельности фирмы (за месяц).


Выручка, тыс. руб.


Издержки, тыс. руб


Оклады работников


Налоги


Арендные платежи


Коммунальные платежи


Оплата рекламных услуг


Выплата процентов за кредит


Амортизационные отчисления


Расходы на закупку по договору франчайзинга


Расходы на текущий ремонт


Роялти, %


4900


641


1034.0


100.0


70


18.0


58.8


22.3


2220.0


3.7


5%


Следует отметить, что показатели издержек являются суммарными величинами, т.е. оклады работников представляют собой сумму окладов всех работников за месяц, налоги – сумму всех налоговых платежей за месяц и т.д.

Роялти представляет собой регулярный платеж фирмы франчайзеру (правообладателю торговой марки) в процентах от месячной выручки (единственный показатель, приведенный в таблице в процентах).

В графе налоги приведен суммарный показатель всех налоговых платежей (кроме налога на прибыль). В процентном соотношении для косвенных налогов (НДС) в общей сумме налогов составляет 80%, доля остальных налогов (единый налог, налог на имущество, транспортный, земельный и др.) – соответственно 20%.

Под расходами на закупку по договору франчайзинга подразумеваются расходы на оптовую закупку продукции у франчайзера для ее последующей реализации.


2.2 Расчет порога рентабельности для ООО "Беланалогия"
В связи с тем, что организация реализует достаточно большое количество наименований продукции, то рассчитать порог рентабельности в натуральном выражении не представляется возможным, так как переменные затраты на каждый вид реализуемой продукции различны, также как и цена реализации. Применение усредненных данных привело бы к неточности расчетов.



В связи этим порог рентабельности будем определять как сумму выручки, необходимую для покрытия постоянных и переменных издержек организации.

Для расчета порога рентабельности в этом случае применим следующую формулу:
ПР = Зпост/((ВР-Зпер)/ВР), (2.1)
где ПР – порог рентабельности;

Зпост – затраты постоянные;

Зпер – затраты переменные;

ВР – выручка от реализации.

Основываясь на данных таблицы, разделим затраты на переменные и постоянные:
К постоянным издержкам отнесем: оклады работников, арендные платежи, коммунальные платежи, оплата рекламных услуг, выплата процентов за кредит, амортизационные отчисления, расходы на текущий ремонт, налоги кроме НДС, т.е. 20% от суммы налогов (206.8 тыс. руб). Итого постоянные издержки: 1120.6 тыс. руб.

Переменные издержки: расходы на закупку по договору франчайзинга, роялти, НДС (827.2 тыс. руб.). Итого переменные издержки: 3292.2 тыс. руб.

Далее подставим имеющиеся данные в формулу (2.1) и рассчитаем порог рентабельности:
ПР = 1120.6/((4900 – 3292.2)/4900) = 3416.463 тыс. руб

Таким образом, порог рентабельности для ООО "Давыдова" на основе данных о его хозяйственной деятельности составляет 3 416 463 рубля.

Вывод: при выручки в 3 416 463 рубля фирма полностью покроет все свои переменные и постоянные затраты. В этой точке прибыль ООО "Беланалогия" будет равна нулю. В случае, если выручка будет ниже чем порог рентабельности – фирма будет нести убытки. Если же выручка больше суммы, которая определяет порог рентабельности – то данная организация будет получать прибыль. В рассмотренном примере выручка составила 4 900 000 рублей, что больше порога рентабельности. Это означает что данных хозяйствующий субъект является прибыльным и имеет запас финансовой прочности.

Далее рассчитаем рентабельность по обороту. Для расчета данного показателя будем использовать формулу (1.9):
R = (П / ВР) * 100%,
где - R – рентабельность по обороту;

П – прибыль;

ВР – выручка от реализации.

Для расчета этого показателя необходимо знать показатель прибыли.

Прибыль определи как разность между выручкой от реализации и издержками, которые включают в себя постоянные и переменные издержки (формула 1.1).
П = ВР – Зпост. – Зпер. = 4900 - 1120.6 - 3292.2 = 487.2 тыс. руб.
Теперь рассчитаем показатель рентабельности по обороту:

R = (487.2/4900)*100% = 9.94%
На основании произведенного расчета сделаем вывод.

Рентабельность продаж организации составляет 9.94%. Это означает, что на каждый рубль продаж приходится 9.94 копейки прибыли. Данный показатель является небольшим. Но это обусловлено спецификой деятельности организации. Ценовая стратегия направлена на низкие цены, что вызвано большой конкуренцией на рынке. Так как объемы реализации постоянно растут, прибыль фактический показатель прибыли зависит от объема продаж. Таким образом ООО "Беланалогия" следуя основным тенденциям розничного бизнеса стремиться не столько увеличить прибыль с одного проданного изделия, сколько повысить объем реализации в целом. Данная рентабельность по обороту характерна для большинства хозяйствующих субъектов розничной торговли, имеющих филиальную сеть, налаженные каналы поставки и сбыта, отлаженную ритмичность продаж.

2.3 Оценка запаса финансовой устойчивости и его оценка для ООО "Беланалогия"


Запас финансовой прочности для ООО "Беланалогия" рассчитаем по формуле (1.11):
ЗФП = ВР - ПР,
где ЗФП – запас финансовой прочности;

ВР – выручка от реализации;

ПР – порог рентабельности.

Подставим имеющиеся у нас данные и рассчитаем запас финансовой устойчивости для рассматриваемого хозяйствующего субъекта:
ЗФП = 4900 - 3416.463 = 1483.537 тыс. руб.
Запаса финансовой устойчивости для ООО "Беланалогия" составляет 1 483 537 рублей.

Данный показатель показывает, насколько предприятие может снизить свою выручки и не войти в зону убыточности.

На основании расчета запаса финансовой устойчивости можно сделать следующий вывод.

ООО "Беланалогия" имеет запас финансовой устойчивости, позволяющий ему сохранить прибыль и не понести убытков даже в случае снижения выручки. Данная фирма, как и любой хозяйствующий субъект стремиться в своей деятельности максимально увеличить запас финансовой устойчивости, так как это дает возможность фирме рентабельно функционировать даже в условиях неблагоприятной экономической обстановки или кризиса. Это особенно важно учитывая специфику деятельности ООО "Беланалогия". Розничная торговля достаточно нестабильный бизнес. Спрос на товары может колебаться под действием множества различных экономических и социальных факторов. Даже такой фактор как погодные условия имеет влияние на выручку торгового предприятия в конкретный момент фирмы.


Руководство предприятия постоянно проводит расчеты порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости с целью получения информации касательно состояния организации. На основе анализа этих показателей принимаются те или иные управленческие решения.

Оценку запаса финансовой устойчивости проводят рассчитывая следующий показатель по формуле (1.12).
Ф = ((ВР – ПР) / ВР) * 100%,
где Ф – показатель оценки запаса финансовой устойчивости;

ВР – выручка от реализации;

ПР – порог рентабельности.

Рассчитаем показатель оценки запаса финансовой:

Ф = ((4900 - 3416.463)/4900)*100% = 30.28%;

Чем выше данный показатель, тем более устойчиво положение предприятие. Данный показатель показывает, насколько процентов может снизиться выручка, чтобы предприятие осталось рентабельным.

Основываясь на рассчитанном показателе можно сделать вывод, что ООО "Беланалогия" будет находиться в зоне рентабельности в том случае, если снижение выручки предприятия не превысит 30.28% процента. Если же выручка снизиться на большее число процентов, то данный хозяйствующий субъект перестанет быть рентабельным и будет приносить убыток.

В современных рыночных условиях, изучение и оценка запаса финансовой устойчивости представляется необходимы для целей анализа хозяйственной деятельности фирмы и принятия управленческих решений.

Заключение
В заключении работы можно сделать следующие выводы:
Для успешного функционирования фирмы в конкурентной среде и принятия эффективных управленческих решений необходим расчет и последующий анализ показателей деятельности организации. Важнейшими показателями состояния хозяйствующего субъекта являются порог рентабельности и запас финансовой устойчивости коммерческой организации.

Существует три основных метода расчета порога рентабельности:
- математический метод;
- метод маржинального дохода;
- графический метод.

Порог рентабельности показывает какое количество продукции организация должна реализовать и на какую сумму, чтобы окупить свои постоянные и переменных издержки.

Показатель рентабельности по обороту характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет хозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.