ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.07.2021

Просмотров: 371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Экзаменационный билет № 7

Утверждаю

Проректор по учебной работе


_____________ С.В. Михайлов


" " мая 2014 г.

Кафедра бизнес-информатики


Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности «Прикладная информатика в экономике». Специализации «Информационные системы в банковском деле»

    1. Архитектура операционных систем.

    Большинство современных операционных систем представляют собой хорошо структурированные программные модули системы, приспособленные к развитию, расширению и переносу на другие аппаратные платформы. Какой-либо единой архитектуры операционных систем не существует, но существуют универсальные подходы к структурированию ОС.

    Есть ОС на ядре, а есть микроядерная.

    1. Архитектура операционной системы,
      основанная на ядре

    При реализации этой архитектуры все программные модули ОС делятся на модули ядра и вспомогательные модули.

    Ядро операционной системы образуют программные модули, решающие внутрисистемные задачи организации вычислительного процесса.

    Кроме этого именно ядро содержит функции, образующие интерфейс прикладного программирования – API, через который приложения обращаются к операционной системе посредством системных вызовов.

    Для обеспечения высокой скорости работы операционной системы все модули ядра или большая их часть постоянно находятся в оперативной памяти, то есть являются резидентными.

    Формат программного модуля ядра обычно отличается от формата приложений.

    Остальные модули операционной системы, выполняющие вспомогательные функции ОС, оформляются в виде приложений или в виде библиотек процедур. Вспомогательные модули для выполнения своих функций обращаются к функциям ядра, как и обычные приложения, посредством системных вызовов. Поэтому трудно провести четкую грань между операционной системой и приложениями (рис. 1.3).


    Рис. 1.3. Нечеткость границы между операционной системой и приложениями


    Вспомогательные модули операционной системы обычно загружаются в основную память только на время выполнения своих функций, то есть являются транзитными.

    Вычислительную систему, работающую под управлением операционной системы на основе ядра, можно рассматривать как систему, состоящую из трех иерархически расположенных слоев:


    1. Микроядерная архитектура

    Суть микроядерной архитектуры состоит в следующем – в привилегированном режиме остается работать толь очень небольшая часть операционной системы, называемая микроядром.

    В состав микроядра входят машинно-зависимые модули, а также модули, выполняющие функции базовых механизмов обычного ядра:

    • по управлению процессами;

    • обработке прерываний;

    • управлению виртуальной памятью;

    • управлению устройствами ввода-вывода, связанными с загрузкой или чтением регистров устройств.

    Все остальные функции ядра оформляются в виде приложений, работающих в пользовательском режиме.

    В микроядерной архитектуре менеджеры ресурсов становятся серверами операционной системы, то есть модулями, основное назначение которых является обслуживание запросов локальных приложений и других модулей ОС.

    Очевидно, что для реализации микроядерной архитектуры необходимым условием является наличие в ОС удобного и эффективного способа вызова процедур одного процесса из другого. Поддержка такого механизма и является одной из главных задач микроядра (рис. 1.5).

    Рис.1.5. Иллюстрация системного вызова в микроядерной архитектуре


    Преимущества микроядерной архитектуры:

    • Высокая степень переносимости, обусловленная тем, что весь машинно-зависимый код изолирован в микроядре, поэтому для переноса системы на новый процессор требуется меньше изменений и они все сгруппированы вместе.

    • Высокая расширяемость – добавление новой подсистемы требует разработки только нового приложения, что никак не затрагивает целостность микроядра.

    • Легкая конфигурируемость ОС – достаточно изменить файл с настройками начальной конфигурации системы или же остановить ненужные больше серверы (менеджеры ресурсов) в ходе работы системы обычными для остановки приложений средствами.

    • Повышенная надежность ОС – каждый сервер выполняется в виде отдельного процесса в своей собственной области памяти и таким образом защищен от других серверов ОС, что не наблюдается в традиционных ОС, где все модули ядра могут влиять друг на друга. Кроме этого, уменьшенный объем кода ядра снижает вероятность появления ошибок программирования.

    • Возможна поддержка распределенных вычислений, так как используются механизмы, аналогичные сетевым: взаимодействие клиентов и серверов путем обмена сообщениями. Серверы микроядра могут работать как на одном, так и на разных компьютерах.

    Недостаток микроядерной архитектуры:

    • Более низкая производительность, чем при классической архитектуре – системный вызов сопровождается не двумя переключениями режима (пользовательского и привилегированного), а четырьмя (рис. 1.5 и 1.6).





      1. Нотация DFD. Виды нотаций DFD. Синтаксис DFD.

      ОПР.: В DFD (Data Flow Diagram), модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных, описывающих процессы преобразования информации от момента ее ввода в систему до выдачи конечному пользователю. Диаграммы верхних уровней иерархии - контекстные диаграммы, задают границы модели, определяя её окружение (внешние входы и выходы) и основные рассматриваемые процессы. Контекстные диаграммы детализируются при помощи диаграмм следующих уровней.

      Первым шагом при построении иерархии DFD, также как и в SADT является построение контекстных диаграмм. Обычно при проектировании относительно простых ИС строится единственная контекстная диаграмма со звездообразной топологией, в центре которой находится так называемый главный процесс, соединенный с приемниками и источниками информации, посредством которых с системой взаимодействуют пользователи и другие внешние системы.

      Если же для сложной системы ограничиться единственной контекстной диаграммой, то она будет содержать слишком большое количество источников и приемников информации, которые трудно расположить на листе бумаги нормального формата, и кроме того, единственный главный процесс не раскрывает структуры распределенной системы. Признаками сложности (в смысле контекста) могут быть:

      • наличие большого количества внешних сущностей (десять и более);

      • распределенная природа системы;

      • многофункциональность системы с уже сложившейся или выявленной группировкой функций в отдельные подсистемы.

      Для сложных ИС строится иерархия контекстных диаграмм. При этом контекстная диаграмма верхнего уровня содержит не единственный главный процесс, а набор подсистем, соединенных потоками данных. Контекстные диаграммы следующего уровня детализируют контекст и структуру подсистем.

      Иерархия контекстных диаграмм определяет взаимодействие основных функциональных подсистем проектируемой ИС как между собой, так и с внешними входными и выходными потоками данных и внешними объектами (источниками и приемниками информации), с которыми взаимодействует ИС.

      Разработка контекстных диаграмм решает проблему строгого определения функциональной структуры ИС на самой ранней стадии ее проектирования, что особенно важно для сложных многофункциональных систем, в разработке которых участвуют разные организации и коллективы разработчиков.

      После построения контекстных диаграмм полученную модель следует проверить на полноту исходных данных об объектах системы и изолированность объектов (отсутствие информационных связей с другими объектами).

      Для каждой подсистемы, присутствующей на контекстных диаграммах, выполняется ее детализация при помощи DFD. Каждый процесс на DFD, в свою очередь, может быть детализирован при помощи DFD или миниспецификации. При детализации должно выполняться правило балансировки. Суть этого правила сводится к тому, что при детализации подсистемы или процесса детализирующая диаграмма в качестве внешних источников/приемников данных может иметь только те компоненты (подсистемы, процессы, внешние сущности, накопители данных), с которыми имеет информационную связь детализируемая подсистема или процесс на родительской диаграмме;

      Миниспецификация (описание логики процесса) должна формулировать его основные функции таким образом, чтобы в дальнейшем специалист, выполняющий реализацию проекта, смог выполнить их или разработать соответствующую программу.

      Миниспецификация является конечной вершиной иерархии DFD. Решение о завершении детализации процесса и использовании миниспецификации принимается аналитиком исходя из следующих критериев:

      • наличия у процесса относительно небольшого количества входных и выходных потоков данных (2-3 потока);

      • возможности описания преобразования данных процессом в виде последовательного алгоритма;

      • выполнения процессом единственной логической функции преобразования входной информации в выходную;

      • возможности описания логики процесса при помощи миниспецификации небольшого объема (не более 20-30 строк).

      Синтаксис DFD включает четыре основных элемента:

      • поток данных;

      • процесс;

      • хранилище;

      • внешняя сущность.

      Рассмотрим эти элементы подробнее.

      Поток данных

      ОПР.: Поток данных соединяет выход объекта (или процесса) с входом другого объекта (или процесса). Он представляет промежуточные данные вычислений. Поток данных изображается в виде стрелки между производителем и потребителем данных, помеченной именами соответствующих данных. Упрощенно можно считать, что потоки данных являются механизмами, использующимися для моделирования передачи информации (или физических компонент) из одной части системы в другую.

      Потоки на диаграммах изображаются стрелками (обычно именованными), ориентация которых указывает направление движения информации (Error: Reference source not found).

      ОПР.: Процесс преобразует значения данных.

      Процессы представляют собой преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом. В реальной жизни процесс может выполняться некоторым подразделением организации, выполняющим обработку входных документов и выпуск отчетов, отдельным сотрудником, программой, установленной на компьютере, специальным логическим устройством и тому подобное.

      Назначение процесса состоит в продуцировании выходных потоков из входных в соответствии с действием, задаваемым именем процесса. Это имя должно содержать глагол в неопределенной форме с последующим дополнением (например, «выдать пропуск»). Кроме того, каждый процесс должен иметь уникальный номер для ссылок на него внутри диаграммы. Этот номер может использоваться совместно с номером диаграммы для получения уникального индекса процесса во всей модели.

      ОПР. 1: Накопители данных предназначены для изображения неких абстрактных устройств для хранения информации, которую можно туда в любой момент времени поместить или извлечь, безотносительно к их конкретной физической реализации. Накопители данных являются неким прообразом базы данных информационной системы организации.

      ОПР. 2: ХРАНИЛИЩЕ (НАКОПИТЕЛЬ) ДАННЫХ позволяет на определенных участках определять данные, которые будут сохраняться в памяти между процессами. Фактически хранилище представляет "срезы" потоков данных во времени. Информация, которую оно содержит, может использоваться в любое время после ее определения, при этом данные могут выбираться в любом порядке. Имя хранилища должно идентифицировать его содержимое и быть существительным. В случае, когда поток данных входит или выходит в/из хранилища, и его структура соответствует структуре хранилища, он должен иметь то же самое имя, которое нет необходимости отражать на диаграмме.

      ОПР. 1: ВНЕШНЯЯ СУЩНОСТЬ (или ТЕРМИНАТОР) представляет сущность вне контекста системы, являющуюся источником или приемником системных данных. Ее имя должно содержать существительное. Предполагается, что объекты, представленные такими узлами, не должны участвовать ни в какой обработке.

      ОПР. 2: Под внешней сущностью (External Entity) понимается материальный объект, являющийся источником или приемником информации.

      В качестве внешней сущности на DFD диаграмме могут выступать заказчики, поставщики, клиенты, склад, банк и другие.



      3. Запустить виртуальную машину с установленным MS SQLServer и перенести на этот сервер учебную базу bank2010, backup-копия которой находится в папке Studbackup сервера app. Создать диаграмму, проверить работоспособность базы, вывести содержимое таблиц.












      Экзаменационный билет № 8

      Утверждаю

      Проректор по учебной работе


      _____________ С.В. Михайлов


      " " мая 2014 г.

      Кафедра бизнес-информатики


      Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности «Прикладная информатика в экономике». Специализации «Информационные системы в банковском деле»

      1. Задачи кластеризации. Постановка задачи, базовые алгоритмы решения, достоинства и недостатки. Применение задачи кластеризации в банковской сфере.

      Кластеризация - Разбиение множества документов к некоторой категории

      Методы:

      Декомпозиция (разделение, k-клатеризация)

      В этих методах изначально каждый объект связан только с одной группой-кластером

      Иерархическая кластеризация

      В этом случае каждая группа большего размера состоит из групп меньшего размера. Группы (кластеры) иерархически связаны

      • Классификация – это отнесение объекта к одному из заранее известных классов (множеств, типов и т.д.)

      • Кластеризация – это разделение множества исходных объектов на классы (кластеры), число которых заранее не определено.

      Кластеризацию используют, когда отсутствуют априорные сведения относительно классов, к которым можно отнести объекты исследуемого набора данных, либо когда число объектов велико, что затрудняет их ручной анализ.

      Постановка задачи кластеризации сложна и неоднозначна, так как:

      • оптимальное количество кластеров в общем случае неизвестно;

      • выбор меры «похожести» или близости свойств объектов между собой, как и критерия качества кластеризации, часто носит субъективный характер

      Цели:

      • Изучение данных. Разбиение множества объектов на группы помогает выявить

        • внутренние закономерности, увеличить наглядность представления данных,

        • выдвинуть новые гипотезы, понять, насколько информативны свойства объектов.

      • Облегчение анализа.

        • При помощи кластеризации можно упростить дальнейшую

        • обработку данных и построение моделей: каждый кластер обрабатывается индивидуально, и модель создается для каждого кластера в отдельности.

        • В этом смысле кластеризация может рассматриваться как подготовительный этап перед решением других задач Data Mining: классификации, регрессии, ассоциации, последовательных шаблонов.

      • Сжатие данных.

        • В случае, когда данные имеют большой объем, кластеризация позволяет сократить объем хранимых данных, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера.

      • Прогнозирование.

        • Кластеры используются не только для компактного представления

      имеющихся объектов, но и для распознавания новых. Каждый новый объект относится к тому кластеру, присоединение к которому наилучшим образом удовлетворяет критерию качества кластеризации. Значит, можно прогнозировать поведение объекта, предположив, что оно будет схожим с поведением других объектов кластера.

      • Обнаружение аномалий.

        • Кластеризация применяется для выделения нетипичных объектов. Эту задачу также называют обнаружением аномалий (outlier detection).

        • Интерес здесь представляют кластеры (группы), в которые попадает крайне мало, скажем один-три, объектов

      Цель кластеризации – построить оптимальное разбиение объектов на группы:

        • разбить N объектов на k кластеров;

      Алгоритмы:

      • Иерархические алгоритмы

      • Минимальное покрывающее дерево

      • k-Means алгоритм (алгоритм k-средних)

      • Метод ближайшего соседа

      • Алгоритмы нечеткой кластеризации

      • Применение нейронных сетей

      • Генетические алгоритмы

      • Метод закалки

      Применение:

      • Анализ данных (Data mining)

        • Упрощение работы с информацией

        • Визуализация данных

      • Группировка и распознавание объектов

        • Распознавание образов

        • Группировка объектов

      • Извлечение и поиск информации

        • Построение удобных классификаторов



      2. Метод сетевого планирования. Временные параметры работ. Диаграмма Гантта. Профили ресурсов. Методика разработки оптимального плана проекта.

      Ориентированный граф – множество точек и ориентированных дуг, соединенных между собой.

      Сеть – область ориентированного графа, ограниченная точками.

      Сетевая модель – сеть, моделирующая определенный процесс; направления дуг в ней соответствуют логике процесса.

      Событие – получение результата.

      Работа – любая деятельность.

      Основа метода сетевого планирования и управления - графоаналитический метод из математики.

      Основа построения модели деятельности по проекту - ориентированный граф, отражающий определенный процесс в виде работ и событий.

      Граф - множество точек и ориентированных дуг, соединенных между собой.

      Сетевая модель (сценарий, топология) работ – последовательность взаимосвязанных работ и событий для достижения поставленной цели проекта.

      Существуют две разновидности сетевой модели:

      сеть типа «вершины-события»

      сеть типа «вершины-работы»

      Cеть типа «вершины-события»

      Исходное событие – событие, с которого начинается любой комплекс работ.

      Начальное событие – событие, с которого начинается элементарная работа.

      Конечное событие – событие, которым заканчивается элементарная работа.

      Завершающее событие – событие, которым завершается любой комплекс работ.

      Параметры события


      Раннее начало ( ) – дата, раньше которой работа не может начаться.

      Раннее окончание ( ) – дата, раньше которой работа не может закончиться.

      Позднее начало ( ) – дата, позже которой работа не может начаться.

      Позднее окончание ( ) – дата, позже которой работа не может закончиться.

      Продолжительность ( ti ) – время, в течение которого выполняется работа (i ).

      Свободный резерв работы ( ri ) – максимальное время, на которое можно задержать выполнение работы без нарушения ранних сроков начал последующих работ.

      Полный резерв работы (R) – сумма всех свободных резервов работ, которые следуют за данной работой.

      Полный резерв пути ( rп ) – сумма всех свободных резервов на этом пути (разность между длительностями критического пути и этого пути).

      Запаздывание (задержка) (+ z ) – время, на которое можно задержать начало выполнения следующей работы. Можно увеличить длительность работы.

      Опережение ( - z ) – время, на которое можно раньше начать следующую работу. Можно сделать соединение двух работ «начало-начало» с запаздыванием одной из них.

      Диаграмма Гантта служит для графического отображения временных параметров работ.

      На диаграмме Гантта в компьютерном варианте отображаются:

      • плановые и фактические длительности на временной оси;

      • типы работ в разном представлении;

      • временные резервы;

      • связи между работами;

      • запаздывание и опережение;

      • ресурсы и пр.


      Основные характеристики ресурса:

      • наличное количество (порог, доступность);

      • интенсивность использования (% занятости);

      • стоимость (стандартная ставка в ед. времени, ставка свехурочных);

      • стратегия оплаты ресурса (в начале, в конце, пропорциональное);

      • доступность ресурса в соответствии с календарем и рабочим временем;

      • отнесение ресурса к определенной группе и пр.

      Назначение ресурсов работам – это приписывание каждой работе конкретных ресурсов для ее выполнения.

      Назначение ресурсов работам проекта

      Назначение ресурсов нескольким проектам


      Особенности назначения ресурсов

      1. Назначение ресурсов не влияет на длительность работ с фиксированной длительностью.

      2. Назначение ресурсов влияет на длительность работ с фиксированным объемом работ. Увеличение количества ресурсов ведет к уменьшению длительности работы, и наоборот. Ресурсы, назначенные на подобные работы, могут регулироваться автоматическим способом.

      3. Для составных работ назначаются ресурсы, которые непосредственно не участвуют в процессе. Эти ресурсы автоматически не регулируются.


      Профиль ресурса. Конфликт ресурса

      Профиль ресурса – отображение на диаграмме интенсивности потребления ресурса на протяжении всего времени выполнения проекта.

      Порог – наличное количество ресурсов, отображаемое на диаграмме сплошной линией.

      Конфликт ресурсов – это превышение количества назначенных работе ресурсов над их наличием (превышение порога).

      Конфликты ресурсов устраняются ручным или автоматическим (заложенным в программе) способом.

      Выравнивание загрузки ресурсов – процедуры устранения конфликтов и недогрузки ресурсов и обеспечения на протяжении всего времени постоянного профиля ресурса (равномерности загрузки ресурсов).


      Диаграмма профиля ресурса

      Оптимальный план проекта – план, в котором обеспечено выполнение критерия: минимизированы стоимость и время выполнения проекта, спланирована равномерная и максимальная загрузка ресурсов, соблюдены требования по качеству продукции проекта.

      Разработка оптимального плана – итерационный процесс. Разрабатывается несколько вариантов плана проекта. Результаты заносятся в матрицу принятия решения. Далее проводится сопоставительный анализ результатов по всем вариантам и выбирается из них с точки зрения поставленного критерия наиболее приемлемый.

      Матрица принятия решений

      Стратегии планирования

      1. Ограничения на сроки выполнения работ и, как следствие, на дату окончания. Возможно появление конфликтов ресурсов, которые устраняются различными методами.

      2. Ограничения на наличные ресурсы. Планирование ведется без учета ограничений на время окончания. Устранение конфликтов за счет разнесения во времени параллельных работ.

      3. Комбинированное использование первых двух стратегий.

      Методы автоматического устранения конфликтов ресурсов для параллельных работ фиксированного объема

      1. Автоматический – отнесение срока окончания проекта на более поздний.

      2. По резерву (полуавтоматический) – использование резерва на некритическом пути при сохранении установленного срока окончания проекта.

      Методы эвристического (ручного) выравнивания загрузки ресурсов для параллельных работ фиксированного объема

      1. Использование гибкой связи за счет резерва времени.

      Жесткая связь – соединение концов или начал работ. Гибкая связь – соединение концов или начал работ с использованием задержки или опережения. Разнесение конфликтующих работ во времени за счет задержки или опережения, резервов работ.

      1. Увеличение интенсивности использования ресурсов.

      Использование дополнительных ресурсов. Время выполнения работы уменьшается. Уменьшение интенсивности использования ресурсов.

      Снятие с работы ресурсов при условии, что имеются резервы работ. Время выполнения работы увеличивается.

      1. Перераспределение взаимозаменяемых ресурсов.

      Ресурсы, превышающие порог, снимаются с работы. Назначается соответствующее количество взаимозаменяемых ресурсов.

      1. Определение фоновых работ.

      Разделение работы на части и ее выполнение по мере освобождения ресурсов.

      1. Задание приоритетов.

      Порядок очередности использования недостающих ресурсов определяется назначенным работе приоритетом.



      3. Реализовать просмотр данных из таблиц базы данных, связанных отношениями «один-ко-многим».

      SqlConnection cnn =new SqlConnection(@"СТРОКА ПОДКЛЮЧЕНИЯ");

      DataSet ds = new DataSet();

      SqlDataAdapter daEmp = new SqlDataAdapter();

      SqlDataAdapter daSal = new SqlDataAdapter();

      private void Form9 Load(object sender, EventArgs e)

      {

      //СОЗДАЙТЕ АДАПТЕРЫ ДАННЫХ:

      daEmp.SelectCommand = new SqlCommand("select * from Employees", cnn);

      daSal.SelectCommand = new SqlConmand("select * from Salaries", cnn);

      //В ФОРМЕ РАЗМЕСТИТЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ DataGridViewl и DataGridView2

      //и ЭЛЕМЕНТЫ, ПОДДЕРЖИВАКЩ1Е СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ BindingSourcel и BindingSource2.

      //УКАЖИТЕ ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ ДЛЯ ЭТИХ ЭЛЕМЕНТОВ:

      dataGridViewl.DataSource = bindingSourcel; dataGridView2.DataSource = bindingSource2;

      //ВЫЗОВИТЕ МЕТОД FILLQ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ DataSet

      daEmp.Fill(ds, "Employees");

      daSal.Fill(ds, "Salaries");

      //УСТАНОВИТЕ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЗАГРУЖЕННЫМИ ТАБЛИЦАМИ

      ds.Relations.Add("E_S“, ds.Tables["Employees"].Columns["EmpId"], ds.Tables["Salaries"].Columns["EmpId"]); //УСТАНОВИТЕ СВЯЗИ ДЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ Binding bindingSourcel.DataSource = ds.Tables["Employees"]; bindingSource2.0ataSource = bindingSourcel; bindingSource2.DataMember="E_S“;

      }











      Экзаменационный билет № 9

      Утверждаю

      Проректор по учебной работе


      _____________ С.В. Михайлов


      " " мая 2014 г.

      Кафедра бизнес-информатики


      Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности «Прикладная информатика в экономике». Специализации «Информационные системы в банковском деле»

            1. Базовые принципы объектно-ориентированного программирования.

      Объе́ктно-ориенти́рованное, или объектное, программи́рование (в дальнейшем ООП) — парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов. Объектно-ориентированное программирование основывается на трех основных концепциях: инкапсуляции, полиморфизме и наследовании.

      Инкапсуляция (пакетирование) представляет собой механизм, связывающий вместе данные и код, обрабатывающий эти данные, и сохраняющий их от внешнего воздействия и ошибочного использования. Инкапсуляция позволяет создавать объект, являющийся логическим целым, включающим данные и код для работы с этими данными. Полиморфизм - принцип (подход), обеспечивающий возможность использования одного и того же кода для решения разных задач. Полиморфизм позволяет уменьшить сложность программы посредством использования одного и того же интерфейса для задания целого класса действий. Наследование представляет собой процесс, благодаря которому один объект может наследовать (приобретать) свойства от другого объекта. Объект, используя наследование, нуждается только в определении специфичных только для этого объекта свойств, отличающих его от других объектов этого класса. При построении объектно-ориентированной программы одним из основных является вопрос иерархии классов. Пусть имеется некоторая иерархия (структура, взаимосвязь) классов. В этом случае можно:

      - определить объект для заданного класса;

      - построить новый класс, наследуя его из существующего класса;

      - изменить поведение нового класса (изменить существующие и добавить новые функции).

      Построение нового класса, наследуя его из существующего, предполагает:

      - добавление в новый класс новых компонент-данных;

      - добавление в новый класс новых компонент-функций;

      - замену в новом классе наследуемых из старого класса компонент-функций;

      Таким образом, объектно-ориентированное программирование – метод построения программ в виде множества взаимодействующих объектов, структура и поведение которых описаны соответствующими классами. Все эти классы образуют иерархию классов, выражающую отношение наследования.



            1. Проект создания ИС. Жизненный цикл ИС. Модели Жизненного цикла ИС. Стандарты на модель и структуру жизненного цикла ИС.

      В реальных условиях проектирование - это поиск и спецификация способа создания системы, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений. В результате этого поиска должен быть получен результат под условным названием "проект ИС", который представляет собой комплект документов, специфицирующий все подсистемы ИС

      и способы их взаимодействия в системе.

      Основу проектной деятельности по созданию ИС любого масштаба и сложности составляют следующие компоненты:

        • методология проектирования;

        • технологии проектирования;

        • стандарты и методики проектирования;

        • инструментальные средства проектирования (CASE-средства).

      Для того, чтобы сформулировать определение понятия жизненный цикл (ЖЦ) ИС рассмотрим определение ЖЦ проекта. В работах Р. Арчибальда дается следующее определение термина ЖЦ проекта: «Жизненный цикл проекта имеет определенную начальную и конечную точки, привязанные к временной шкале. Проект в своем естественном развитии проходит ряд отдельных фаз.

      Жизненный цикл проекта включает все фазы от момента инициации до момента завершения…

      Существует общее соглашение о выделении четырех обобщенных фаз жизненного цикла:

      • концепция (инициация, идентификация, отбор);

      • определение (анализ, проектирование);

      • выполнение (практическая реализация или внедрение, производство и развертывание, сдача в эксплуатацию, тестирование …);

      • закрытие (завершение, вывод из эксплуатации) …».

      В определении ЖЦ проекта требуется уточнить значение ряда понятий:

      • стадия; объединенные общими стратегическими задачами, имеющие четко определенные цели, ограниченные собственными функциональными и организационными рамками подпроекты, являющиеся составными частями общего крупного проекта и выполняемые последовательно.

      • фаза; см. стадия. Щас почти не используется.

      • этап; это локальная группировка работ проекта внутри стадии

      • веха; это тот результат, который должен быть получен в ходе реализации стадии, имеет отчуждаемый характер и выносится на утверждение Заказчику проекта.

      • контрольная точка. Переход между этапами.

      • ГОСТ 34.601-90 – распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла, которая может быть доработана до поэтапной с ограниченным набором возвратов;

      • ISO/IEC 12207: 1995, 15504 – стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного программного обеспечения. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов;

      • Oracle CDM (Custom Development Method или методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем – технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Применяется CDM для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий «быстрой разработки» (Fast Track) или «облегченного подхода», рекомендуемых в случае малых проектов;

      • RUP (Rational Unified Process) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML;

      • MSF (Microsoft Solution Framework) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений;

      • XP (Extreme Programming). Экстремальное программирование (самая новая среди рассматриваемых методологий) сформировалось в 1996 г. В основе методологии положен принципы командной работы, эффективной коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов;

      • план Уайта, по сути, не является стандартом в прямом смысле. Этот подход был предложен одним из разработчиков стандарта MRP Оливером Уайтом. Этот подход содержит подробный план внедрения программ комплексного управления предприятием.

      Каскадная (водопадная) или последовательная модель предусматривает разбиение всей разработки на этапы и их последовательное (во времени) и однократное выполнение в строго фиксированном порядке с жестким (детальным) предварительным планированием в контексте предопределенных или однажды и целиком определенных требований к информационной системе.

      Итеративная и инкрементальная модель ЖЦ – эволюционная (гибридная, смешанная) или поэтапная модель с промежуточным контролем (Error: Reference source not found). Эта модель ЖЦИС появилась спустя непродолжительное время после появления на свет каскадной модели, которая была доработана Уинстом Ройсом с учетом взаимозависимости этапов и необходимости возврата на предыдущие ступени, что может быть вызвано, например, неполнотой требований или ошибками в формировании задания. В таком «обратимом» виде каскадная модель просуществовала долгое время и явилась основой для многих проектов.

      Спиральная модель (Error: Reference source not found). Вариантов организации спиральной модели в зависимости от выделения стадий каждого витка достаточно много, поэтому рассмотрим ее на примере модели Б.Боэма (Barry Boehm). На каждом витке спирали выполняется создание фрагмента или цели, проводится характеристика очередной версии продукта, уточняются цели, характеристика и требования проекта, определяется качество его выполнения, а также планируются работы следующего витка. Каждый цикл представляет собой набор операций, которому соответствует такое же количество стадий, как и в модели каскадного процесса.

      3. В программной среде MS Project разработать структуру проекта с назначением ресурсов по каждой работе. Тема проекта «Внедрение и сопровождение корпоративной информационной системы».











      Смотрите также файлы