Файл: Задание Подберите психологопедагогическую диагностику ребенка младшего школьного возраста для выявления адаптации к школе (необходимо указать название диагностики, автора, на что направлена), аргументировав свой выбор.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка. Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. А как выявить талант на более ранних этапах, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:

1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

1. предпочитаемые виды занятий, игр; - самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

2.отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

3.инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

4.реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

5.использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).



1.Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;

2.Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3.Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;

4.Склонен к рискованным действиям;

5.Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;

6.Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;

7.Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

8.Не боится отличаться от других;

9.Не принимает авторитарных указаний без критического изучения. Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.

3.Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:

- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;

- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;

- оценивать не столько результат, сколько процесс;

- педагог может быть участником игрового процесса;

- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;

- стараться не ограничивать ребенка во времени.

4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.

6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:



Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:


  1. 0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

  2. 1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

  3. 2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;

  4. 3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;

  5. 4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;

  6. 5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.


Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо). Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.

1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.


3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основные показатели креативности:

1.- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

2.- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

3.- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

4.- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
▪ Творческое задание «Три краски».

Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков. Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку. По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.


▪ Творческое задание «Озвучь роль».

Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

Низкий уровень: 17 - 34 балла;

Средний уровень: 35 - 60 баллов;

Высокий уровень: 61 -85 баллов.

Ряд исследователей в области психологии и педагогики включает творчество как важный компонент в структуру одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Дж. Рензулли, А.И. Савенков и др.). По мнению Л.С. Выготского, несмотря на то, что дошкольник еще не способен создать что-то принципиально и общественно ценное, но субъективно для ребенка его творческие попытки, являясь результатом активной работы образного мышления и воображения, определенного волевого действия и эмоционального переживания, вдохновения, имеют большое значение для развития его личности и творчества. В творчестве ребенок создает себя. Однако, в развитии творческих способностей дошкольников особая роль принадлежит и педагогу. Теоретические и экспериментальные исследования по развитию детского творчества позволяют выделить в качестве одной из основных линий педагогической работы с детьми дошкольного возраста формирование у них общего творческого отношения к явлениям окружающей действительности как в плане восприятия и познания этих явлений, так и практического преобразования. Опора на игру как ведущую деятельность дошкольника, игровые мотивы, значимые в этот возрастной период, помогают успешно решать основные педагогические задачи, связанные с развитием творчества. Такой подход помогает программу педагога сделать программой ребенка (Л.С. Выготский). Очень значим при этом стиль деятельности и общения педагога с детьми.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.

Конечно, у каждого 
ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие: стремление к познанию; умение познавать новое; живость ума; умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное; стремление к открытиям; умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт; свободное воображение; фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?

Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому начинать развивать творческие способности у ребенка необходимо с раннего детства. Очень часто детские «небылицы» родителями воспринимаются несерьезно, а порой детские фантазии взрослыми даже грубо пресекаются. На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество. Взрослым необходимо знать, что пик творчества наступает у детей в три-четыре года, когда они могут насочинять такое, что диву дивишься, как вообще такое можно придумать.

Диагностика творческих способностей дошкольников

Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. Это можно сделать с помощью психологов, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.