Файл: Закон Об обеспечении единства измерений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При обнаружении нарушений, касающихся закона о единстве измерений, принимаются меры уголовного, административного или гражданско-правового характера. можно вообще остановить производство!

Закон устанавливает различные меры пресечения или предупреждения нарушений, включая административную, административно – правовую и уголовную ответственность.

Нижний предел штрафа, налагаемого за любые нарушения требований нормативных документов по обеспечению единства измерений, колеблется в пределах от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Так например, нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле, а также выпуск, продажа, прокат и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение не поверенных средств измерений влекут наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение предписаний государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

Изменения в государственной системе стандартизации

в Российской Федерации.

Управление деятельностью по стандартизации в России согласно Закону «О стандартизации» осуществляет Государственный Комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) и органы стандартизации министерств, ведомств и субъектов хозяйственной деятельности.

Госстандарт России действует в соответствии с Положением о Госстандарте, утверждённым Правительством РФ.

В числоважнейших функцийГосстандарта России в области стандартизации входят следующие:

  • осуществление роли заказчика и участие в разработке государственных стандартов, устанавливающих основополагающие, общетехнические и обязательные требования;

  • рассмотрение, принятие и регистрация государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения;

  • гармонизация отечественных стандартов с международными;

  • организация работы по прямому использованию международных стандартов в качестве стандартов РФ;

  • осуществление руководства и участие в работах по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации в стране;

  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологической службы;

  • проведение государственного надзора за состоянием и применение измерительной техники;


  • участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации;

  • издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, информационное обеспечение работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы.

Всистему ГосстандартаРФ входит порядка 150 организаций и предприятий, в том числе:

  • 20 научных организаций, включая два государственных научных центра в области метрологии;

  • 13 промышленных предприятий по производству средств измерений высших классов точности;

  • более 100 территориальных органов (центров) стандартизации, метрологии, сертификации (ЦСМиС во всех промышленных регионах России);

  • Академия стандартизации, метрологии, сертификации и два средних учебных заведения по метрологии;

  • издательский комплекс «Издательство стандартов».

Кнаучно-исследовательским институтамГосстандарта относятся:

  • В НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) – головной институт в области Государственной системы стандартизации;

  • ВНИИ сертификации продукции (ВНИ-ИС) – головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг);

  • ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИ-ИНМАШ) и др.

В числоорганов и службминистерств, ведомств и многочисленных субъектов хозяйственной деятельности входят:

  • Управление технического нормирования стандартизации и сертификации Госстроя России;

  • подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;

  • технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);

  • подразделении стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности.

Технические комитеты (ТК) создаются для организации и проведения работ по стандартизации определённых видов продукции, технологии или видов деятельности, а также проведения по указанным объектам работ по международной и региональной стандартизации. Создаются ТК по стандартизации на базе предприятий, организаций, специализирующихся по определённым видам продукции и технологии или видам деятельности и, обладающих в данной области наиболее высоким научно-техническим потенциалом, в т.ч. на базе организаций Госстандарта и Госстроя России.



ТК по стандартизации создаются решениями Госстандарта или Госстроя России по предложениям заинтересованных сторон. ТК - это общественные организации, они осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о конкретных Комитетах. В настоящее время в России функционируют свыше 30 ТК по стандартизации, при этом многие из них одновременно обладают статусом межгосударственных технических комитетов (МТК) за счёт включения в их состав уполномоченных представителей национальных органов по стандартизации стран-членов СНГ.

Подразделения стандартизации различных уровней участвуют в выполнении работ по стандартизации в соответствующих организациях. На подразделения стандартизации предприятий и организаций могут быть возложены функции секретариата ТК по стандартизации (представительство, контроль за выполнением программ, переписка).

Законодательная база сертификации.

Структура законодательной и нормативной базы сертификации.

В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер (до вступления в действие соответствующих регламентов). В общем виде структура законодательной и нормативной базы представлена на рисунке 2.



Рисунок 2 – Структура законодательной и нормативной базы сертификации.

Законодательная база сертификации представлена документами, в соответствии с которыми была введена обязательная сертификация конкретных объектов, определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации, а также установлены правила выполнения отдельных видов работ и услуг. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.

Закон, устанавливающий основы:

  • №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Законы, устанавливающие ответственность:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон РФ “О защите прав потребителей”;

  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;

  • Уголовный кодекс.


Законы, которые ввели обязательную сертификацию:

  • № 2300-1 “О защите прав потребителей»;

  • № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”;

  • № 150-ФЗ “Об оружии”;

  • № 15-ФЗ “О связи”;

  • № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”;

  • № 69-ФЗ “О пожарной безопасности”;

  • № 29-ФЗ “О качестве и безопасности пищевых продуктов” и другие.

Постановления Правительства РФ по вопросам подтверждения соответствия:

  • Об утверждении перечней продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации;

  • О проведении обязательной сертификации рабочих мест, средств производства;

  • О порядке разработки производства и утилизации средств самозащиты;

  • О перечне товаров текстильной и легкой промышленности, подлежащих обязательной сертификации;

  • Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией соответствия;

  • О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных товаров;

  • О сертификации средств защиты информации и другие.

Постановления Госстандарта РФ:

  • Постановление Госстандарта РФ «Об утверждении порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;

  • Постановление Госстандарта РФ «Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии»;

  • Постановление Госстандарта РФ «Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации» и другие.

Нормативная база сертификациипредставлена документами, которые определяют требова­ния к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

  • документы, действующие на национальном уровне и распро­страняющиеся на все системы сертификации;

  • документы, созданные федеральными органами исполни­тельной власти и действующие в рамках конкретных систем.

Организационно-методические документы:

  • «Правила по проведению сертификации РФ»;

  • «Порядок проведения сертификации продукции в РФ»;

  • «Правила сертификации работ и услуг»;

  • «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации»;

  • «Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации»;

  • «Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции»;

  • комплекс стандартов по сертификации систем качества;

  • комплекс стандартов по аккредитации;

  • комплекс стандартов по сертификации персонала и другие.


Организационно-методические документы системы ГОСТ:

  • «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продо­вольственного сырья»;

  • «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и другие.

Также в работах по сертификации используются классификаторы, перечни, номенклатуры, рекомендации и справочные материалы.

Для обозначения и идентификации продук­ции с помощью 6-разрядного кода применяют «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП). Для обозначения и иденти­фикации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг применяют «Общероссийский класси­фикатор услуг населению» (ОКУН). Для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и эк­спортной продукции - междуна­родный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности» (ТН ВЭД).

Целью применения Перечней является обеспечение участни­ков работ по сертификации необходимыми сведениями о про­дукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежа­щих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстан­дартом и Государственным таможенным комитетом, «Пере­чень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на тер­риторию РФ».

На основе Перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, была разработана Номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг) соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

Рекомендательные документы развивают и конкретизи­руют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффек­тивности работы специалистов.

Справочные информационные материалы содержат рас­ширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об органах по сертификации, испытательных лабораториях, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, яв­ляющихся полнотекстовыми, они представляют фактографи­ческие базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Ростехрегулирования (Госстандарта РФ), ВНИИ сертификации.