Файл: Охарактеризуйте основные требования к выразительному чтению педагога, дошкольника и учащегося начальной школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Охарактеризуйте основные требования к выразительному чтению педагога, дошкольника и учащегося начальной школы. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований: 1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся I—II классов. Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связывать определенный знак интонации с содержанием предложения и всего текста. Недостаточно просто указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак,— ученик должен понять необходимость выразить то или иное чувство, радость, удивление и т. п. — «Ура, ребята! — крикнул Никита.— Идите за мной. Я вас к жилью выведу». Эти слова из рассказа «Знакомые следы» Е. Пермяка первоклассники прочтут с нужной интонацией, если осознают переживания Никиты, когда он понял, что дети заблудились по его вине. Учащиеся сознательно свяжут смысл прочитанного с определенным графическим знаком, передадут радость и уверенность мальчика. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запетая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и т. п. Третьеклассники узнают и о том, какие знаки препинания требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения; не выделяются паузами одиночные вводные слова и одиночные деепричастия. 2. Паузы логические и психологические. Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после него. Например: Он глядел / веселыми глазами На поля, на дальнюю межу . И подумал: «Дай-ка я на память У дороги / вишню посажу». В этом отрывке из стихотворения М.Исаковского «Вишня» мы подчеркиваем значения слова веселыми паузой перед ним. Пауза после слова дороги привлекает внимание слушателей к этому слову: решение старика неожиданно, но ведь нес вишню домой. Использование паузы также повышает значение распространенных, членов предложения, помогая охватить смысл всего словосочетания. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Такова пауза между двумя предложениями из рассказа Е. Пермяка «Знакомые следы»: «Да кто услышит его в глухом зимнем безлюдном лесу.// И вдруг Никита увидел знакомые следы». При чтении «Рассказа о неизвестном героем» С. Маршака психологические паузы подчеркивают драматизм положения героя, спускающегося по стене горящего дома: «Вот ухватился рукой / за колонну,/Вот по карнизу/шагнул он к балкону...J/ А до балкона / четыре шага». Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также возле яркого сравнения или эпитета. Следует также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается грубое «рубленое» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке, и паузы между стихами не должны ее искажать. Для дошкольного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований: При заучивании стихотворений с детьми, прежде всего, воспитатель ставит перед СОБОЙ задачи: 1. Вызвать интерес ребенка к стихотворению (мотивация). 2. Помочь понять содержание произведения, объяснить непонятные ребенку слова, фразы. 3.Научить выразительно, с интонациями, паузами читать стихотворения. Научить правильно ставить ударение в каждом слове. 4. Воспитать любовь к поэзии. Требования, предъявляемые к чтению произведения: Правильная орфоэпия чтеца — важнейший элемент культуры его речи. Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: своего, его, сегодня, булочная, скучно, что, счастье, катается, смеется и т. д. — [сваево], [иво], [сиводня], [булошная], [скушна], [што], [щастье], [катаитса], [смиётса] и т. д., [скворешник] а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д. Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. Сила голоса. Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от содержания произведения. Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием. Так, сначала мы ровным негромким голосом произнесем: И однажды утром рано Мы услышим в тишине... Дальше голос крепнет и звучит, как рапорт: «Космонавт Егор Степанов С Марса шлет привет Луне!» (С. Михалков.) Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе. Темп речи. Очень важно при чтении выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием. Так, стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?» читается очень неторопливо: Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером, делать было нечего. Но совсем в другом темпе, быстро и задорно, читается его же «Песенка друзей»: Красота! Красота! Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, обезьяну, попугая — вот компания какая! Часто в одном и том же произведении мы разные части читаем по-разному. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные — иногда почти скороговоркой. Паузирование. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Вот как надо расставить паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»: «Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./ — Подснежник,— /радостно/ говорит она. —/Откуда?/ Где вы его взяли?/ — Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.—/ Это тебе/ подарок./ Мама берет рюмку с цветком./ — Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила». Чаще всего мы пользуемся паузами и при передаче напряженности в отдельных местах рассказа или стихотворения: паузами мы подчеркиваем эту напряженность. Велико значение и эмоциональной окраски голоса (его тембра): одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Воспитатель, перед тем как читать детям художественное произведение, должен хорошо представлять себе его тембральный рисунок. Правильно эмоционально окрашенное чтение помогает передать настроение, повышает интерес к рассказу. Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию читаемого. Даже заразительно смешные рассказы Н. Носова, прочитанные без должного настроения, с унылым лицом, не вызовут радости и веселого смеха детей. Очень важен жест при чтении: он дополняет слово, делает его более весомым. Но надо бережно относиться к жесту, не следует им злоупотреблять. При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям. Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми. Литературное произведение читается детям, как на занятиях, так и в свободное время. Выбор текста для чтения на занятиях регламентирован программой, по которой работает дошкольная организация. В свободное время воспитатель может читать тот текст, который нравится ему самому. Но во всех случаях надо найти в произведении то, что будет способствовать пробуждению чувств и у читающего, и у слушателей. Нельзя назвать выразительным индифферентное, неискреннее, наигранное чтение. Выразительно читать не значит разыгрывать текст в лицах, перевоплощаясь в героев произведения. Выразительно читать – значит донести до слушателей, т.е. в процессе чтениявыразить, авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому. Для этого воспитателю нужно любить сам процесс чтения, не бояться его, не думать о том, что талант чтеца дан свыше. Он вырабатывается с помощью кропотливого, вдумчивого чтения большой литературы для маленьких. Одним из эффективных приемов выразительного чтения является зрительный контакт с детьми, т.е. педагог во время чтения произведения должен отрываться от книги и следить за эмоциональным откликом детей на произведение. Задание 2. Приведите 5 примеров использования авторского ударения в стихотворениях. 1. У Дениса Давыдова в стихотворении «Бурцову (Призывание на пунш)» (1804) читаем: А наместо ваз прекрасных, Беломраморных, больших, На столе стоят ужасных Пять стаканов пуншевЫх! 2. Ещё одно отступление от орфоэпической нормы в том же стихотворении поэт допустил в выражении «два уса», смещая ударение на последний слог в существительном уса, в то время как его нужно было бы поставить на первый (7): [602] Вместо зеркала сияет Ясной сабли полоса: Он по ней лишь поправляет Два любезные усА. 3. Такое же Отклонение от литературной нормы ударения в слове «ус» в родительном падеже единственного числа и у Цветаевой в поэме «Чародей» (1914): УсА, взлетевшего высОко, Надменное полукольцо... - И все заглядываем сбоку Ему в лицо. 4. В стихотворении Дениса Давыдова «О, кто, скажи ты мне, кто ты»(1834) находим ещё отступление от орфоэпической нормы в глаголе изгнала: Ты смяла на главе венок мой боевой, Ты из души моей изгнАла жажду славы, И грёзы гордые, и думы величавы. 5. Русский поэт еврейского происхождения Самуил Киссин (1885-1916) (фамилия при рождении писалась с одним «с» ) - Кисин, подписывался в основном под своим уменьшительным именем Муни, используя его как псевдоним) (568) в стихотворении «Вчера» соответствующее отступление от нормы сделал в глаголе нагнала: Всё, что попадалося нам на пути, Остроты и смех возбуждало; Старик, что с дороги замедлил сойти, Когда его тройка нагнАла. Задание 3. Сделайте разметку текста русской народной сказки «Лиса и Козел» (подчеркните одной чертой важные в смысловом отношении слова). Подготовьте текст для выразительного чтения, соблюдая правила произношения и ударения, а также правила техники речи (дыхание, дикцию, подвижность и силу голоса). Бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть – не утонешь, а выскочить – не выскочишь. Сидит лиса, горюет. Что тут делать? Вот идет по той же дороге козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул козел в колодец. Увидел там лису и спрашивает: - Здорово, лисонька! Что ты тут делаешь? - Да вот отдыхаю. Наверху - то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь. А козлу давно пить хочется. - Да хороша ли вода - то? -Вода то хороша, - отвечает лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит. Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть лису не задавил. Рассердилась лиса, бранится: - Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал. Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. Только козел ее и видел. Сидит козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться. Хватился хозяин козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и козла из колодца вытащил. |