Файл: Анкета для учащихся Изучение отношения учащихся к учебным предметам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экзаменационное задание

Ф.И.О. слушателя Ивченко Александр Александрович

Группа № 33\2с

Дисциплина: Психологическая диагностика
Задание 1. Кейс
Изучите одну из предложенных кейс-ситуаций. Проанализируйте ее с позиции педагога-психолога. Предложите свой вариант психологической оценки: какие именно харак­теристики Вы будете оценивать. Дайте предварительное психологическое заключение: в чем может состоять проблема. Какая методика будет применена.
Ситуация 1.

Запрос учащегося «Проблема заключается в том, что у меня отсутствует мотивация к обучению. Иногда я думаю, что мне интересно учиться, но, когда доходит до дела, меня накрывает волна лени, особенно тогда, когда нужно приступить к заданию. Я не знаю, как себя заставить учиться. У меня есть хобби, я люблю спорт, иногда занимаюсь только ими».
Ответ по ситуации 1.

У многих учащихся, особенно в подростковом возрасте, возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Для того, чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения.

Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы учащегося

Задачи: изучить мотивационную сферу учащихся; выявить направленность мотивации и доминирующие мотивы учения.

Для диагностики мотивации личности можно применить следующие психологические методики:

1.Анкета для учащихся «Изучение отношения учащихся к учебным предметам»

2.Методика М.В.Матюхиной «Определение доминирующих мотивов учения»

3.Анкета для учащихся «Определение мотивации к предметам» (приложения 1, 2, 3).

Критерий

Перечень методик

Характеристика методики

1.Пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях 2.Пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности 3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств


Пр. 1 Анкета для учащихся
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Пр. 2 Методика М.В.Матюхиной

Определение доминирующих мотивов учения



Пр.3 Анкета для учащихся
Определение мотивации к предметам

1.Позволяет выявить отношение учащихся к различным предметам (необходимым и интересным).

2.Позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:


• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования),
•узколичностные (благополучия и престижа),
• учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
• мотивы избегания неприятностей.

Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе.

3. Позволяют выявить ведущие, мотивы учения учащихся.






Предварительное психологическое заключение:

Анкета «Изучение отношения учащихся к учебным предметам»

Цель: Позволяет выявить отношение учащегося к различным предметам (необходимым и интересным)

Возможно несформировано определенное отношения к учебе, к конкретным предметам.


Анкета для учащихся «Определение доминирующих мотивов учения»

Цель: Позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся

Возможно у учащегося несформированы мотивы:

1. Мотивы отношения к процессу обучения

2. Мотив самоопределения и самосовершенствования

3.Мотивы содержания учебной деятельности

Анкета для учащихся «Определение мотивации к предметам»

Цель: Позволяет выявить ведущие, мотивы учения учащегося

Возможно это будет:

  • Интересное содержание предмета 

  • Интересное преподавание

  • Предмет имеет практическое значение

  • Уважаю учителя

Вывод:

Для коррекции полученных данных необходимо использовать в работе педагогов методы стимулирования для повышения познавательной активности, формирования у учащегося приемов самостоятельного приобретения знаний, осуществление в единстве патриотического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования активной жизненной позиции.

Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести:

  • новизну информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;

  • демонстрацию незавершенности теоретических знаний.

Работа психолога

Цель:

  • Развитие мотивационной сферы учащегося.

  • Развитие самостоятельности мышления.

Задачи:

  • Способствовать осознанию своих мотивов.

  • Помочь укрепить уверенность в себе, развивать самосознание.

  • Обучать приемам регуляции и саморегуляции.

  • Развитие способности самостоятельно принимать верные решения.


Используемые методы: дискуссии, мини- лекции, тренинговые упражнения, беседы. анкетирование.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам


Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы: - причина:

II. Интересные предметы: - причина:

Ответы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.

  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.

  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.

  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.

  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.

  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 

  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.

  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 

  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.

  3. Интересно выяснять причины событий.

  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 

  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.

  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.

  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.

  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 

  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко. 

  10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.

  11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

  12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения

Методика М.В.Матюхиной


Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.


  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо

  2. Хочу окончить школу и учиться дальше 

  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего

  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 

  5. Хочу получать хорошие отметки

  6. Хочу получать одобрение родителей

  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне

  8. Хочу быть лучшим учеником в классе

  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех

  10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе

  11. Мне нравится учиться

  12. Люблю узнавать новое

  13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей

  14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности

  15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать

  16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  
       

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;

  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;

  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;

  • мотивы престижности – № 8–10;

  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;

  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам


Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.

Предмет 

  • Русский язык

  • Литература

  • Математика

  • Информатика

  • Физика

  • Химия

  • История

  • Физкультура

  • Экономика

  • Общество­знание

  • Иностранный язык

  • Биология

Мотивы:

  • Интересное содержание предмета 

  • Интересное преподавание

  • Предмет имеет практическое значение

  • Уважаю учителя

Хотел бы получать дополнительные знания 

Задание 2. Подбор методик

Привести комплекс методик для диагностики ключевых качеств и их показателей по теме итоговой аттестационной работы.

Наименование объекта диагностики «Образовательная деятельность педагогического коллектива МКОУ «Брединская СОШ № 4»

(ключевое понятие исследования)1.Причины возникновения нарушений психологического здоровья педагогов МКОУ «Брединская СОШ № 4»

2.Профилактика возникновения нарушений психологического здоровья педагогов МКОУ «Брединская СОШ № 4»

Критерий

Перечень методик

Характеристика методики

1.Приоритетные Ценности (Пц)
2. Психоэмоциональное Состояние (Пс)
3. Самооценка (С)
4. Стиль Преподавания (Сп)
5. Уровень Субъективного Контроля (Уск)
6. Удовлетворенность Трудом (Ут)

«Психологический портрет учителя» РезапкинаЗ., Резапкина Г.


Дать учителю "информацию к размышлению" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.

Характеристика психического состояния стрессоустойчивость агрессивность, диагностика невротического состояния .

«Определение типа личности , сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой» (психогеометрия)

Л.И.Губарева , О.М. Мизирева , Т.М. Чурилова


Предлагается использовать диагностический материал в трех направлениях :
1.Определение психологического портрета и личностных характеристик учителя.

2.Характеристика психического состояния стрессоустойчивость агрессивность диагностика невротического состояния

3.Диагностика взаимоотношений педагог – педагог , педагог – ученик , педагог – родитель .

Темперамент.

«Определение преобладающего типа темперамента»

А.Белов

Л.И.Губарева , О.М. Мизирева , Т.М. Чурилова


Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.
Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Тип высшей нервной деятельности.

«Характеристика типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме»

Л.И.Губарева , О.М. Мизирева , Т.М. Чурилова

.

Определение типа высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Эмоциональное выгорание педагогов.

«Диагностика уровня «эмоционального выгорания»

Э.Э.Сыманюк «Психология профессионально обусловленных кризисов»


Рассматривается динамика развития

особенностей эмоционального выгорания педагога. Выявляется зависимость эмоционального

выгорания от жизнестойкости.

Агрессивность.

Методика оценки агрессивности педагога А. Ассингера

Н.Т.Оганесян «Методы активного социально – психологического обучения»


Методика
А.Ассингера позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами, учениками и легко ли им общаться с ним.

Стиль поведения в конфликтной ситуации.

Стиль конфликтного поведения

К.Н.Томас


Определение

способов регулирования конфликтов.

Уровень возможного приспособления организма к физическим и психофизиологическим нагрузкам.

Опросник для оценки профессиональной дезадаптации

Э.Э.Сыманюк «Психология профессионально обусловленных кризисов»


Выявить уровень возможного приспособления организма к физическим и психофизиологическим нагрузкам.

Вербализация эмоциональных состояний.

Торонтская АЛЕКСИТИМИЧЕСКАЯ ШКАЛА


Методика направлена на изучение алекситимии – личного свойства, обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.

Социальная фрустурированность.

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана


Определение психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

Общий уровень эмпатии.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей


Выявление общего уровня эмпатии и определение доминирующего канала эмпатии.

Психологический климат в коллективе.

«ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА» по изучению социально - психологического климата в трудовом коллективе


Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный

компоненты отношений в коллективе.

Уровень общительности.

Методика оценки уровня общительности учителя


Оценивает общий уровень общительности, разработан В.Ф. Ряховским.