Файл: Алексей Мазур, группа 20ф14.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алексей Мазур, группа 20-ф-14.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:


- «Птичка в клетке»;

- «Времыши ‑ камыши»;

- «Из мешка»;

- «Кузнечик» и другие.

К поэмам:

- «Зверинец»;

- «Лесная тоска»;

- «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

Сверхповести:

- «Зангези»;

- «Война в мышеловке».

Проза:

- «Николай»;

- «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);

- «Утёс из будущего».

Автобиографические материалы:

- «Автобиографическая заметка»;

- «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

Основные темы творчества В. Хлебникова:

- тема революции и её прославление;

- тема предопределения, рока;

- связь времен;

- тема природы.

Стихотворение “Птичка в клетке” Велимир Хлебников написал в возрасте тринадцати лет. Вначале он писал совершенно понятные для всех стихотворения, они были просты и незамысловаты. Через некоторое время писателя признали одним из одиозных в поэзии. Стихотворение «Птичка в клетке» было опубликовано лишь после смерти Хлебникова. Связано это было с тем, что все, что он писал в раннем возрасте, для него перестало иметь значение. Хлебников нашел для себя новое направление в своем творчестве и все, что было до этого, он забыл.

В стихотворении говорится о том, как пойманная птичка поет в клетке и писатель пытается понять, о чем она тоскует. Хлебников начинает перечислять из-за чего птица, посаженная в клетку, может горевать. Велимир предполагает, что птица скучает по своему вольному образу жизни деревьям, полям, лесам. Как птичка строила для себя гнездышко, в котором у нее были птенцы, а теперь она одна была заточена в клетку. Птичка поет о том что у нее была подруга и как они вместе летали и ловили мошек для того чтобы выкормить своих птенцов.

Автор рассуждает на тему того как в данный момент чувствует себя птичка. Она сидит целыми днями и скучает в своей клетке на жердочке. Хлебников пишет, что птичка греется на солнышке через решетку своей клетки, у нее всегда есть что покушать и пить. Ей не нужно летать по полям и лугам и добывать себе еду самой, человек каждый день вложит ей в кормушку еду и нальет в поилку воду. Хлебников словно пытается уговорить птицу в том, что находясь в неволе безопаснее и сытнее.

Велимир Хлебников уверен, конечно, в том, что ей бы очень хотелось быть свободной и наблюдать за всей красотой природы, ощущать дуновение теплого ветерка и чувствовать аромат свежескошенной травы и цветов. Она же вынуждена наблюдать за всем происходящим из окна дома, в котором она находится в клетке.

Птичка не жалуется, ведь за ней хорошо ухаживают и не обижают. В заключении она всегда находится в безопасности, тепле и уюте.

Перед ней сложная дилемма на свободе она вольна делать все что хочет и летать где угодно, а в заточении всегда сыта и напоена. Хлебников не может утверждать точно как птичке лучше в неволе или на свободе, но ему кажется, что она ничего не потеряла и ей хорошо и с ними.

Велимир Хлебников являлся родоначальником русского футуризма. В его честь после смерти было открыто два музея имени Хлебникова. Была основана Всероссийская премия, которая выдается писателям 9 ноября каждый год, а в Калмыкии установлен памятник.

Контрольные вопросы

1. Символизм - мистическое направление в искусстве, литературе. Характеризуется использованием символики, намёков, недосказанности, таинственных образов, намёков. Символисты создают аналогии или соответствия, которые, по их мнению, схожи с их творческими образами.

Акмеизм - антоним символизму! Конкретность превыше всего! Или искусство точно вымеренных и взвешенных слов! - это негласный девиз акмеистов.

Особенности акмеизма:

Изображения реального мира без туманных, мистических намёков символизма. Внимание уделяется к каждой детали. Ясные и точные образа. Поэтизация первозданной природы. Восприятие мировой культуры как общей памяти человечества!

Футуризм бунтарское направление поэзии серебряного века.

Характеризуется: анархичность мировоззрения, выражение эмоций толпы; пафос эпатажа; культ техники, развития городов; вульгарная лексика, грубые слова; экспериментаторство в ритмике, рифмы; отрицание культурных традиций, создание искусства будущего;
Поэты символизма: Жан Мореас, Гюстав Моро, Станислав Выспянский, Владислав Подковиньский.

Поэты акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Максмилиан Волошин, Осип Мадельштам.

Поэты футуризма: Филиппо Томмазо Марианетти, Карлуш Филипе Порфириу, Валентина де Сен-Пуат, Андрэ Фо.

2. Пропасть между мечтой и действительностью порождает романтическое двоемирие, слагающееся из мира идеальных представлений и мира низменной реальности. Двоемирие – это «сознание полярности идеала и действительности, ощущение разрыва, пропасти между ними, а с другой стороны, жажда их воссоединения». Эта идея о двух мирах была глубоко усвоена символистами. Среди поэтов утвердилось и представление о поэте как теурге, маге, тайновидце, которому дана способность приобщения к потустороннему, запредельному, сила прозреть его и выразить в своем искусстве.