ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. В коллективе организации назревает конфликтная ситуация, что подтверждается следующими фактами:
- каждый трудится сам по себе, отказывая другим в помощи;
- сотрудники не доверяют друг другу и стараются не делиться рабочими и личными планами, не дают советы;
- при высказывании своего мнения о работе своего коллеги каждый сотрудник скорее выскажет свои замечания и претензии, нежели подчеркнет его достоинства.
Как вы думаете, что следует предпринять менеджеру, чтобы изменить обстановку в коллективе?
ДЛЯ НАЧАЛА ОПРЕДЕЛИМ ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТ
Конфликт – обычное явление в коллективе, и чем больше людей работают в компании, тем выше риск возникновения конфликтной ситуации. Иногда конфликт идет на пользу, так как в ходе его разбора открываются новые возможности и варианты устранения проблем. Но по большей части ссоры между сотрудниками плохо влияют на производительность работы и на прибыль от бизнеса. В этой ситуации руководству нужно заняться конфликт-менеджментом для устранения разногласий.
ФАЗЫ КОНФЛИКТА В КОЛЛЕКТИВЕ
Под конфликтом понимается противостояние между двумя или более людьми, основанное на различиях в целях, интересах, мировоззрении. Проще всего решить конфликт на начальной стадии, поэтому руководителю отдела или компании важно знать все четыре фазы любой конфликтной ситуации:
-
Прелюдия. Первый этап складывается из самих факторов, на основе которых формируется конфликтная ситуация. Различия в интересах и целях, отсутствие взаимопонимания и т. д. -
Инициация. Самого факта наличия указанных выше факторов недостаточно для начала конфликта. Он всегда провоцируется инициирующим событием и начинает развиваться. -
Дифференциация. Ссора переходит в эту стадию, когда противостоящие друг другу стороны демонстрируют свое недовольство. Именно в этот момент определяются причины ссоры. -
Разрешение. Самостоятельно или под контролем вышестоящих лиц участники конфликта пытаются разрешить конфликтную ситуацию, например, в процессе поиска компромисса.
Эти фазы могут сменяться как за считаные минуты и часы, так и тянуться на протяжении месяцев.
ОТКУДА ПОЯВЛЯЕТСЯ КОНФЛИКТ?
Руководителю нужно знать основные причины, по которым в коллективе возникают конфликтные ситуации. С этим знанием гораздо проще предотвратить ссору на первой стадии. Частые причины:
-
недовольство низким уровнем заработной платы или долгим отсутствием повышения; -
обязанность сотрудника заниматься работой, которая не удовлетворяет его интересы; -
слабое лидерство – опытными сотрудниками руководит менее опытное начальство; -
несколько человек в компании претендуют на получение руководящей должности; -
неэффективная организационная структура, проблемы с командной работой в отделе; -
неоднозначное толкование внутренних правил, должностных инструкций и уставов; -
накопившийся стресс, обусловленный внутренними или внешними факторами; -
несовместимость по взглядам, интересам, целям, религии, культуре, иным признакам.
Указанные причины могут привести к конфликту как между сотрудниками, так и с начальством.
ПОЧЕМУ НУЖНО ВМЕШИВАТЬСЯ?
Грубая ошибка руководителя – игнорировать конфликтную ситуацию в компании, полагая, что ситуация несерьезная и разрешится сама по себе. Последствия бездействия весьма удручающие:
-
потеря концентрации и сосредоточенности сотрудников на рабочих обязанностях; -
энергия работников вкладывается в культивацию ссоры, а не в рабочий процесс; -
формирование неуважительной и недружелюбной обстановки внутри коллектива; -
увеличение текучки кадров и прогулов, что негативно влияет на компанию в целом.
Проблема и в том, что многие люди плохо разделяют работу и личную жизнь, из-за чего негатив, который они испытывают по отношению к другим участникам коллектива, выливается на близких.
ПЯТЬ ШАГОВ К УСТРАНЕНИЮ КОНФЛИКТА
Конфликты в организациях – обычное дело, поэтому руководитель должен быть готовым к тому, чтобы вмешаться в ситуацию и помочь сторонам найти компромисс. Это можно сделать в пять шагов.
ШАГ 1 – ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДУ ССОРЫ
Напрямую поговорите со всеми участниками конфликта и обсудите с ними следующие вопросы:
-
Какие обстоятельства привели к появлению конфликтной ситуации? -
Есть ли другие обстоятельства, например, не связанные с компанией? -
Атмосфера в коллективе благоприятная или способствует ссорам? -
Связаны ли разногласия между сотрудниками с «трудным» клиентом? -
Насколько сильно обе стороны загружены работой в компании?
Важно точно определить, по какой причине возник конфликт, чтобы предпринять правильные меры по его устранению и предотвращению возможных спорных ситуаций в коллективе на будущее.
ШАГ 2 – ВЫСЛУШАЙТЕ ОБЕ СТОРОНЫ
Не полагайтесь на рассказы одной стороны о сути конфликтной ситуации. Обязательно узнайте мнение всех участников спора, и только на основе полученной в ходе такого опроса информации предпринимайте решение. Иногда обсудить спор можно при участии всех сторон, если между ними нет откровенной вражды. В противном случае стоит встретиться с ними по отдельности, чтобы не началась полемика и попытки исказить картину в свою пользу. Обсуждайте факты, а не эмоции.
Не показывайте, что вы принимаете какую-либо из сторон спора, и по возможности вообще не создавайте «любимчиков» в коллективе отдела, будьте максимально объективны и справедливы.
ШАГ 3 – ПОБУЖДАЙТЕ К ПРИМИРЕНИЮ
Несмотря на то, что одной из обязанностей руководителя является устранение конфликтов среди подчиненных, не допускайте, чтобы это происходило исключительно в ручном режиме. Все-таки вы руководство, а не личный психолог для каждого сотрудника. Более того, если вы будете сами реагировать на каждую жалобу подчиненного, это может вызвать у остальных подозрение в вашей предвзятости. Решение проблемы одно – побуждайте участников спора самостоятельно искать компромиссы. Не решайте трудности вместо них, вместо этого помогите им начать обсуждение.
ШАГ 4 – НАЙДИТЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Нередко единственным выходом из конфликта становится реорганизация отдела или компании таким образом, чтобы конфликтующие люди как можно меньше пересекались в процессе работы или вообще не контактировали друг с другом. Такие меры можно предпринять как на время, чтобы противостояние остыло, так и на постоянной основе. Не забывайте о том, что приоритетом являются корпоративные цели, и затяжной спор между подчиненными способен замедлить их достижение. Если в отделе есть один или несколько токсичных людей, стоит принять решение об увольнении.
ШАГ 5 – ПОДАЙТЕ ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР
Лучшая профилактика любой ссоры – создание и поддержание дружелюбной атмосферы внутри коллектива, когда все его участники относятся друг к другу с уважением. На помощь приходит тимбилдинг. Проводите совместные корпоративные мероприятия, мотивируйте сотрудников как финансово, так и нематериально, дайте им понять, что они представляют для компании большую ценность. Работайте над формированием командного духа, общайтесь с подчиненными честно и уважительно, не допускайте предвзятого отношения. Это будет отличной профилактикой споров.
РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ РАЗНЫХ ТИПОВ
Есть несколько типов конфликтных ситуаций, и каждый из них требует индивидуального подхода:
-
Межличностный. Спор между двумя сотрудниками. Например, между более опытным и новичком, или на фоне крупного клиента. Решение простое: сделать так, чтобы сотрудники не пересекались друг с другом, например, поделить между ними клиентскую базу. -
Между человеком и группой. Такое бывает, когда в уже сплоченный коллектив приходит новый сотрудник, которому остальные устроили бойкот. В этом случае не стоит вставать на сторону новичка, чтобы не показаться предвзятым. Вместо этого проведите корпоративный тренинг и используйте инструменты тимбилдинга, чтобы снизить напряжение в группе. -
Межгрупповой. В крупных компаниях конфликтовать могут целые подразделения. В этом случае решение зачастую одно – собраться вместе и найти компромисс, который сможет устроить всех участников ссоры. Иногда такие конфронтации стимулируются провокатором, который «стравливает» отделы или настраивает их против начальства. Его надо вычислить и уволить.
В большинстве случаев именно компромисс является единственным способом разрешения спора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ С РУКОВОДСТВОМ
Первое, чем должен заняться руководитель компании или конкретного отдела – создать все необходимые условия для профилактики возникновения конфликтных ситуаций. Ряд таких мер:
-
обеспечение сбалансированных прав и ответственности для сотрудников при реализации их прямых служебных обязанностей; -
применение материальных и нематериальных способов поощрения работников за хорошую работу в отделе/компании; -
грамотное делегирование обязанностей и распределение ответственности на основании внутренней иерархии в организации.
Что касается материальной системы поощрения, стоит рассмотреть перечисленные далее меры:
-
разработка и внедрение премиальной политики, базируемой на профессиональном поведении и вкладу сотрудников в работу в компании; -
использование технологии бронирования заработной платы, согласно которой часть прибыли компании справедливо делится между работниками. Требуйте от сотрудников не обсуждать собственную заработную плату с коллегами; -
выделение денежных средств на обучение персонала, оплату страховок, кредитование для удовлетворение целевых нужд сотрудников и т. д.
Кроме материальных способов предотвращения конфликтных ситуаций, есть и нематериальные:
-
обеспечение открытости корпоративной информации для сотрудников, на основе чего работники будут в курсе нововведений и важных решений, принимаемых руководством; -
применение тех способов и стилей администрирования, которые не идут вразрез с интересами и моральными принципами подчиненных; -
привлечение менеджеров по продажам и других специалистов организации к обсуждению и разработке важных решений внутри отдела или на уровне компании; -
реализация виртуальных способов управления, при которых режим нахождения подчиненных на рабочем месте становится менее строгим, нежели обычно; -
внедрение гибкой занятости работников, если это возможность с учетом специфики деятельности организации; -
моральные методы поощрения персонала, формирование здоровой конкуренции, организация спортивных состязаний, корпоративов и других мероприятий.
Несмотря на то, что перечисленные выше меры направлены, скорее, на профилактику конфликтов сотрудников с руководством, их реализация также снимает общую напряженность в коллективе. Из этого само собой следует снижение риска появления спорных ситуаций между персоналом фирмы.
Не ждите, пока конфликт между сотрудниками исчезнет сам по себе – такое происходит очень редко и занимает много времени. Используйте полученные знания о конфликт-менеджменте на практике уже сейчас и старайтесь не допускать возникновения конфликтных ситуаций в принципе.
Задание 2. Прочитайте мини-кейсы и укажите, какие типы потребностей (по классификации А. Маслоу) побуждали героев действовать описанным образом.