Файл: Социология и политология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология и политология

1. Предметом социологии являются социальные отношения, процессы, тенденции и закономерности общества, его сфер (экономической, политической, личностной, духовной, интеллектуальной) и элементов (личности, слоев, общностей).
Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.

2. В настоящее время существует представление о трехуровневой структуре социологии:
1)высший уровень представлен общей социологией (теоретической социологией, макросоциологией)
2)средний уровень представлен отраслевыми направлениями (частными социологическими теориями, теориями среднего уровня)
3)низший уровень представлен эмпирической, прикладной социологией (микросоциологией, конкретными социологическими исследованиями).
Функции социологии:
1) познавательная — социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;
2) критическая — данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;
3) прикладная — социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;
4) регулятивная -— теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;
5) прогностическая — на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;
6) идеологическая — социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

3. Существует несколько видов социологических исследований: пробное (другие названия поисковое, разведывательное), описательное, аналитическое, сплошное, выборочное, полевое, оперативное и др. Выбор типа исследования в каждом конкретном случае определяется спецификой изучаемой проблемы, целью, имеющимися ресурсами.
Этапы социологического исследования:

1)подготовительный (разработка программы исследования)
2)полевое исследование (сбор первичной социальной информации)
3)обработка полученных данных
4)анализ и обобщение полученной информации
5)составление отчета о результатах исследования

4. Типология общества– это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.
Согласно К.Марксу , общество делиться на 5 основных типов:
1) Первобытнообщинные 2) Рабовладельческие 3) Феодальные 4) Капиталистические
5) Коммунистические

5. Социальный, или общественный институт — это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные тому или иному обществу или той или иной социальной группе, и обобщаются как способы действия, мышления и чувствования.
Этапы институционализации:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует организованных действий.
2.Формирование общих целей.
3.Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.
4.Появление процедур, связанных с нормами и правилами
5.Институционализация норм и правил, процедур т.е их принятие, пракракическо приминения.
6.Установление системы санкций для поддержания норм и правил.
7.Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

6. В социологии выделяют пять главных социальных институтов:
-политические институты -экономические институты -институт семьи -социально-культурные институты -институт религии.
Функции социальных институтов:
1)Воспроизводство. Эту функцию выполняет в первую очередь семья, но задействованы также государство, медицина и прочие институты.
2)Социализация. За данную функцию отвечают преимущественно семья, образование и религия.
3)Обеспечение материальными благами.
4)Управление и контроль. Данная функция осуществляется государством, правом и, реже, религией.
5)Воспроизводственная функция. Подразумевает обеспечение устойчивости и соблюдения правил, продиктованных институтом (к примеру, семья должны быть устойчивой, а возможность её распада – ограниченной).
6)Интегративная функция. Обеспечивает сплоченность и взаимную ответственность людей, связанных между собой определенными отношениями.
7. Социальная стратификация – это иерархическое деление общества на слои (страты) на основе объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.


Источники стратификации:
1) Гендерное, этническое, расовое разделение
2) Неравное владение ресурсами
3) Разные функции способности (разделение труда)
4) Система ценностей
5) Окружающая среда

8. Исторические типы социальной стратификации:
1) Рабство - крайняя форма неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле собственностью других.
2) Касты- социальные группы с самобытной культурой и нормами, принадлежность к каждым определяется при рождении
3)Классы- в качестве основы социального давления выступает отношения социальных групп (классов) к собственности на ресурсы производства.
4)Сословия- социальная группа, обладающая определёнными правилами и обязанностями, закреплёнными обычаем или законом в передающимися по наследству.

9. Особенности стратификации в современной России:
- Изменение характера стратификационной системы (от этакратической к экономической).
- Складывание предпринимательского слоя.
- Появление новых престижных видов деятельности.
- Поляризация общества.
- Начинает формироваться средний класс.
- В настоящее время стратификационный профиль нашего общества весьма подвижен.

10. Неравенство и бедность — понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами или слоями населения.
Бедность — это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жизни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психология.

11. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными, аскриптивными. Вертикальная мобильность — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению.
Горизонтальная мобильность — это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

12. В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную.
Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.
Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая — с предписанными, аскриптивными.
Объем мобильности - это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Дистанция мобильности - это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальная дистанция- перемещение на одну-две ступени вверх или вниз; ненормальная - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

13. существует ряд определений понятия «личность», которые отличают его от других, похожих по смыслу, но разных по значению терминов ( «человек» и «индивид»):
-личность – это субъект сознательной деятельности, который принимает активное участие в социальных отношениях;
-личность как особое качество, которое определяет степень интегрированности индивида в общественные отношения, его включенности в принятие значимых решений;
-личность является индикатором общественного сознания;
-личность – это индивид, объединяющий в себе биологические черты и черты социального общества, в котором он проживает и реализует свои потребности, различные виды деятельности.

14. Социализация – процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством. Если поведение животных обусловлено инстинктами, то человеку для нормальной жизнедеятельности необходима социализация. Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация — процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

15. Культура-особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением.
Культура-как сумма общественных достижений, включая технологии, отношения, представления.
Культура-как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого.
Элементы культуры: обычая, нормы, ценности, смыслы, приметы
Системные признаки культуры:
1 Функциональность. Способность удовлетворять человеческие потребности.
2 Символичность. Социальный опыт людей, выраженный через символы.
3 Адаптивность. Способность приспосабливаться к внешним условиям.
4 Иерархичность. Способность к соподчинению разных слоев и уровней культуры.
5 Идеационность. Способность производить и поддерживать идеальные нормы и образы.
6 Интегративность. Умение преобразовывать в единое целое разрозненные элементы.
7 Научаемость. Формирование новых качеств и потребностей людей.
8 Экстрасоматичность. Различные предметы культуры соотносятся между собой определенным образом.

16. Функции культуры:
1. Социализирующая функция. Культура позволяет каждому человеку, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, образцов поведения (паттернов), формироваться как личность.
2. Информационная функция позволяет давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом достоверную и объективную информацию, без которой невозможна сама организация общественной жизни.
3. Коммуникативная функция. Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, способствуя общению между людьми.
4. Ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
5. Регулятивная (нормативная). Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Разновидности и формы:
Связь с религией-Культуры религиозные и светские.
Региональная принадлежность-Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская.
Регионально-этническая особенность