ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2021

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классический этап рассматривает общество как объективно существующую реальность, которую следует изучать и измерять независимо от исследователя. Она развивается линейно, поступательно, без альтернатив, ориентируясь на конечную высшую цель. Случайность как отдельное событие или проявление свободной индивидуальной воли элиминируется. Она лишь материал, из которого складываются общие, повторяющиеся процессы социальной истории. Поэтому социальное развитие можно предсказать: настоящее определить исходя из прошлого, будущее – из настоящего и прошлого. Отсюда стадиальность или этапность общего хода социально-исторического развития.

Неоклассический, модернизационный этап утверждается на основе идеи великого Организатора, Менеджера, претендующего на роль авангарда истории и ее преобразователя. Общество рассматривается как объект манипуляции модернизационной воли, опирающейся на знание исторической закономерности, открытой великими учениями классической эпохи.

Постнеклассический, постмодернистский этап ориентируется на субъективность, индивидуальность человека, ситуативность, многомерность истины. Все предопределяется субъективным пониманием проблемы, теми смыслами, которые вкладываются каждым автором в понимание социальной ситуации. Отсюда провозглашается методологический плюрализм, отрицающий великие учения и граничащий с историческим экстремизмом. Социум расчленяется на множество разорванных и плохо совместимых фрагментов, на вредные и полезные социальные силы.

Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах.

2 билет конт о социологии

Как известно, возникновение социологии связано с именем О.Конта, который в первой трети XIX века сформулировал ряд теоретических положений, касающихся ее природы. К ним мы отнесли бы следующие:

Представление об обществе не может быть сконструировано на основе «негативных», «умозрительных абстракций» или метафизических сущностей, которые наделялись традиционной философией способностью «производить все наблюдаемые явления». Единственной сущностью, являющейся причиной всех явлений, в том числе и общества, надлежит рассматривать только природу. В природе О. Конт видел прообраз общества и масштаб его объяснения и понимания. Овладев законами природы, можно, по его мнению, раскрыть и законы функционирования общества как одного из её объектов.

Общество должно рассматриваться как часть природы и исследоваться на основе методологии естественных наук. Поэтому принципами социологии как науки должны стать объективизм, реализм, прагматизм (удобно, выгодно, полезно) и точность. Благодаря объективности она отрицает бытие сущностей или всеобщих понятий, значение которых трансцендентно и может быть постигнуто лишь интеллигибельно, так как имеет дело с тем, что непосредственно дано в чувственном опыте субъекта и ограничивает себя этим опытом. Для нее познанное при помощи органов чувств и относимое к наблюдаемой, физической реальности более значимо, чем полученное посредством иных способов познания. Она отдает предпочтение отражению видимого объекта, а не конструированию его свойств на основе их дедукции из умозрительных понятий и смыслов. Реалистичность предполагает, что сущность для социологии всегда является «ощущаемой» и открываемой средствами положительных наук. Сущность – это то, что является, что можно воспринять в пространстве и времени в отличие, скажем, от сущности как метафизической конструкции. Прагматизм социологии О. Конт связывает с ее ориентацией на социальные реформы, на решение конкретных социальных проблем, в частности, на преодоление «великого политического и морального кризиса современного (Конту – авторы) общества». Точность социология достигает посредством широкого применения ею математики. На выходе она всегда дает цифры.

Наука об обществе должна быть синтетической наукой, так как в ней целое преобладает над составляющими его частями в отличие от аналитических наук (астрономии, физики и химии), в которых часть довлеет над целым. Это обусловлено тем, что её предмет – общество, по мнению О.Конта, представляет собой такую реальность, которая господствует над составляющими его индивидами. Для него общество– это все, тогда как индивид – ничто, вздор, единица или «чистая доска», способная лишь копировать общество.

Социология – это наука, системно организующая объективные, нейтральные факты или эмпирические индикаторы общества, т. е. рассматривающая общество как систему, элементы которого функционируют гармонично.

В социологии по аналогии с физикой следует выделить два раздела: статику, которая раскрывает взаимоотношения и гармонию между отдельными институтами общества, и динамику или «позитивную теорию общественного прогресса», которая связывает динамику общества, его эволюцию с расширением наших знаний о нем.

3 Предмет, структура и функции социологии.

Рассматривая структуру социологического знания следует иметь в виду, что социология – это наука целостная, имеющая единый предмет. Выделение в её структуре различных разделов или уровней, если и возможно, то только в качестве фаз или функций реализации одного и того же предмета.


Теоретическая (философствующая) и прикладная, эмпирическая социология – две специализации социологии успешно развиваются до настоящего времени. Первая опирается на уже обработанный социологами эмпирический материал, занята формулировкой новых рабочих гипотез, обоснованием базовых, исходных положений науки, познавательных установок (моделей), введением новых описательных понятий, посредством которой наука могла бы интерпретировать факты социальной реальности.


Вторая представляет собой индуктивную функцию (фазу) социальной науки, приложение социальных законов, принципов и понятий к конкретным социальным проблемам с целью их практического разрешения. Первая конституируется концептуально как продукт рефлексии, вторая выводится из эмпирических исследований, основанных на точных методах.

Микросоциология, макросоциология, метасоциология (социология социологий, рефлексивная социология). Микросоциология основное внимание уделяет изучению того, как люди взаимодействуют в повседневной жизни, т. е. организуют свои интеракции. Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе изучения тех смыслов, которыми люди руководствуются в процессе межличностных коммуникаций.

Макросоциология изучает сущность общества, модели его организации, основные институты (экономику, политику, образование, религию). Иными словами, макросоциология изучает то, как функционирует общество, а микросоциология – как в нем живут люди и как они воздействуют на его развитие, объединившись друг с другом. Отсюда и различие базовых понятий. Там, где макросоциология говорит об обществе, микросоциология – о социальных группах, макроcоциологию интересуют проблемы власти, управления, революции, микросоциологию – влияния, лидерства, девиации.


Метасоциология – это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и её различных структурных элементов – концепций, теорий, моделей, методов и т. д. Если социология ориентирована на исследование социальной реальности, то метасоциология анализирует социологию извне и изнутри.

Функции

Мировоззренческая – позволяет формировать общие взгляды на общество, место и роль в нем отдельной личности.

Познавательная – обеспечивает знание сущностных черт и объективных закономерностей социума, она осуществляется на всех уровнях и во всех структурных элементах социологии.

Коммуникативная – способствует установлению взаимопонимания и эффективного взаимодействия между индивидами и социальными группами.

Прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Научные прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы (например, перспективы развития цивилизации) и более обыденные, но не менее острые проблемы (например, варианты поведения избирателей). Здесь прослеживается взаимосвязь теоретической и прикладной социологии. В кризисные, переходные периоды развития общества социология имеет возможность:


1) представить альтернативные сценарии будущих процессов;


2) определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе;


3) рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.

Управленческая – непосредственно связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях.

Аксиологическая – дает возможность более четко формировать и воспринимать социальные ценности.

Профилактическая – осуществляет анализ и диагностику социальных проблем.

Социально-инженерная – участвует в разработке и реализации программ социальных реформ.

Информационно-просветительская – знакомит гражданскую общественность с научно обоснованными нормативами и показателями социального развития.

4 Социология в ряду социогуманитарных наук

Социология и экономическая наука. Экономическая наука не занимается изучением общества как целостной социальной системы. Она исследует материальное производство и экономическую деятельность людей. Однако процессы, которые являются предметом экономической науки, находятся в теснейшей и все возрастающей взаимосвязи с социальными процессами. А потому взаимодействие между социологией и экономической наукой усиливается.

 Социология и социальная философия. Существует тесная связь между социологией и социальной философией. Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества (отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей, генезиса (происхождения), судеб и перспектив. И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом, как систему, не сводимую к сумме составляющих ее единиц. Различия между ними заключается только в позициях и способах рассмотрения общества. Во-первых, в отличие от социальной философии, которая рассматривает общество как социальную статику (устойчивые условия), социология изучает процессы социальной динамики (непрерывное изменение условий)

Социология и правоведение. Между социологией и правоведением также растет взаимовлияние. Социология рассматривает право не само по себе, а как часть всей общественной жизни, изучает специфику проявления социальных связей, отношений и процессов в данной сфере, раскрывает влияние социальных факторов, институтов и организаций на право. А поскольку право распространяется на все сферы социальной жизни, то оно уже по своей природе социологично.

Социология и история. Тесные и взаимно необходимые связи соединяют социологию и историю (наукой, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии). И та, и другая наука имеют объектом своего исследования общество, изучают закономерности его возникновения, развития и функционирования во всех конкретных проявлениях. Обе науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
    Как история, так и социология сталкиваются с двумя группами проблем. С одной стороны, проблемы, связанные с наличием в обществе объективных, независящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. С другой стороны, проблемы порождаются отдельными индивидами, выходят за рамки действия объективных закономерностей, однако оказывают существенное влияние на "зигзаги" в развитии общества.

5 Понятие социокультурной общности: общая характеристика и типология

Социокультурные общности могут быть:

большими (народ, масса, толпа, публика) и малыми (семья, друзья);

простыми (крестьянская община) и сложными (транснациональная корпорация);

фиксированными (статусные, функциональные, территориальные группы) и нефиксированными (толпы, аудитории);

устойчивыми (политическая партия) и неустойчивыми (посетители магазина, зеваки); формальными, т. е. документально регламентированными договором, контрактом, уставом, конституцией (фирма), и неформальными (соседи); организованными, т. е. сложившимися по заранее выработанным планам, на основе извне привнесенных порядков (фирмы, банки, образовательные центры), и самоорганизующимися, т. е. спонтанно вырабатывающими порядки отношений (очередь); сознательными, имеющими единый центруправления (армия, промышленные корпорации), и стихийными (например, половозрастными: мужчины и женщины, дети, подростки, тинейджеры, молодежь, люди среднего возраста и старики); профессиональными: учителя, рабочие, предприниматели и т. д.; этническими: европейцы, азиаты, негры; социальными: рабство, касты, сословия, классы.

Социальную общность следует отличать от общества. Социальная общность может быть не только обществом, но общиной. На различие общества и общины как социальных общностей впервые указал немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1887 году. Он выделил две специфические формы бытия социальных общностей: общину и общество .По его мнению, община – это такая форма совместной жизнедеятельности людей, которая покоится на непосредственном взаимном утверждении их самости.

Общность людей – это не простая совокупность или агрегат индивидов, а исторически сложившееся единство людей. Люди, составляющие одну общность, одинаково подходят к окружающему их миру, демонстрируют единство сходным поведением, символами солидарности (например, в одежде). Они легко понимают друг друга, используют одни и те же каналы коммуникации, т. е. знают о том, кто, кому, о чем и с какой степенью доверия может передать сообщение, а посторонних находят странными и непонятными. С этой точки зрения социальные границы общностей следует понимать с учетом не столько территориальных границ, сколько плотности (интенсивности и прочности) коммуникаций между людьми. Между собой представители одной общности общаются чаще и глубже, нежели с «иностранцами».

6 Философское, социологическое и психологическое понимание человека

Существуют такие подходы: биологический , философский, социологический, индивидуально-психологический, гуманистический, этнопсихологический, психолого-педагогический, тендерный т.д.Более четко разобраться в социально-психологической специфике личности поможет рассмотрение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».Человек» - понятие биосоциальные, с одной стороны, это - существо биологическое, владеющий языком, способностью работать с другой - человек является существом общественным, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. индивид - это человек как единица общества, он является отдельным человеком, лицом в группе или обществе, отдельным представителем человеческого сообщества.Личность - это тот же человек, но рассматриваемая как общественное существо, наделенное сознанием.Личность представлена психологическими характеристиками, что социально обусловлены и проявляются в общественных связях, отношениях, являются устойчивыми, определяют поведение человека. Все это имеет существенное значение для лица и его окружения. На сегодня известны две основные концепции личности:

личность как функциональная (ролевая) характеристика человека;

личность как его сущностная характеристика.

Понятие «личность» и «индивид» не тождественны, поскольку личность - это то особенное, что приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности отношений, в которые индивид втягивается. Специфика социально-психологического подхода к личности предусматривает раскрытие его профессиональных достижений (открытия, творческие успехи и т.д.) в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов, косвенных социально-психологических восприятий и отражений социальной реальности и отношений. Элементами, которые формируют социально-психологическую основу личности, являются:

социально определенная цель его деятельности;социальные статусы, позиции и выполняемые социальные роли;ожидания в отношении этих статусов и ролей;нормы и ценности (т.е. культура), которыми она руководствуется в процессе своей деятельности;оциокультурная, этнопсихологическая программа поведения;система знаков, которую она использует;социально-психологическое отражение общественных отношений;совокупность знаний, уровень образования и специальной подготовки;коммуникативный потенциал личности;личностные (социально-психологические ) механизмы регуляции социального процесса;активность и степень самостоятельности в принятии решений.

7 Понятие личности. Модели личности

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

«Большая пятерка»

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, - это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты - люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты - люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми.

 Экстраверсия-интроверсия (общительный, ассертивный, энергичный, активный)  Уживчивость (добродушный, сотрудничающий, доверяющий)  Конформность (добросовестный, ответственный, дисциплинированный)  Эмоциональная стабильность (спокойный, не невротичный, не подавленный)  Открытость (интеллектуальный, блестящий, независимо мыслящий)

Уживчивость - это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. обросовестность - это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности. Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Чтобы эта черта работника проявилась в творческом и инновационном поведении, организации нужно убрать препятствия с дороги инноваций.

8 Экономика, политика и культура. Механизм воздействия.

Социология политики (или политическая социология) анализирует политику и связанные с нею проблемы в их социальных измерениях, на фоне специфических социальных взаимоотношений. Её предметом являются механизмы взаимодействия социальных институтов и процессов с миром политического. Она рассматривает политику в «перспективе анализа социальной структуры и неформальных социальных институтов, общественного мнения и поведения, всего комплекса социально-политических процессов, норм и отношений, через исследование личности и малых групп во всем многообразии их психологических и социокультурных характеристик» В капиталистическом обществе связь между господствующим классом и государством является менее прямой и явной, чем в докапиталистических обществах. В докапиталистических формациях, в частности при феодализме, члены господствующего класса непосредственно присваивают государственную власть и средства физического насилия для того, чтобы эксплуатировать непосредственных производителей. Напротив, при капитализме господствующий класс не имеет прямого доступа к государственной власти и средствам физического насилия. Они ему не нужны, ибо капиталисты могут подчинять и эксплуатировать непосредственных производителей путем «экономического принуждения». Капиталистическому обществу присуща «партикуляризация» государства, обособление от класса капиталистов. Как известно, чисто экономическая теория изучает общество с точки зрения производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Однако область экономического воспроизводства не существует изолированно от социального контекста, тесно взаимодействует со всеми областями общественной жизни: политической, правовой, нравственной, религиозной и т. д. Взглянуть на экономические процессы и действия с социальной точки зрения, показать связь экономики и общества, взаимообусловленность экономических и внеэкономических действий и ориентаций социальных субъектов и пытается экономическая социология.

9 Социологическое понимание культуры

 Культура – общество. Общество – это всегда связь, отношение, коммуникация, взаимодействие между индивидами, тогда как культура – это то, что опосредует их взаимодействие (ритуал, табу, норма), придает ему смысл и поддерживает его.

То, что современный человек – это особенное существо, отличающееся от животных наличием культуры, никем из ученых не оспаривается. Даже те исследователи, которые указывают на существование у животных элементов общественной связи, основанной на использовании символических знаков, и обучения моделям поведения, принятым в их группах, тем не менее, не отмечают у них наличия культуры. Культура – цивилизация. Культура – это явление интеллектуальное, включающее правила, нормы, ценности, табу, церемонии, ритуалы, символы, мифы, обычаи, традиции, язык, тогда как цивилизация Наследственность – преемственность. Культура не дается человеку от рождения, не встроена в его генетическую программу. Культура – это внегенетическая, наследуемая посредством обучения и научения поведенческая информация в отличие от генетически наследуемой информации.  Культурная статика – культурная динамика. Рассмотрение данной оппозиции предполагает внимание к таким проблемам культуры, как:

аномии или отсутствию четкой однозначности её норм;

неравномерному развитию различных частей культуры, в частности, культурное запаздывание или более медленное развитие адаптивной (нематериальной) культуры по сравнению с материальной (теория культурного лага Огборна);

чужому влиянию, например, чрезмерной «вестернизации – американизации» нашей национальной культуры Культурный этноцентризм – культурный релятивизм или плюрализм культурных практик. Этноцентризм представляет собой тенденцию судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. В зависимости от того, кто создает культуру и каков её содержательный уровень социологи различают элитарную, народную и массовую культуру;

в зависимости от отношения к ней – доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру;

в зависимости от сферы её функционирования – экономическую, политическую, религиозную, социальную.

10 Культура, субкультура, контркультура

Культура доминирующая. Совокупность норм, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество социальных общностей: цивилизационных, региональных, национальных, групповых, семейных, то в рамках общей культуры, «культурной формации» (термин французского историка Ж. Дюби) сосуществуют малые культурные миры, которые получили название субкультур, имеет место культурная стратификация (термин А. Грамши).

Субкультура отличается от доминирующей культуры, хотя и не противоречит ей. У её норм свой социальный контекст формирования. Субкультура включает групповые нормы, которые неинституционализированы, не формализованы, опираются на неписаные кодексы поведения, но не противостоят доминирующей культуре, хотя с ней и не совпадают. Контркультура, или экстернальная культура (чужая). Ее нормы противостоят доминирующей, общепринятой культуре, отрицают принимаемые большинством нормы, традиции, ценности. Как правило, она объединяет людей, находящихся в промежутках социальной структуры – вне нее позиций. Не случайно общественным мнением и научной традицией контркультура относится к сфере андеграунда (от англ. «underground» – подполье). В отечественной традиции контркультуру связывают с «неформалами»: «пришельцами», «островом», «гремящей пустотой», «дорогой в никуда», «пустыней в душе человека». Контркультура немыслима и не существует без официального общества – они взаимодополняемы и связаны друг с другом. Контркультура как выпавшая из общества культура объединяет культуру криминальную, богему, наркомафию, секты как деструктивные культы и т. д. Взаимоотношения между доминирующей культурой и контркультурой могут быть различными. Когда общество находится в стабильном состоянии, контркультура изгоняется, изолируется, отторгается общественным мнением. Её носители помещаются в психиатрические лечебницы или в исправительные лагеря.