Файл: Практические задания 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Кафедра педагогики и психологии

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.04.01/психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология здоровья

(направленность (профиль) / специализация)



Практические задания №1-2
по учебному курсу «Клиническая психология»

(наименование учебного курса)
Вариант - (при наличии)


Обучающегося

М.С. Мелешко







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХмвд-2204а













Преподаватель

И.В. Непрокина







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

Практическое задание 1


Раздел 1. Становление клинической психологии
Цель задания: определение сфер приложения клинической психологии в психологической теории и практике, предмета, объекта изучения клинической психологии.
Формулировка задания 1


Напишите письменную работу на одну произвольно выбранную из предложенного списка тему.
Темы для работ

1. История становления клинической психологии

2. Клиническая психология как наука – предмет, задачи, сферы приложения

3. Этиология развития психических расстройств

4. Практическая деятельность клинических психологов

Выполнение задания на тему: «Практическая деятельность клинических психологов»

Предметом практической деятельности клинических психологов являются многообразные особенности психики человека в их отношении к здоровью и болезни. Клинические психологи участвуют в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния, а также в решении различных экспертных вопросов, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В центре внимания клинических психологов находится человек с «душевными болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. В рамках своей деятельности клинические психологи сталкиваются с двусторонними связями психологического состояния и состояния здоровья. Например, ситуации, когда особенности психики человека приводят к повышению риска возникновения болезненных состояний. И наоборот, ситуации, когда последствия болезней влияют на изменения психологического склада человека.

Задачами клинических психологов являются поиски рациональных путей научного распознания заболеваний, и различения их форм, путей их лечения и восстановления нарушенных функций. Свои научные исследования клинические психологи направляют на охрану психического здоровья людей, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, помощь врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.

Усиление роли психологии в профилактике заболеваний, также является неотъемлемой задачей клинических психологов. В первичной профилактике это укрепление здоровья населения, внедрение здорового образа жизни и формирование культуры здоровья. Во вторичной профилактике это работа с группами повышенного риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития. В третичной профилактике это помощь переболевшим людям в целях предупреждения декомпенсации и инвалидизации.



В рамках вышеописанной области, выделяют следующие функции деятельности клинических психологов:

  1. Диагностическая – выделение и качественное описание синдрома.

  2. Психологическое воздействие – целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.

  3. Экспертиза – исследование как нарушенных, так и сохранных сторон психики, соотнесение психического статуса в требования того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

  4. Реабилитация восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни.

  5. Профилактика – укрепление здоровья населения, Работа с группами повышенного риска, работа с переболевшими людьми.

Роль клинических психологов в жизни населения приобретает все большую актуальность ввиду роста эмоционально-стрессовых факторов в жизнедеятельности современного человека, в том числе и ввиду влияния общественно-политического уклада жизни. Факторы, заставляющие работать на пределе все компенсаторно-адаптационные возможности организма, приводят к перенапряжению защитных психических механизмов, что выражается в возникновении различного рода невротических расстройств. Участие в лечении подобного вида расстройств, клинических психологов наряду с медицинскими работниками, значительно повышает эффективность.

Практическое задание 2


Раздел 1. Становление клинической психологии
Формулировка задания 2

Дайте письменное развёрнутое определение понятиям в рамках клинической психологии:

  • Здоровье – отсутствие у человека патологий, соответствие показателей функционирования нормам, раскрытие автономного от болезни содержания человека;

  • Болезнь – наличие у человека признаков расстройства функционального, эмоционального, либо социального функционирования, имеющих причины, дефекты, картины и следствия;

  • Патология – любое отклонение от установленной нормы нормального состояния, функционирования или развития личности;

  • Норма ВОЗ – уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее встречающимся;

  • Идеальная норма – некоторый образец состояния человека, имеющий философские и мировоззренческие обоснования состояния совершенства, к которому должны в той или иной мере стремиться все люди;

  • Функциональная норма – показатель, оценивающий состояние человека с точки зрения её последствий, либо возможности достижения определенной цели;

  • Статистическая норма – среднеарифметическое значение некоторых эмпирических данных, встречающихся в жизненном опыте большинства людей;

  • Норматив – показатель, принимающийся за совершенный образец по соглашению каких-либо лиц, обладающих правом установления таких образцов и имеющих власть над другими людьми;

  • Критерии здоровья ВОЗ – состояние человека, при котором сохранены структурные и функциональные характеристики организма, имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде, сохраняется эмоциональное и социальное благополучие;

  • Критерии психического здоровья ВОЗ – осознание и чувство непрерывности и постоянства своего «Я», чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях, критичность к себе и к результатам своей деятельности, соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий, способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами, способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы, способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.