Файл: Современные формы работы с родителями в образовательной дошкольной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современные формы работы с родителями в образовательной дошкольной организации
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях.
Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействий с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм.
Повышение педагогической культуры.
Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.
Воспитательные функции семьи ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие.
-
Важным условием преемственности развития личности ребенка является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. -
Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.
В современном обществе назрел ряд проблем, которые препятствуют гармоничному развитию тандема «родители-ребенок». Ускорился темп жизни, часто родители поглощены своей работой, после работы уставшие, не испытывают желания общаться с детьми, современным родителям, активно использующим компьютерные технологии, кажется неинтересными, устаревшими методы работы педагога и детей. В жизнь детей прочно вошел компьютер как средство развлечения и обучения.
Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т.к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.
Для того, чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с нами, педагогами, более свободным, активным, удобным, можно использовать современные средства коммуникации, которые прочно вошли в нашу жизнь и которые активно нужно использовать в нашей работе.
Цель сотрудничества с родителями.
Создать условия мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.
Задачи.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Все формы с родителями подразделяются на
коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными
Традиционные формы работы 1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. 3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов. 4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей
. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
Формы сотрудничества.
Информационно – аналитические
Познавательные
Досуговые формысотрудничества
Наглядно-ин-формационные:
Информационно-ознакомительные;
Информационно-просветительские
Информационно – аналитические формы сотрудничества.
Цель:выявлениеинтересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических опросов
Проведение собраний,консультаций в нетрадиционной форме
Картотека «Педагогическая копилка: «педагоги для родителей»
Анкетирование.
Индивидуальные блокноты
Тренинги
Семинары- практикумы
Составление социального паспорта семьи.
Почтовый ящик.
Интернет-анкетирование
Познавательные формы сотрудничества.
Цель:ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Мини-собрания
Педагогическая гостиная
Педагогический брифинг
Педагогическая гостиная
Педагогическая библиотека для родителей
Устные педагогические журналы
Исследовательская - проектная деятельность
Интернет-журнал
Имитационные и деловые игры
Экскурсии.
Презентации семейных проектов.
Мастер – классы.
Дневник взаимодействия детского сада и семьи.
Встреча с интересными людьми.
Общение посредством SKYPE
Досуговые формы сотрудничества.
Цель:установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники
Интерактивные досуговые мероприятия
Выставки работ родителей и детей
Дни добрых дел
КВН
Кружки и секции
Соревнования
Фестиваль.
Участие в конкурсах – выставках.
Экскурсия с согласия родителя к одному из воспитанников
Совместные экскурсии выходного дня
Конкурсы с поощрением
Веб-квесты.
Наглядно –информационные формы сотрудничества.
Информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Цель:ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Буклеты
Электронные газеты
Дни(Недели) открытых дверей Открытые
Просмотры занятий и видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Использование видеозаписей наблюдения за ребенком в процессе его деятельности, взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в детском саду и семье
Папки – передвижки.
Фотомонтаж.
Мини – библиотека.
Информационные стенды.
Видеотека.
Памятки.
Рекомендации..
Информирование через сайт, блог, группу в контакте
Интерактивные домашние задания для родителей и детей
Общение посредством SKYPE.
Мы хотим остановиться на такой форме сотрудничества как
Веб-квесты
Квест – это одна из форм проектной деятельности, которая сейчас востребована в современных дошкольных учреждениях.
В форме квеста педагог получает возможность непосредственно взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, проводить активную индивидуальную работу и задействовать всех участников образовательного процесса, получая индивидуальный маршрут и продукты деятельности каждой семьи своей группы.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Дети вместе с родителями сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце находят клад, попадают на пир в сказочный дворец или получают какой либо подарок как продукт проектной деятельности.
В дошкольном учреждении веб-квесты можно активно использовать для совместного образования взрослых и детей, создания мотивации на создание тандема взрослый-ребенок.
Как пример можно привести веб-квест к проекту «куколка любимая моя», где дети с родителями каждый день отправляются в путешествие от одной станции до другой и выполняют различные несложные задания:
В понедельник – регистрируются в специальную гугл-форму
Во вторник, играя во флэш-игру «Одень куклу», делают открытку
В среду, с помощью одной из интернет-программ, делают из открытки пазл и собирают его.
В четверг создают коллекцию русских народных песен
В пятницу, как итог, делают музыкальную открытку с рисунками и песнями из предыдущих заданий, на сайте группы педагоги организуют конкурс на лучшую музыкальную открытку.
Похожий квест с вырезанием веб-снежинок, украшением елочки, созданием календаря погоды можно сделать на новый год, или расписать по станциям путешествия родителей с ребенком летом, с заданиями по посещению определенных достопримечательностей, составлению рассказов, сказок или разучиванию стихов.
Преимущества веб-квестов:
Возможность ежедневной работы с родителями
Заинтересованность родителя в работе с педагогом
Конкретный результат работы родителя с ребенком
Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.
1.Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2.Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.
3.Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4.Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6.Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Я считаю, что квест является новой перспективной формой организации работы с родителями
Педагогическая гостиная» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка