Файл: Современные формы работы с родителями в образовательной дошкольной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современные формы работы с родителями в образовательной дошкольной организации

 

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО решается в трех направлениях.

Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействий с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм.

Повышение педагогической культуры.

Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом.

Воспитательные функции семьи ДОО различны, но для  всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие.

  • Важным условием преемственности развития личности ребенка является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

  • Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей.

В современном обществе назрел ряд проблем, которые препятствуют гармоничному развитию тандема «родители-ребенок».  Ускорился темп жизни, часто родители поглощены своей работой, после работы уставшие, не испытывают желания общаться с детьми, современным родителям, активно использующим компьютерные технологии, кажется неинтересными, устаревшими методы работы педагога и детей. В жизнь детей прочно вошел компьютер как средство развлечения и обучения.

     Общение педагога с родителями, обычно, проходит либо утром, когда ребенка приводят в детский сад, все торопятся, время ограничено; либо вечером, когда ребенка забирают домой, но педагог не может в полной мере уделить внимание родителям, т.к. занят с другими детьми. В результате многие вопросы родителей остаются без ответа.

     Для того, чтобы повысить мотивацию родителей и сделать общение родителей с нами, педагогами, более свободным, активным, удобным, можно использовать современные средства коммуникации, которые прочно вошли в нашу жизнь и которые активно нужно использовать в нашей работе.

 Цель сотрудничества с родителями.

Создать условия мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

Задачи.


Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения.

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Все формы с родителями подразделяются на

 коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;

 традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными

Традиционные формы работы 1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей 2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток. 3. Образование родителей: проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов. 4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципына основе которых строится общение педагогов и родителей

. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

Формы сотрудничества.

Информационно – аналитические

Познавательные

Досуговые формысотрудничества

Наглядно-ин-формационные:

Информационно-ознакомительные;

Информационно-просветительские

 Информационно – аналитические  формы сотрудничества.

 Цель:выявлениеинтересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических опросов

Проведение собраний,консультаций в нетрадиционной форме

Картотека «Педагогическая копилка: «педагоги для родителей»

Анкетирование.

Индивидуальные блокноты

Тренинги

Семинары- практикумы

Составление социального паспорта семьи.

Почтовый ящик.

Интернет-анкетирование

Познавательные формы сотрудничества.

Цель:ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Мини-собрания

Педагогическая гостиная

Педагогический брифинг

Педагогическая гостиная

Педагогическая библиотека для родителей

Устные педагогические журналы

Исследовательская - проектная деятельность

Интернет-журнал

Имитационные и деловые игры

Экскурсии.

Презентации семейных проектов.

Мастер – классы.

Дневник взаимодействия детского сада и семьи.

Встреча с интересными людьми.

Общение посредством SKYPE

 

Досуговые формы сотрудничества.

Цель:установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники

Интерактивные досуговые мероприятия

Выставки работ родителей и детей

Дни добрых дел

КВН

Кружки и секции

Соревнования

Фестиваль.

Участие в конкурсах – выставках.

Экскурсия с согласия родителя к одному из воспитанников

Совместные экскурсии выходного дня


Конкурсы с поощрением

Веб-квесты.

 

Наглядно –информационные формы сотрудничества.

 Информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

 Цель:ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Буклеты

Электронные газеты

Дни(Недели) открытых дверей Открытые

Просмотры занятий и видов деятельности детей

 Выпуск стенгазет

Использование видеозаписей наблюдения за ребенком в процессе его деятельности, взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребенка в детском саду и семье

Папки – передвижки.

Фотомонтаж.

Мини – библиотека.

Информационные стенды.

Видеотека.

Памятки.

Рекомендации..

Информирование через сайт, блог, группу в контакте

Интерактивные домашние задания для родителей и детей

Общение посредством SKYPE.

 Мы хотим остановиться на такой форме сотрудничества как

Веб-квесты

Квест – это одна из форм проектной деятельности, которая сейчас востребована в современных дошкольных учреждениях.

В форме квеста педагог получает возможность непосредственно взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, проводить активную индивидуальную работу и задействовать всех участников образовательного процесса, получая индивидуальный маршрут и продукты деятельности каждой семьи своей группы.

Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Дети вместе с родителями сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как с ними справляться и в конце находят клад, попадают на пир в сказочный дворец или получают какой либо подарок как продукт проектной деятельности.

В дошкольном учреждении веб-квесты можно активно использовать для совместного образования взрослых и детей, создания мотивации на создание тандема взрослый-ребенок.

Как пример можно привести веб-квест к проекту «куколка любимая моя», где дети с родителями каждый день отправляются в путешествие от одной станции до другой и выполняют различные несложные задания:

В понедельник – регистрируются в специальную гугл-форму


Во вторник, играя во флэш-игру «Одень куклу», делают открытку

В среду, с помощью одной из интернет-программ, делают из открытки пазл и собирают его.

В четверг создают коллекцию русских народных песен

В пятницу, как итог, делают музыкальную открытку с рисунками и песнями из предыдущих заданий, на сайте группы педагоги организуют конкурс на лучшую музыкальную открытку.

Похожий квест с вырезанием веб-снежинок, украшением елочки, созданием календаря погоды можно сделать на новый год, или расписать по станциям путешествия родителей с ребенком летом, с заданиями по посещению определенных достопримечательностей, составлению рассказов, сказок или разучиванию стихов.

Преимущества  веб-квестов:

Возможность ежедневной работы с родителями

Заинтересованность родителя в работе с педагогом

Конкретный результат работы родителя с ребенком

Таким образом, при использовании современных способов передачи и обработки информации, индивидуальной работе с родителями и детьми, учитывая их  особенности, становится возможным организовать работу с родителями на новом уровне, с учетом требований современного общества.

Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.

1.Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2.Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом, а также с заданиями ранее пройденных квестов.

3.Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4.Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6.Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Я считаю, что квест является новой перспективной формой организации работы с родителями

Педагогическая гостиная» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель–ребенок–детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка