Файл: Причастие как особая форма глагола.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика




Место работы





2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

7

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Морфология. 1 четверть

Темаурока

Причастие как особая форма глагола

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные

стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Метапредметные

совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Предметные

умение находить причастие в тексте, отличать его от других частей речи.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):причастие, прилагательное, глагол, признаки прилагательного и глагола.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник для 7 кл.» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М. : 2013.

Коллективная работа, фронтальный опрос, работа с учебником.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажитеформы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Слово учителя.

ПРИЧАСТИЕ - ЖУК.
Причастие – всем нам знакомое -
Представим мы как насекомое,
Которого признаки-ножки
Бегут, но по разным дорожкам.


У трёх - путь к глаголам лежит:
Время, возвратность, вид;
У четырёх - к прилагательным ход:
Краткость, число, падеж, род.


Усы у него замечательные - Действительные и страдательные.
От времени и от спряжения
Отличия есть в их строении.



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные заданиядля актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.


Начнем с повторения прилагательного и глагола:

- Дайте определение прилагательному. Приведите примеры.

- Дайте определение глаголу. Приведите примеры.

- Назовите признаки прилагательных.

Приведите примеры.

- Назовите признаки глагола. Приведите примеры.

- Как вы думаете, зачем мы повторили эти части речи?
- Разберем примеры:

(на доске записаны слова, перепишите их в тетрадь)

Желтый лист, желтеет лист, желтеющий лист.

1. Определите части речи.

2. Можно ли назвать слово желтеющий прилагательным? Сравните желтый лист и желтеющий лист.
-Такая часть речи называется причастием.

- Запишите тему урока.



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


- Сформулируйте цель урока.

 - Слова "помощники":

Повторим                           Я повторю

Изучим                               Я узнаю

Узнаем                                Я научусь

Проверим                            Мне пригодится


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



- Как мы уже говорилось ранее, причастие совмещает в себе общие признаки прилагательного и глагола, т.е. оно причастно к ним, поэтому так и называется «причастие». В русском языке положение причастия неоднозначно. Лингвисты спорят, является ли причастие самостоятельной частью речи или же особой формой глагола. В настоящее время большинство ученых выделяют причастие как самостоятельную часть речи. Но мы будем придерживаться другой точки зрения – особая форма глагола.

- Попробуйте самостоятельно сформулировать определение причастия.
- Определим, какие именно признаки прилагательного и глагола имеет причастие.

- Упр.73. (устно)

1. Темнеющий (лес) – темнеющая (роща) – по родам.

2. Темнеющий (лес) – темнеющего (леса) – по падежам.

3. Темнеющий (лес) – темнеющие (леса) – по числам.

- Сделайте вывод (причастия изменяются по родам, числам, падежам, как и прилагательное).
- Упр. 74.

- Причастия не имеют форм будущего времени, в отличии от глаголов. Причастие можно заменить глаголом.

1. Светлеющий (наст.) – светлевший (прош.).

2. Светлевший (несов.) – посветлевший (сов.).

3. Синеющий (наст.) – синевший (прош.).

4. Синевший (несов.) – посиневший (сов.).

5. Горящий (наст.) – горевший (прош.).

6. Горевший (несов.) – догоревший (сов.).

- Сделайте вывод (причастия имеют вид и время (кроме будущего), как и глаголы).


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


- Прочитайте правило на 33 странице.

- Расскажите самостоятельно о причастии.
- А теперь проверим вашу внимательность.

- Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите причастие – хлопок в ладоши.

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережет, бережливый, летящий, укравший, горящий, горячий, запертый, прячет, мрачный, связанная, величайший, бушевавший, люблю.

- Придумайте предложения (кому трудно – словосочетания), в которых причастия характеризуются следующими признаками:

1) Совершенный вид, прошедшее время, единственного числа, мужской род.

2) Несовершенный вид, настоящее время, единственное число, женский род.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


- Распределите причастия в 2 колонки: выделите суффиксы и приставки. (2 учеников за доской)

Несов.в.

Сов.вид.







Мечтающий, закрытый, прочитанный, изучающий, решавший, рассмотревший, напечатавший, верящий, звенящий, подаривший, решающий
- Синтаксический разбор:

1. Промокшие люди вышли из леса.

2. Приезжающие пассажиры быстро выходили из вагонов.

3. Пришедший контролер проверял билеты.


Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Разыграйте диалог на любую тему, используя в речи причастия.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)

2) дремл..т (они), (они) глад..т

3) засыпл..т (они), пол..щий (огород)

4) помн..щий, выслуш..нное

5) клокоч..щий, увеш..нная (орденами)


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания


Составьте кластер по теме «Причастие как особая форма глагола»


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

- Распредели слова в 3 колонки, обозначь суффиксы причастий. (3 учеников у доски)

глагол

прилагательное

причастие

 

 

 

 

Тихий, выполнил, громкий, бежит, читающий, умный, умеющий, бережёт, бережливый, летящий, изящный, горящий, забытый, прячет, смеющийся, величайший, люблю, любящий.



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

- К изучению какой части речи мы приступили?

- Дайте определению понятию причастие. (Приведите примеры.)

- Признаки каких частей совмещает в себе причастие?

- Как изменяется причастие?

- Какие признаки глагола имеет причастие?

- Каким членом предложения является?
Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы?

- Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились?

- Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена?


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

  • Графическая: на доске таблица со знаками



В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Стр. 32, §12, упр. 76

(вам необходимо выписать сначала причастия с существительными, затем прилагательные, указывая их падеж, число и род).