Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сердечно - сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце — главный орган кровеносной системы – представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. В покое пульс здорового человека равен 60—70 удар/мин. Кровяное давление создается силой сокращения желудочков сердца и упругостью стенок сосудов. Оно измеряется в плечевой артерии. Различают максимальное (или систолическое) давление, которое создается во время сокращения левого желудочка (систолы), и минимальное (или диастолическое) давление, которое отмечается во время расслабления левого желудочка (диастолы). В норме у здорового человека в возрасте 18— 40 лет в покое кровяное давление равно 120/70 мм рт.ст. (120 мм систолическое давление, 70 мм — диастолическое).
Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляется. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных образований — легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м2. Процесс дыхания — это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения
Пищеварительная система состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. В этих органах пища механически и химически обрабатывается, перевариваются поступающие в организм пищевые вещества и всасываются продукты пищеварения.
Выделительную систему образуют почки, мочеточники и мочевой пузырь, которые обеспечивают выделение из организма с мочой вредных продуктов обмена веществ (до 75%). Кроме того, некоторые продукты обмена выделяются через кожу (с секретом потовых и сальных желез), легкие (с выдыхаемым воздухом) и через желудочно-кишечный тракт. С помощью почек в организме поддерживается кислотно-щелочное равновесие (рН), необходимый объем воды и солей, стабильное осмотическое давление (т.е. гомеостаз).
Нервная система состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервов, отходящих от головного и спинного мозга и расположенных на периферии нервных узлов). Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в центральной нервной системе, лежат в основе всей психической деятельности человека.
Железы внутренней секреции, или эндокринные железы, вырабатывают особые биологические вещества — гормоны. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме, попадая во все органы и ткани. Часть гормонов продуцируется только в определенные периоды, большинство же — на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и ряд других.
Таким образом, организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.
3.Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды. Ю.Л. Кислицин, выделяет следующие группы факторов, влияющие на организм человека:
природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация – так называемая физическая окружающая среда);
биологических факторов растительного и животного окружения;
факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.
Природные и социально-биологические факторы влияют на организм человека и неразрывно связаны с вопросами экологического характера. Экология — это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Человек зависит от условий среды обитания точно также, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу ставит под угрозу существование самого человека. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических
занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивал, что организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. На организм влияют различные природные факторы: изменения температуры воздуха, влажности, уровня солнечной радиации, дожди, снегопады, землетрясения и пр. При незначительных изменениях условий существования организм перестраивает свои функции. Происходит приспособление к новым условиям. Например, при повышении температуры воздуха усиливается дыхание, работа сердца, потоотделение. Организм, получая больше тепла из окружающей среды, больше и отдает ее. При этом сохраняется относительное постоянство температуры тела.
Человек благодаря созданным условиям жизни (постоянным источникам тепла, воды, энергии, жилью, различным приборам, сберегающим труд, одежде, лекарствам, транспорту) лучше, чем другие живые организмы, может приспособиться к неблагоприятным факторам природной среды и создать средства защиты от них. Эти условия создавались целенаправленной деятельностью всего человеческого общества в течение многих тысячелетий. Благодаря этому человек сумел приспособиться к существованию во всех географических зонах Земли.
Будучи частью природы и живого мира, человек взаимодействует с ней. Взаимоотношения человека и природы — наиболее волнующая проблема современного общества. Это и понятно: природа — среда обитания человека. От нее зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества.
В современном мире проблемы экологии, в т.ч. взаимодействия организма с окружающей средой, серьезно обострились. Развитие науки и техники расширило сферы хозяйственной и производственной деятельности людей, раздвинуло границы их расселения, увеличило масштабы освоения космического пространства, мирового океана, полярных районов, безводных пустынь. Жестокие условия среды этих новых сфер деятельности и жизни человека не соответствуют наследственным и приобретенным свойствам организма. Люди в новых природных условиях испытывают влияние необычных факторов окружающей среды на их общее состояние, самочувствие, работоспособность. Пребывание в таких условиях часто требует дополнительных затрат энергии. Изучением приспособления современного человека к различным природным факторам (условиями Крайнего Севера и Юга, пустынь, гор) занимается экологическая физиология. Приспособление организма к климатическим условиям называется акклиматизацией. При акклиматизации человек лучше себя чувствует в новых условиях.
Другой раздел экологической физиологии изучает влияние на организм человека таких необычайных факторов среды как ускорение, невесомость, шум, вибрация, укачивание, магнитное поле, ионизирующая радиация. Приспособление человека к новым производственным (трудовым) и бытовым условиям называется адаптацией. При этом повышается точность и количество выполняемых трудовых операций, что связано с улучшением регуляции процессов, протекающих организме.
Биологические возможности приспособления человека к различным условиям велики. При этом частично перестраивается обмен веществ, нервные процессы, психика, изменяются двигательные реакции. Примером высоких приспособительных возможностей организма к необычным для жизни условиям может служить приспособление организма к состоянию невесомости, т. е. отсутствию земного тяготения.
Согласно статистическим данным, экологические проблемы оказывают прямое или косвенное влияние на физическое и нравственное состояние человека. Сейчас около 80% болезней человека возникают по причинам, связанным с экологией.
Творческая, в том числе и учебная деятельность, является значительным фактором, влияющим на организм человека. Так, нагрузка учебной работой студентов определяется трудоемкостью и сложностью дисциплин, уровнем предварительной подготовленности, отношением студента к учебе. На учебные занятия отводится 6—8 часов в день. Самоподготовка требует от 3 до 5 часов, а во время экзаменационной сессии 8—9 часов в день. Таким образом, суммарное учебное время студентов и учащихся составляет 9—12 часов в день. Это большая психофизическая нагрузка на организм молодого человека.
Но беда еще и в том, что молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя же бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила режима труда и отдыха. Согласно данным К. Обуховского 60% студентов занимается самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы. Как следствие, у многих — нарушение режима сна, крайне недостаточная продолжительность ночного сна. Сон в норме от 7 до 8 ч отмечается лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается полное пренебрежение к режиму питания: без завтрака уходят на занятия до 21%, около 47% принимают горячую пищу только 2 раза в день.
Большие перегрузки и "варварское" отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности уже в конце семестра, когда необходима наибольшая мобилизация сил для успешной проработки всего учебного материала к зачетно-экзаменационной сессии. А период экзаменов — это не просто проверка знаний, это проверка работоспособности всего организма молодого человека.
Согласно медицинским наблюдениям, в период экзаменационной сессии частота сердцебиения у студентов устойчиво повышается до 80—92 уд/мин против 76—80 в период обычных учебных занятий. А в день экзаменов, перед входом в аудиторию, где происходит экзамен, частота сердечных сокращений возрастает до 144 уд/мин, повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным и, следовательно, снижается насыщение крови кислородом. Пребывание студентов на открытом воздухе ограничивается не более чем 30 мин в день. Наблюдается систематическое недосыпание, редкий и нерегулярный прием пищи. А потом кончается экзаменационная сессия. И именно в это время у некоторых начинаются простуды и другие отклонения в состоянии здоровья. Это не случайно. Все эти, казалось бы, "обычные" заболевания (грипп, ангина, ОРЗ и т. п.) есть следствие снижения защитных возможностей организма из-за перенапряжения во время сессии, результат существенных нарушений должного режима учебного труда и быта, а также следствие общего недостатка двигательной активности.
Таким образом, на человеческий организм воздействует множество факторов окружающей среды, но отличительной особенностью человека является то, что он может сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения трудоспособности и продления жизни.
Заключение
В данной работе мною рассмотрены вопросы социально-биологических основ физической культуры.
Я рассмотрела организм как единую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему. Я выяснила, что индивидуальное развитие организма осуществляется в течение всей жизни, но студенческий возраст является заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма.
Я узнала, что организм состоит из огромного количества клеток неразрывно связанных между собой и выполняющих, присущие им функции в общей структурно-функциональной системе организма.
Я рассмотрела опорно-двигательную, мышечную, кровеносную, сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную, выделительную и эндокринную системы организма и выяснила, что деятельность организма регулируется благодаря взаимодействию всех систем организма.
Я изучила влияние факторов внешней среды на организм и жизнедеятельность человека.
В процессе изучения материала я выяснила, что человек зависит от условий среды обитания, от экологических и социальных проблем.