Файл: Отчет по производственной практике практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2 Удельный вес каждого элемента затрат
При бесполуфабрикатном варианте учета, который используется на предприятии АО «АЛЬФА БАНК», бухгалтерией не перечисляется себестоимость полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделение в другое. Контроль осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении без записей на бухгалтерских счетах. Затраты на изготовление полуфабрикатов, учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) отдельно, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При данном варианте себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления.
Пример расчета фактической себестоимости:
Предприятие имеет 3 передела. Запланировано и фактически выпущено 3200 единиц изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 240 000 руб., а затраты на обработку сырья 128 000 руб. Вторым переделом израсходовано на обработку 272 000 руб., третьим - 160 000 руб. Себестоимость по переделам составит:1-ый передел: (240 000 руб. + 128 000 руб.) / 3200 ед. = 115 руб.2-ой передел: 272 000 руб. / 3200 ед. = 85 руб.3-ий передел: 160 000 руб. / 3200 ед. = 50 руб.
Фактическая себестоимость единицы продукции будет равна:(240 000 руб. + 128 000 руб. + 272 000 руб. + 160 000 руб.) / 3200 ед. = 250 руб. или 115 руб. + 85 руб. + 50 руб. = 250 руб.
Бесполуфабрикатный метод менее трудоемкий и простой, чем полуфабрикатный. Достоинством бесполуфабрикатного метода является точность и достоверность информационной базы. Однако у данного метода есть и недостатки: необходимость периодического проведения инвентаризации незавершенного производства одновременно по всем переделам, а также метод не позволяет определить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой, это необходимо в случае, когда полуфабрикат собственного производства реализуется на сторону.
Калькулирование (от лат. calculatio - счёт, подсчёт) - способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.
Номенклатура статей расходов (калькуляционных статей) АО «АЛЬФА БАНК» представлена в таблице 2.
Таблица 2
Номенклатура статей расходов (калькуляционных статей) АО «АЛЬФА БАНК»
Статья расходов | Сумма, руб. | Удельный вес, % |
1. Сырье и материалы | 170 694 | 36,98 |
2. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций | 5 166 | 1,12 |
3. Топливо и энергия на технологические цели | 22 447 | 4,86 |
4. Зарплата производственных рабочих | 122 917 | 26,63 |
5. Отчисления на социальные нужды | 6 041 | 1,31 |
6. Расходы на подготовку и освоение производства | 14 340 | 3,1 |
7. Общепроизводственные расходы | 49 160 | 10,65 |
8. Потери от брака | 5 501 | 1,19 |
9. Прочие производственные расходы | 7 011 | 1,52 |
10. Общехозяйственные расходы | 36 814 | 7,98 |
12. Коммерческие расходы | 21 524 | 4,66 |
Итого: | 461 615 | 100 |
Прямые затраты АО «АЛЬФА БАНК» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Прямые затраты АО «АЛЬФА БАНК»
Вид прямых затрат | Сумма, руб. | Удельный вес, % |
1. Прямые материальные затраты всего,в том числе:- Сырье и материалы,- Покупные изделия и полуфабрикаты,- Топливо и энергия на технологические цели | 198 307 170 694 5 166 22 447 | 60,60 52,16 1,58 6,86 |
2. Прямые затраты на оплату труда всего,в том числе:- Зарплата рабочих,- Отчисления на социальные нужды | 128 958 122 917 6 041 | 39,40 37,56 1,84 |
Итого прямых затрат | 327 265 | 100 |
На предприятии АО «АЛЬФА БАНК» фактическую себестоимость материалов списывают методом средней себестоимости.
Пример:
На начало месяца остаток материалов составлял 327 единиц по цене 240 руб. за единицу на общую сумму: 327 ед. * 240 руб. = 78 480 руб. В течение месяца поступило:1 партия - 416 единиц по цене 243 руб. за единицу на общую сумму: 416 ед. * 243 руб. = 101 088 руб.;2 партия: 430 единиц по цене 247 руб. за единицу на общую сумму: 430 ед. * 247 руб. = 106 210 руб.;3 партия: 390 единиц по цене 252 руб. за единицу на общую сумму: 390 ед. * 252 руб. = 98 280 руб. Общее количество материалов составляет: 327 ед. + 416 ед. + 430 ед. + 390 ед. = 1563 ед. Общая стоимость материалов: 78 480 руб. + 101 088 руб. + 106 210 руб. + 98 280 руб. = 384 058 руб.В течение месяца израсходовано 1140 единиц. Остаток на конец месяца: 1563 ед. 1140 ед. = 423 ед. Метод средней себестоимости: Средняя себестоимость единицы: 384 058 руб. : 1563 ед. = 245-72 руб. Стоимость списанных материалов: 1140 ед. * 245-72 руб. = 280 120,80 руб. Остаток на конец месяца: 423 ед. * 245-72 руб. = 103 939-56 руб.
Косвенные затраты АО «АЛЬФА БАНК» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Косвенные затраты АО «АЛЬФА БАНК»
Вид косвенных затрат | Сумма, руб. | Удельный вес, % |
1. Общепроизводственные расходы всего, в том числе:- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,- общецеховые расходы,- непроизводительные расходы,- прочие производственные расходы | 49 16010 398 14 1766 332 18 254 | 57,1812,09 16,497,37 21,23 |
2. Общехозяйственные расходы всего, в том числе:- зарплата прочего общехозяйственного персонала,- амортизация и ремонт основных средств,- налоги, сборы и отчисления;- прочие общехозяйственные расходы. | 36 814 15 858 10 9968 561 1 399 | 42,82 18,44 12,799,96 1,63 |
3. Итого косвенных затрат | 85 974 | 100 |
Диаграмма соотношения прямых затрат к косвенным:
Рис. 3 Соотношение прямых затрат к косвенным
За период производственной практики мной было изучено ведение управленческого учета на конкретном предприятии АО «АЛЬФА БАНК».
В отчете были рассмотрены такие вопросы, как характеристика предприятия (вид деятельности, основные технико-экономические показатели, структура управления предприятия), основные поставщики и покупатели продукции предприятия, виды выпускаемой продукции, организация бухгалтерского учета на предприятии; произведено сравнение бухгалтерского финансового и управленческого учета; представлены результаты расчета удельного веса элементов затрат на производство и реализацию продукции предприятия; описан метод учета затрат, используемый на предприятии и произведено калькулирование себестоимости предприятия АО «АЛЬФА БАНК».
Управленческий учет необходим для нормального функционирования и развития предприятия. С его помощью руководители и менеджеры определяют основное направление развития банка с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Управленческий учет позволяет правильно учесть все внутренние и внешние факторы в постановке конкретных целей развития предприятия и путей их достижения, обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, позволяет минимизировать издержки и открывает все возможные дополнительные источники ресурсов внутри банка. Разработка систем управленческого учета, а также использование информации, произведенной этими системами, являются решающими для успеха производственных организаций в сегодняшней глобальной конкурентной и полной вызовов технологической среде.
Финансово-экономическая служба (ФЭС) является важнейшим подразделением любого предприятия. Основная цель ее деятельности - эффективное управление финансовым циклом, который включает в себя все основные бизнес-процессы организации. Данная служба принимает непосредственное участие во всех этапах управления деятельностью банка: целеполагание, планирование, контроль реализации планов, анализ достигнутых результатов, корректировка целей.
-Финансово-экономический документооборот: методы оптимизации
-Оптимизация бизнес-процессов управления денежными потоками финансового отдела.
Основные задачи финансово-экономической службы:
-организовать учет хозяйственных операций (на его основе формируется отчетность и принимаются управленческие решения);
-обеспечить управление денежными потоками и взаиморасчетами с внутренними и внешними контрагентами банка;
-контролировать сохранность и эффективность использования материальных ресурсов организации.
Из перечисленного понятно, что от качества организации работы ФЭС во многом зависят важнейшие показатели коммерческого предприятия: рентабельность бизнеса, платежеспособность и финансовая устойчивость, конкурентоспособность на рынке сбыта, привлекательность для кредиторов и инвесторов. В связи с этим рассмотрим, как наиболее эффективно организовать работу финансово-экономической службы.
Организационная структура ФЭС конкретной банка зависит от нескольких факторов:
-отрасль деятельности;
-специфика бизнеса;
-масштабы бизнеса;
-методы управления деятельностью банка.
Важный момент: основные функции ФЭС всегда остаются неизменными, вопрос только в объеме трудозатрат, необходимых для их выполнения. От объема трудозатрат финансовой службы зависит ее организационная структура.
Функции финансово-экономической службы:
-учет фактов хозяйственной деятельности банка (регламентированный и управленческий);
-планирование деятельности и развития банка;
-контроль выполнения планов и эффективности использования ресурсов банка;
-анализ результатов выполнения планов, выявление негативных фактов развития банка;
-управление денежными потоками и активами банка;
-управление взаиморасчетами с контрагентами (поставщики и покупатели, сотрудники банка, государственные органы и др.).
Для примера рассмотрим взаимосвязь роста масштабов бизнеса и структуры финансово-экономической службы банка. Основными стадиями развития банка можно считать:
-начало деятельности и выход на рынки сбыта продукции/услуг банка;
-завоевание устойчивой доли рынка и выход на уровень предприятия среднего бизнеса;
-увеличение существующей доли рынка за счет основных конкурентов и выход на новые рынки сбыта - компания переходит в разряд крупного бизнеса;
-открытие новых направлений бизнеса и создание холдинговой структуры управления бизнесом.
На начальном этапе развития банка финансовыми потоками управляют руководитель и главный бухгалтер, поэтому финансово-экономическая служба состоит из одной бухгалтерии. В лучшем случае есть должность экономиста, который подчиняется главному бухгалтеру.
У предприятий среднего бизнеса в состав финансово-экономической службы включают бухгалтерию и планово-экономический отдел. Часто появляется сотрудник, отвечающий за финансовый контроль деятельности банка.
На данном этапе руководить службой могут как финансовый директор, так и главный бухгалтер (в случае, когда должность финансового директора в организационной структуре банка не предусмотрена).
Для предприятий крупного бизнеса для финансово-экономической службы характерно не только наличие руководителя в ранге заместителя генерального директора, но и четкое разделение внутри службы функций учета, планирования и контроля хозяйственной деятельности банка.
У компаний, достигших холдингового ведения бизнеса, структура ФЭС расширяется в соответствии с ростом потребности в консолидации информации о результатах деятельности, управления общими денежными потоками и товарно-материальными ресурсами компаний холдинга. На таких предприятиях резко возрастает роль контрольно-ревизионной функции финансово-экономической службы.
Методы управления бизнесом банка сказываются на структуре ФЭС в большей степени в крупных и холдинговых компаниях. При линейном методе управления в компаниях с филиальной структурой или несколькими обособленными юридическими лицами задачи и цели финансово-экономической службы ставит руководитель филиала/банка, который определяет структуру и численность службы.
При функциональном методе управления задачи и структуру всех финансово-экономических служб филиалов/компаний определяет финансовый руководитель управляющей банка холдинга.
В любом случае для правильной организации работы финансово-экономической службы банка следует определиться с такими вопросами:
-утверждение организационной структуры службы;
-определение функциональных обязанностей отделов и сотрудников службы;
-распределение фонда трудозатрат сотрудников службы;
-регламентация бизнес-процессов службы;
-утверждение системы мотивации сотрудников службы.
Показатели | 2019 | 2020 | Изменения |
Страны | 6 | 7 | 1 |
Региональные подразделения | 121 | 229 | 108 |
Сотрудники | 7 000 | 11 252 | 4 252 |
Корпоративные клиенты | 40 000 | 45 000 | 5 000 |
Частные клиенты | 1 500 000 | 2 354 464 | 854 464 |
Чистая прибыль (млн.руб.) | 1 928,7 | 4 914 | 2 985,3 |
Кредитный портфель (млн.руб.) | 229 705,1 | 264 565 | 34 859,9 |
Активы банка (млн.руб.) | 232983 | 348 311 | 115 328 |