ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2021
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
Теория производства.
-
Предпринимательская деятельность.
-
Организационные формы предприятий.
-
Производственная функция.
-
Карта изоквант.
-
Изокоста и равновесие производителя.
-
Краткосрочный и долгосрочный периоды действия фирмы.
-
Общий,средний и предельный продукт.
-
Закон убывающей отдачи.
-
Основные фонды,капитал, амортизация.Оборотные фонды,средства.
-
Цели деятельности фирмы и показатели её эффективности.
-
Концентрация,горизонтальная и вертикальная централизация,диверсификация.
-
Предпринимательская деятельность.
-
Фирма – это экономический субъект, где оказываются услуги,осуществляются производственные работы.
Существуют разные подходы к определению сущности фирмы:
-
Технологический подход.
Сформулирован на базе неоклассических взглядов,часто его называют функциональным,потому что он подчёркивает способ анализа поведения фирмы.В его основе лежит производственная функция,выражает зависимость объёма производства от используемых факторов производства.
В рамках данного подхода важно определить оптимальный размер или границы фирмы.
Для этого важно посмотреть такое понятие как «эффект экономии на масштабах производства»
или «возрастающую отдачу от масштаба».
Положительный эффект масштаба существует,когда экономические ресурсы используются полностью.
Данный подход не позволяет выяснить,что происходит внутри фирмы.
-
Альтернативный подход.
Этот подход был разработан в рамках институциональной экономической теории.
Это направление берёт свое начало со статьи Рональда Коуза «Природа фирмы» (1937)
В соответствии с данным подходом центральная проблема изучения фирмы не максимизация прибыли,а объяснение феномена возникновений фирмы,её развитие и в конечном итоге исчезновение.
Для объяснения этой динамики используются такие категории как: трансакционные издержки и оппортунистическое поведение.
Норт определил институт как – определённые рамки,в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом.
Термин «институционализм» происходит от понятия «институция» (обычай,заведенный порядок), а институт – это порядок, закреплённый в форме закона или учреждения.
В противовес неоклассическому подходу,исходным пунктом которого был « человек экономический», институционалисты исследуют человека не изолированно, а в зависимости от его среде обитания и заменяют «человека экономического» «человеком социологическим», который находится в центре совокупности общественных отношений или это человек в конкретной ситуации.
Ситуация зависит от институтов в самом широком смысле этого слова, под рубрику институтов попадают такие явления,как государство, семья, институт, моральные правовые нормы,корпорации,различные экономические явления и механизмы. Сюда же относят общественное мнение,моду,высшее образование,частную собственность и т.д
Причины происхождения фирмы:
В отличие от неоклассической концепции, если отдельный индивид занимается какой-то деятельностью вне какой-то формальной структуре, то трансакционные издержки равны 0,
и лишь вступая в отношения с другими лицами, трансакционные издержки начинают расти.
Каждая обменная сделка увеличивает их размер,таким образом рыночный механизм достаточно дорогостоящий способ координации хозяйственной деятельности.
Значит,создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности с целью сократить величину трансакционных издержек.
2.Организационные формы предприятий.
Предпринимательская деятельность (ПД) - это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятий, направленная на получение личного дохода или прибыли,осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность.
Процесс предпринимательской деятельности включает 4 чётковыраженные стадии:
-
Поиск новой идеи и её оценка.
-
Составление бизнес-плана.
-
Поиск необходимых ресурсов.
-
Управление созданным предприятием.
Основа предпринимательской деятельности - та или иная форма собственности на средства производства. (государственная, частная и их модификация)
Субъекты предпринимательской деятельности – физические лица. (собственники,наёмные работники,юридические лица – фирмы и государственные институты. (банки,налоговая инспекция. ))
Основные организационные формы предприятий.
С правовой точки зрения организации выступают как юридические лица и подразделяются на 2 группы:
-
Коммерческие (извлечение прибыли)
-
Некоммерческие (фонды,религиозные организации)
Основные формы организации предпринимательской деятельности:
-
Индивидуальные владения.
-
Партнёрства.
-
Корпорации.
-
1) Индивидуальные владения.
Фирма,находящаяся в собственности одного лица. Это лицо единично принимает все решения и несёт личную ответственность за все дела фирмы,единолично распоряжается прибылью.Эта форма организации бизнеса лидирующая.Её доля - порядка 80% и более процентов от всех зарегистрированных фирм.Годовой оборот данной фирмы - менее 10%.
Для данной формы характерна концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Уровень трансакционных издержек внутри фирмы в этой форме ниже,чем в других более сложных организационных структур.
Преимущества данной фирмы:
-
Простая регистрация при создании фирмы.
-
Налоговые льготы.
-
Сильные стимулы к извлечению прибыли.
-
Лучшие условия для реализации нововведений.
Недостатки:
-
Отсутствие дополнительных источников финансирования.
-
Концентрация риска на ограниченной сфере деятельности, так как нет ресурсов для диверсификации .
Диверсификация – увеличение числа рынков, на котором осуществляет свои сделки фирма.
-
Сосредоточение всех функций управления у одного владельца.
-
Высокий уровень ответственности за принятие ошибочных решений.
-
2) Партнёрства.
Это фирма,находящаяся в собственности двух или более лиц.Владельцы осуществляют совместное управление имуществом.Их доли прибыли пропорциональны их долям в уставном капитале. Они несут совместную ответственность за дела фирмы.
Партнёрство менее распространённая форма организации бизнеса. Доля этой формы менее 10%.
Преимущества:
-
Относительно лёгкая регистрация фирмы.
-
Большие возможности привличения финансовых ресурсов.
-
Возможность специализации по отдельным видам деятельности.
Недостатки:
-
Неограниченная имущественная ответственность по делам фирмы.( в случае полного товарищества)
-
Возможность проявления разногласий при решении различных вопросов.
-
Относительная ограниченность финансовых ресурсов.
-
Сложность в определении доли прибыли при выходе участников.
=>3) Корпорации.
Их доля порядка 20%. Хотя годовой доход около 90%. В отличие от рассмотренных выше форм в состав корпорации могут входить десятки,тысячи субъектов. Уставный (акционерный капитал) это сумма всех долей участия (поёв) различных фирм и граждан. Каждому принадлежит определённое количество единиц уставного капитала – акций, поэтому каждый имеет определённую долю прибыли, пропорциональную количеству акций, и получает на них доход в форме дивиденда.
-
Производственная функция.
Поведение производителя объясняется рядом причин:
-
Спросом на товар;
-
Ценой ресурсов;
-
Технологией производства.
Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объёмами выпускаемой продукции.
В основе этой теории лежит производственная функция . Она определяет максимальный объём выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов.
Новая технология требует существенных капитальных затрат. А так же предполагает новую комбинацию факторов производства между трудом и капиталом.
Главным в поведении производителя и является выбор этой комбинации – в этом суть теории производства.
Любое усовершенствование в технологии производства предполагает появление новой производственной функции.
Производственный процесс – это способ соединения факторов производства с целью их превращения в конечный продукт.
Каждый предприниматель стремится получить заданный объём продукции при минимальном количестве затрачиваемых ресурсов.
Главная составляющая любой производственной функции – максимизация прибыли.
Теория производства может быть выражена математически:
Q = f(L, K, N)
Где L – затраты труда;
K – затраты капитала;
N – затраты природы.
Абстрагируемся от N.
Свойства производственной функции:
-
Она показывает максимальное количество товара, которое может быть произведено при различных сочетаниях L и K.
-
Она показывает альтернативные возможности,при которых,различные комбинации L и K обеспечивают один и тот же объём выпуска продукции.
При изучении производственной функции надо рассмотреть такие категории как « эффект масштаба производства», «отдача от масштаба»
Масштаб производства задаётся производственной функцией, если фирма одновременно пропорционально увеличивает L и K налицо изменение масштаба.
Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответственным изменением в объёме выпуска продукции – это отдача от масштаба.
Различают:
-
Постоянную отдачу
-
Возрастающую
-
Убывающую
-
1)Постоянная отдача.
Если при увеличении L и K в n раз Q возрастает в n раз.
-
2) Возрастающая.
Если при увеличении K и L в n раз Q увеличивается более чем в n раз.
-
3) Если при увеличении K и L в n раз Q возрастает менее чем в n раз.
Отдача от факторов показывает зависимость между объёмом выпускаемой продукции и изменении в количестве одного фактора, если все остальные const.
4.Карта изоквант.
Сочетание факторов производства может быть изображено графически, и показывать различные объёмы производства продукции при различном сочетании K и L.
Карта изоквант показывает возможность принятия гибких решений по производству на основе различных сочетаний L и K,которые минимизируют издержки и максимизируют прибыль.
Каждая изокванта – это прямая, любая точка которой показывает различные комбинации двух переменных факторов, обеспечивающих один и тот же объём выпуска продукции.
Свойства изоквант.
-
Никогда не пересекаются, так как они транзитивны.
Транзитивность – если альтернатива А предпочтительнее чем альтернатива В, а В предпочтительнее чем С, то А предпочтительнее чем С.
-
Графики изоквант имеют отрицательный наклон,так как при сохранении неизменного объёма производства, при уменьшении использования, например L, необходимо увеличить количество K , и наоборот.
-
Изокванты становятся более пологими по мере продвижения сверху вниз, так как в верхней части её используется много K и мало L.
При движении вдоль изокванты требуется все больше L для замещения каждой единицы K, в следствии падения предельной производительности труда, по мере наращивания его количества.
Этим объясняется выпуклая по отношению к началу координат форма изоквант.
С помощью наклона изоквант можно определить степень замещения одного фактора производства другим.
Например:
Пусть фирма производит Q при использовании K и L , двигаемся вниз по изокванте.
Для того,чтобы остаться на ней надо увеличить количество L , то есть существует MRTSKL– это отношение изменения в количестве одного фактора к изменению в количестве другого, при Q = const.
MRTSKL =
5.Изокоста и равновесие производителя.
Для ответа на вопрос о возможностях производителя используется понятие «изокосты» - это одновременно линия издержек и линия бюджетного ограничения фирмы.
Для построения изокосты надо знать «бюджет производителя» , цену единицы труда,цену единицы капитала. (см.теорию потребления).
Любая точка на изокосте показывает такое сочетание двух факторов,при котором совокупные расходы на их приобретение будут равны.
Изокосты описываются уравнением:
B = Pk*K + Pl*L
Где В – бюджет фирмы,предназначенный для покупки L и K.
Pk –цена единицы капитала,
К – количество единиц капитала,
Рl – цена единицы труда,
L – количество труда.
Наклон изокосты равен отношению цен,используемых L и K, умноженные на -1,так как изокосты имеют отрицательный наклон.
Любое изменение цены на один из факторов (L или K) ведёт к изменению наклона изокосты.
Для определения равновесного положения потребителя,нужно наложить изокосту на карту изоквант.
Точка касания изокосты и изоквант покажет оптимальное,с точки зрения затрат, в сочетании факторов производства для данного объёма выпуска продукции.
Известно,что при изменении бюджетных возможностей предпринимателя изокоста сдвигается вверх или вниз,по сравнению с первоначальным положением.
Теперь точки касания показывают оптимальное сочетание факторов для каждого заданного объёма выпуска продукции.
Так,комбинация факторов в точке (1) обеспечивает минимальные издержки объёма выпуска Q1.
В точке (2),при объёме выпуска Q2 и т.д.
Все другие комбинации K и L,принадлежащие изоквантам,не минимизируют издержки.
6.Краткосрочный и долгосрочный периоды действия фирмы.
1. Как оптимально организовать производство на уже имеющихся производственных мощностях - это краткосрочный период.
Отдельные факторы производства неизменны (например капитал) – они называются постоянными.
Другие меняют свою величину и их называют переменными.
-
Краткосрочный период не зависит от времени, а зависит от того,меняет ли фирма капитал.
2 . Какие производственные мощности выбрать с учётом достигнутого в обществе – это долгосрочный период.
Все факторы производства меняют свою величину.
3 . Как приспособиться к открытиям и изобретениям – это очень долгосрочный период.
(Труд и капитал меняются, меняются базовые технологии)
-
Общий,средний и предельный продукт.
Существует понятие общий (суммарный) продукт (ТР) – это общее количество продукции,произведённое за данный промежуток времени.
Средний продукт (АР) – это продукция в расчёте на 1 единицу переменного фактора.
АР = =
(это производительность труда)
( Фирма может увеличивать или уменьшать объём производства.)
МР – это изменение величины суммарного продукта(формализованно – это TP за счёт ввода в производство одной дополнительной единицы переменного фактора.)
MP =
Выпуск фирмой продукции в месяц (краткосрочный период).
|
Количество единиц капитала |
Количество единиц труда |
TP |
MP |
AP |
1 |
10 |
0 |
0 |
- |
- |
2 |
10 |
1 |
15 |
15 |
15 |
3 |
10 |
2 |
40 |
25 |
20 |
4 |
10 |
3 |
63 |
23 |
21 |
5 |
10 |
4 |
76 |
13 |
19 |
6 |
10 |
5 |
85 |
9 |
17 |
7 |
10 |
6 |
90 |
5 |
15 |
8 |
10 |
7 |
91 |
1 |
13 |