Файл: маркетинг все лекции на 15.11.12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.08.2021

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.09.2012

Тема1. Понятия, цели, принципы, функции маркетинга.

Возникновение и развитие маркетинга.

Исходные понятия для пояснения маркетинга:

  1. Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего0либо.

  2. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

  3. Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.

  4. Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

  5. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

  6. Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

  7. Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Этапы развития маркетинга:

  1. «Сбытовой маркетинг» (начало ХХ в – 40-е годы).

  2. Рыночный маркетинг (50-е – первая половина 70-х годов).

  3. Комплексный маркетинг (вторая половина 70-х годов).

Маркетинг – это 4 Пи:

  1. Place – место реализации. Рынок.

  2. Price – цена.

  3. Produkt – товар.

  4. Движение товара.

Дж. Маккарти.

Эволюция маркетинга в России:

  1. Первый этап в середине 70-х гг. появляются первые публикации (анализировались подходы и возможности использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности)

  2. Второй этап с середины 80-х – начала 90-х гг. (анализируются общие проблемы внешнего и зарождающегося внутреннего российского рынка).

  3. Третий этап с середины 90-х гг. по настоящее время характеризуется ростом научных публикаций (получают развитие методологические, методические и теоретические основы маркетинга применительно к условиям становления в России рыночных отношений).

Маркетинг будет оказывать все большее влияние на развитие предпринимательской философии и методологии:

  1. Создает новый образ мышления в управлении фирмой.

  2. Создает новый образ действия предприятия на рынке.

Маркетинг представляет собой гармоничное сочетание:

  1. Предпринимательской деятельности.

  2. Управленческой деятельности.

  3. Коммерческой деятельности.

  4. Социальной деятельности.

  5. Финансовой деятельности.

  6. Других типов деятельности.

По удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребностей в целях:

  1. Извлечения прибыли.

  2. Развитие предприятия.

  3. Обеспечение устойчивого функционирования.

Современный маркетинг:

  1. Философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности.

  2. Концепция управления.

  3. Метод поиска решений.

  4. Средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде.

Маркетинг – это управление способом.

Основные цели, принципы и функции маркетинга.

Маркетинговая система – совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), каждое из которых обладает самостоятельностью и цельностью, находятся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли.


Основные направления деятельности маркетинговой системы:

  1. Разработка и производство товаров высокого качества, конкурентоспособных и необходимых потребителю.

  2. реализация товаров с использованием определённых каналов, обеспечивающих высокий уровень обслуживания.

  3. Установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль фирме.

  4. Продвижение товаров с применением коммуникационной политики (совокупность различных способов продвижению содействующих торговле и созданию благоприятного мнения о товарах и фирме).

  5. Продажа товаров непосредственно потребителю (выбор целевых рынков, товарного ассортимента и спектра услуг, места размещения торгового предприятия, его устройства и оформления, общение с покупателями, а следовательно, тщательный отбор персонала).

Объекты маркетинга:

  1. Нужда.

  2. Потребности.

  3. Спрос.

Основные субъекты маркетинга:

  1. Производители или обслуживающая организация.

  2. Коечный потребитель.

  3. Розничная торговля.

  4. Специалисты по маркетингу.

  5. Оптовая торговля.

  6. Организации потребители.

Цели маркетинга:

  1. Удовлетворение потребностей потребителя.

  2. Достижение превосходства над конкурентами.

  3. Завоевание доли рынка.

  4. Обеспечение доли продаж.

  5. Приведение в соответствие потребностей и возможностей предприятия.

  6. Достижения максимального высокого уровня потребления.

  7. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.

  8. Предоставление максимально широкого потребления.

  9. Максимальное повышение качества жизни.

Норма прибыли на инвестиции: НПи = Пв/И

Пв – валовая прибыль до вычета налогов (равна объему продаж в стоимостном выражении минус затраты на производство и процент по кредитам).

И – инвестиции в основной и оборотный капитал минус задолженность по инвестициям.

Методы, применяемые в маркетинге:

  1. Учет.

  2. Анализ.

  3. Корректировка.

  4. Прогнозирование, проектирование.

  5. Моделирование.

Основные принципы маркетинга:

  1. Комплексное исследование рынка и экономической конъюнктуры.

  2. Сегментация рынка.

  3. Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного спроса.

  4. Необходимость проведения инноваций.

  5. Необходимость планирования по различным временным горизонтам.

  6. Нацеленность н6а достижение конечного практического результата.

  7. Продвижение товаров и услуг.

  8. Осуществление различных форм информации, убеждение или напоминание о своих товарах, услугах, предприятии.

Функции и подфункции маркетинга:

  1. Аналитическая функция:

  1. Комплексное исследование рынка.

  2. Анализ внутренней среды.

  1. Товарно – производственная:

  1. Разработка рекомендаций по созданию товара.

  2. Моделирование показателей конкурентоспособности товара.

  1. Сбытовая функция:

  1. Товарная политика.

  2. Организация сбыта.

  3. Разработка ценовой политики.

  4. Коммуникационная политика.

  1. Организационная функция:


  1. Организация маркетинговых служб.

  2. Планирование маркетинга.

  3. Контроль за маркетингом.

Основные факторы среды функционирования фирмы.

Формы конкурентной борьбы:

  1. Ценовая конкуренция – это борьба посредством изменения цен на товары.

  2. Неценовая конкуренция – борьба качеством товаров их свойствами, рекламой, уровнем сервиса и другими факторами окружения продукта.







11.09.2012

Тема № 2 « Виды маркетинга и концепции управления маркетингом».

Вопросы:

  1. Состояние спроса и основные приемы маркетинга

  2. Основные концепции управления маркетингом.

Признаки классификации

Вид спроса

По числу объектов спроса

  • Макроспрос – спрос всего населения на товарную группу или совокупность товаров

  • Макроспрос спрос целевого рынка на отдельный товар или его ассортиментную разновидность

По состоянию рынка

Негативный; отсутствующий; скрытый; чрезмерный; полноценный и нерациональный спрос

По формам образования

Потенциальный (закрытый); формирующийся; сложившийся; нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой; отложенный (накапливаемый); панический (ажиотажный)

По тенденциям

Растущий (интенсивный); стабилизировавшийся; угасающий (сокращающийся, спад спроса)

По покупательским намерениям

Твердо сформулированный (жесткий); альтернативный (мягкий, компромиссный); спонтанный (импульсивный)

По социально-демографическим группам потребителей

Спрос лиц (семей); спрос половозрастных групп населения

По месту покупки

Глобальный; региональный; городской; сельский; Базовый; мобильный

По степени удовлетворения

Удовлетворенный, условно удовлетворенный спрос и неудовлетворенный спрос

По времени формирования и предъявления на рынке

Прошлый, настоящий и будущий



Классификация спроса по состоянию рынка:

  • Чрезмерный

  • Полноценный

  • Нерациональный

  • Негативный

  • Отсутствующий

  • Скрытый

Классификация спроса по формам образования:

Спрос

Тип маркетинга

Отрицательный

конверсионный

Отсутствие спроса

Стимулирующий

Скрытый спрос

Развивающий

падающий спрос

ремаркетинг

Полноценный спрос

Поддерживающий

Чрезмерный спрос

Демаркетинг

Нерациональный спрос

Противодействующий

Нерегулярный спрос

Синхромаркетинг



Факторы спроса:

  • Производственные

  • Социально-экономические

  • Социальные

  • Физиологические

  • Национально-климатические

  • Инфраструктурные

  • Торгово-экономические

  • Демографические

  • Психологические

Основные закономерности спроса:

  1. Зависимость уровня и структуры спроса от цен ( закон спроса, эластичность)

  2. Зависимость уровня спроса от дохода.

  3. Зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и доходов.

  4. Зависит от структуры спроса от доходов.

  5. Зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей.

  6. Зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев




  • Закон Энгеля: чем выше уровень дохода семьи, тем больше доля непродовольственных товаров и меньше доля продовольствия в общем объеме потребления

  • Аналогичный закон выведен и для расходов на жилье (Швабе): с ростом доходов семьи ее расходы на жилье растут абсолютно, но снижаются относительно

  • Доли основных покупателей и купленных ими товаров соотносятся примерно 20% и 80%. В 1960г американский маркетолог Д. У. Твельд предложил назвать подобное явление правилом «тяжелой половины». Для подобной закономерности существует еще один термин: «принцип 80-20» или закон Парето.

  • Закон Мальтуса, определяющий, что при одном и том же количестве благ их распределение по семьям и индивидуумам зависит от числа потребителей в семье, точнее от соотношения лиц, приносящих доход, и иждивенцев семье.



Процесс управления маркетингом:

  • Анализ рыночных возможностей.

  • Отбор целевых рынков.

  • Разработка комплекса маркетинга.

  • Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Концепции управления маркетингом:

  • Концепция социально-этничного маркетинга

  • Потребительская концепция (маркетинга)

  • Концепция интенсификации коммерческих условий

  • Концепция маркетинга взаимодействия

  • Концепция ходистичсекого маркетинга

  • Концепция совершенствования производства

  • Концепция совершенствования товара

Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.

Организация основное внимание уделяет

  • Увеличение объемов производства

  • Снижению себестоимости продукции

Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысше качество, лучшее эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

В практическом деятельности концентрирует усилия на

  • Качестве производимого товара

  • Совершенствовании функциональных характеристик товара

Концепция интенсификации коммерческих усилий или концепция совершенствования сбыта утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.

Концепция маркетинга ( потребительская концепция) утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Организация основное внимание уделяет

  • Изучение потребностей рынка

  • Удовлетворению потребностей клиента


Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременными сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.

Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.

Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги – унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров.

Концепция холистического (целостного) маркетинга

Основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости.

Эта концепция берет все лучшее из предыдущих концепций и объединяет в единое целое.

Холистический маркетинг включает в себя четыре компоненты:

  • Маркетинг взаимоотношений

  • Интегрированный маркетинг

  • Внутренний маркетинг

  • Социально ответственный маркетинг

Маркетинг взаимоотношений

  • Покупатель

  • Канал

  • Партнеры

Маркетинг взаимоотношений (партнерский отношений) – это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партерами компании (покупателями, поставщиками, дистрибьюторами и др. в целях установления длительных привилегированных отношений).

Интегрированный маркетинг

  • Коммуникации

  • Товары и услуги

  • Каналы

Интегрированный маркетинг основан на двух принципах:

Во первых, для продвижения и представления ценности используются разные маркетинговые мероприятия

Во-вторых, все маркетинговые мероприятия координируются для максимизации их суммарного эффекта

Маркетинг – микс

  • Товар – номенклатура товара, качество, дизайн, характеристики, торговая марка, упаковка, размеры, обслуживание, гарантии, возврат.

  • Цена – прейскурант, скидки, компенсации, период оплаты, условия кредита.

  • Продвижение – стимулирование сбыта, реклама, служба сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг

  • Место – каналы распределения, охват рынка, ассортимент, размещение, управление запасами, транспорт .

Тема: «Основные стратеги маркетинга».

Учебные вопросы:

  1. Система маркетинговых стратегий предприятия.

  2. Портфельные стратегии

  3. Стратегии роста

  4. Конкурентные стратегии.

Система маркетинговых стратегий предприятия – способ действия по достижению маркетинговых целей.