ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.08.2021
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
10.09.2012
Тема1. Понятия, цели, принципы, функции маркетинга.
Возникновение и развитие маркетинга.
Исходные понятия для пояснения маркетинга:
-
Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего0либо.
-
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
-
Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
-
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
-
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
-
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
-
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Этапы развития маркетинга:
-
«Сбытовой маркетинг» (начало ХХ в – 40-е годы).
-
Рыночный маркетинг (50-е – первая половина 70-х годов).
-
Комплексный маркетинг (вторая половина 70-х годов).
Маркетинг – это 4 Пи:
-
Place – место реализации. Рынок.
-
Price – цена.
-
Produkt – товар.
-
Движение товара.
Дж. Маккарти.
Эволюция маркетинга в России:
-
Первый этап в середине 70-х гг. появляются первые публикации (анализировались подходы и возможности использования маркетинга во внешнеэкономической деятельности)
-
Второй этап с середины 80-х – начала 90-х гг. (анализируются общие проблемы внешнего и зарождающегося внутреннего российского рынка).
-
Третий этап с середины 90-х гг. по настоящее время характеризуется ростом научных публикаций (получают развитие методологические, методические и теоретические основы маркетинга применительно к условиям становления в России рыночных отношений).
Маркетинг будет оказывать все большее влияние на развитие предпринимательской философии и методологии:
-
Создает новый образ мышления в управлении фирмой.
-
Создает новый образ действия предприятия на рынке.
Маркетинг представляет собой гармоничное сочетание:
-
Предпринимательской деятельности.
-
Управленческой деятельности.
-
Коммерческой деятельности.
-
Социальной деятельности.
-
Финансовой деятельности.
-
Других типов деятельности.
По удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребностей в целях:
-
Извлечения прибыли.
-
Развитие предприятия.
-
Обеспечение устойчивого функционирования.
Современный маркетинг:
-
Философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности.
-
Концепция управления.
-
Метод поиска решений.
-
Средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде.
Маркетинг – это управление способом.
Основные цели, принципы и функции маркетинга.
Маркетинговая система – совокупность социально-экономических образований (элементов) рыночного пространства (среды), каждое из которых обладает самостоятельностью и цельностью, находятся в непрерывном взаимодействии по поводу формирования и развития спроса на товары и услуги в целях получения прибыли.
Основные направления деятельности маркетинговой системы:
-
Разработка и производство товаров высокого качества, конкурентоспособных и необходимых потребителю.
-
реализация товаров с использованием определённых каналов, обеспечивающих высокий уровень обслуживания.
-
Установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль фирме.
-
Продвижение товаров с применением коммуникационной политики (совокупность различных способов продвижению содействующих торговле и созданию благоприятного мнения о товарах и фирме).
-
Продажа товаров непосредственно потребителю (выбор целевых рынков, товарного ассортимента и спектра услуг, места размещения торгового предприятия, его устройства и оформления, общение с покупателями, а следовательно, тщательный отбор персонала).
Объекты маркетинга:
-
Нужда.
-
Потребности.
-
Спрос.
Основные субъекты маркетинга:
-
Производители или обслуживающая организация.
-
Коечный потребитель.
-
Розничная торговля.
-
Специалисты по маркетингу.
-
Оптовая торговля.
-
Организации потребители.
Цели маркетинга:
-
Удовлетворение потребностей потребителя.
-
Достижение превосходства над конкурентами.
-
Завоевание доли рынка.
-
Обеспечение доли продаж.
-
Приведение в соответствие потребностей и возможностей предприятия.
-
Достижения максимального высокого уровня потребления.
-
Достижение максимальной потребительской удовлетворенности.
-
Предоставление максимально широкого потребления.
-
Максимальное повышение качества жизни.
Норма прибыли на инвестиции: НПи = Пв/И
Пв – валовая прибыль до вычета налогов (равна объему продаж в стоимостном выражении минус затраты на производство и процент по кредитам).
И – инвестиции в основной и оборотный капитал минус задолженность по инвестициям.
Методы, применяемые в маркетинге:
-
Учет.
-
Анализ.
-
Корректировка.
-
Прогнозирование, проектирование.
-
Моделирование.
Основные принципы маркетинга:
-
Комплексное исследование рынка и экономической конъюнктуры.
-
Сегментация рынка.
-
Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного спроса.
-
Необходимость проведения инноваций.
-
Необходимость планирования по различным временным горизонтам.
-
Нацеленность н6а достижение конечного практического результата.
-
Продвижение товаров и услуг.
-
Осуществление различных форм информации, убеждение или напоминание о своих товарах, услугах, предприятии.
Функции и подфункции маркетинга:
-
Аналитическая функция:
-
Комплексное исследование рынка.
-
Анализ внутренней среды.
-
Товарно – производственная:
-
Разработка рекомендаций по созданию товара.
-
Моделирование показателей конкурентоспособности товара.
-
Сбытовая функция:
-
Товарная политика.
-
Организация сбыта.
-
Разработка ценовой политики.
-
Коммуникационная политика.
-
Организационная функция:
-
Организация маркетинговых служб.
-
Планирование маркетинга.
-
Контроль за маркетингом.
Основные факторы среды функционирования фирмы.
Формы конкурентной борьбы:
-
Ценовая конкуренция – это борьба посредством изменения цен на товары.
-
Неценовая конкуренция – борьба качеством товаров их свойствами, рекламой, уровнем сервиса и другими факторами окружения продукта.
11.09.2012
Тема № 2 « Виды маркетинга и концепции управления маркетингом».
Вопросы:
-
Состояние спроса и основные приемы маркетинга
-
Основные концепции управления маркетингом.
Признаки классификации |
Вид спроса |
По числу объектов спроса |
|
По состоянию рынка |
Негативный; отсутствующий; скрытый; чрезмерный; полноценный и нерациональный спрос |
По формам образования |
Потенциальный (закрытый); формирующийся; сложившийся; нерегулярный: сезонный, рекреационный, дневной, часовой; отложенный (накапливаемый); панический (ажиотажный) |
По тенденциям |
Растущий (интенсивный); стабилизировавшийся; угасающий (сокращающийся, спад спроса) |
По покупательским намерениям |
Твердо сформулированный (жесткий); альтернативный (мягкий, компромиссный); спонтанный (импульсивный) |
По социально-демографическим группам потребителей |
Спрос лиц (семей); спрос половозрастных групп населения |
По месту покупки |
Глобальный; региональный; городской; сельский; Базовый; мобильный |
По степени удовлетворения |
Удовлетворенный, условно удовлетворенный спрос и неудовлетворенный спрос |
По времени формирования и предъявления на рынке |
Прошлый, настоящий и будущий |
Классификация спроса по состоянию рынка:
-
Чрезмерный
-
Полноценный
-
Нерациональный
-
Негативный
-
Отсутствующий
-
Скрытый
Классификация спроса по формам образования:
Спрос |
Тип маркетинга |
Отрицательный |
конверсионный |
Отсутствие спроса |
Стимулирующий |
Скрытый спрос |
Развивающий |
падающий спрос |
ремаркетинг |
Полноценный спрос |
Поддерживающий |
Чрезмерный спрос |
Демаркетинг |
Нерациональный спрос |
Противодействующий |
Нерегулярный спрос |
Синхромаркетинг |
Факторы спроса:
-
Производственные
-
Социально-экономические
-
Социальные
-
Физиологические
-
Национально-климатические
-
Инфраструктурные
-
Торгово-экономические
-
Демографические
-
Психологические
Основные закономерности спроса:
-
Зависимость уровня и структуры спроса от цен ( закон спроса, эластичность)
-
Зависимость уровня спроса от дохода.
-
Зависимость спроса от качества товара при совокупном влиянии на спрос цен и доходов.
-
Зависит от структуры спроса от доходов.
-
Зависимость структуры спроса от доли постоянных покупателей.
-
Зависимость уровня индивидуального спроса от доли иждивенцев
-
Закон Энгеля: чем выше уровень дохода семьи, тем больше доля непродовольственных товаров и меньше доля продовольствия в общем объеме потребления
-
Аналогичный закон выведен и для расходов на жилье (Швабе): с ростом доходов семьи ее расходы на жилье растут абсолютно, но снижаются относительно
-
Доли основных покупателей и купленных ими товаров соотносятся примерно 20% и 80%. В 1960г американский маркетолог Д. У. Твельд предложил назвать подобное явление правилом «тяжелой половины». Для подобной закономерности существует еще один термин: «принцип 80-20» или закон Парето.
-
Закон Мальтуса, определяющий, что при одном и том же количестве благ их распределение по семьям и индивидуумам зависит от числа потребителей в семье, точнее от соотношения лиц, приносящих доход, и иждивенцев семье.
Процесс управления маркетингом:
-
Анализ рыночных возможностей.
-
Отбор целевых рынков.
-
Разработка комплекса маркетинга.
-
Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Концепции управления маркетингом:
-
Концепция социально-этничного маркетинга
-
Потребительская концепция (маркетинга)
-
Концепция интенсификации коммерческих условий
-
Концепция маркетинга взаимодействия
-
Концепция ходистичсекого маркетинга
-
Концепция совершенствования производства
-
Концепция совершенствования товара
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Организация основное внимание уделяет
-
Увеличение объемов производства
-
Снижению себестоимости продукции
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысше качество, лучшее эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
В практическом деятельности концентрирует усилия на
-
Качестве производимого товара
-
Совершенствовании функциональных характеристик товара
Концепция интенсификации коммерческих усилий или концепция совершенствования сбыта утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Концепция маркетинга ( потребительская концепция) утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Организация основное внимание уделяет
-
Изучение потребностей рынка
-
Удовлетворению потребностей клиента
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременными сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.
Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем, что продукты все больше становятся стандартизированными, а услуги – унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это индивидуализация отношений с ним, что возможно на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров.
Концепция холистического (целостного) маркетинга
Основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости.
Эта концепция берет все лучшее из предыдущих концепций и объединяет в единое целое.
Холистический маркетинг включает в себя четыре компоненты:
-
Маркетинг взаимоотношений
-
Интегрированный маркетинг
-
Внутренний маркетинг
-
Социально ответственный маркетинг
Маркетинг взаимоотношений
-
Покупатель
-
Канал
-
Партнеры
Маркетинг взаимоотношений (партнерский отношений) – это практика построения долгосрочных взаимовыгодных взаимодействий с ключевыми рыночными партерами компании (покупателями, поставщиками, дистрибьюторами и др. в целях установления длительных привилегированных отношений).
Интегрированный маркетинг
-
Коммуникации
-
Товары и услуги
-
Каналы
Интегрированный маркетинг основан на двух принципах:
Во первых, для продвижения и представления ценности используются разные маркетинговые мероприятия
Во-вторых, все маркетинговые мероприятия координируются для максимизации их суммарного эффекта
Маркетинг – микс
-
Товар – номенклатура товара, качество, дизайн, характеристики, торговая марка, упаковка, размеры, обслуживание, гарантии, возврат.
-
Цена – прейскурант, скидки, компенсации, период оплаты, условия кредита.
-
Продвижение – стимулирование сбыта, реклама, служба сбыта, связи с общественностью, прямой маркетинг
-
Место – каналы распределения, охват рынка, ассортимент, размещение, управление запасами, транспорт .
Тема: «Основные стратеги маркетинга».
Учебные вопросы:
-
Система маркетинговых стратегий предприятия.
-
Портфельные стратегии
-
Стратегии роста
-
Конкурентные стратегии.
Система маркетинговых стратегий предприятия – способ действия по достижению маркетинговых целей.