Файл: Санитарнокурортное лечение в рф.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
врача мануальной терапии, по соответствующим образовательным программам.

Проанализируем основные законодательные документы, регламентирующие курортное дело это: Федеральный закон №26-ФЗ от 23.05.1995 г. (ред. от 29.07.2018) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях икурортах», определяющий ирегламентирующий в рамочном виде основы деятельности курортов, определения их границ, полномочий различных уровней власти, использования и охраны природных лечебных ресурсов, территорий курортных и лечебно-оздоровительных местностей, наконец, экономических основ регулирования в сфере курортного лечения и отдыха.

В последние годы осуществляется разработка определений, используемых терминов и понятий, которые получили отражение в данном законе. Так категория «курорт» определяется как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория, располагающая природными лечебными ресурсами. В свою очередь «курортное дело является совокупностью всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов» и т.д.

В этом же законе ст. 7 прописано: ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации должен реализовать специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральный закон не решает ряда проблем курортного дела. В нем не были отражены вопросы налогообложения, лицензирования; сертификации и аккредитации органов по сертификации, не конкретизированы вопросы курортного строительства, курортной инфраструктуры; вопросы управления и координации курортной деятельности, а также развития курортной науки.

В отсутствие других нормативных документов, непосредственно посвященных санаторно-курортной системе и рынку санаторно-оздоровительных услуг, остались не определенными практически все ключе [17, с.134].

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что даже при наличии накопленного десятками и сотнями лет обширного практического опыта в санаторно-курортной области, эффективного механизма разработки, обсуждения и принятия законодательных актов, значительных интеллектуальных усилий специалистов не всегда удается сразу установить эффективное правовое регулирование тех или иных сфер отношений, связанных с индустрией санаторно-оздоровительных услуг. Принимаемые законодательные акты нередко требуют уточнения или применения развитой системы подзаконного регулирования [10, c.105].


Одним из ключевых факторов эффективного развития санаторно-курортной отрасли является формирование прогрессивной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие на рынке санаторно-оздоровительных услуг [29, с.13]. Государству следует сформировать свою политику по отношению к санаторно-курортной отрасли и обнародовать в виде соответствующих документов: «Концепции государственной политики развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации», федеральных законов: «О курортах федерального значения» и «Об основах курортного дела в Российской Федерации». В Законе должен присутствовать понятийный аппарат, цели и задачи отрасли, возможные источники финансирования, вопросы лицензирования и сертификации услуг, аккредитации органов по сертификации [29, с.60,], а также правовое обеспечение государством оздоровления граждан, нуждающихся в социальной поддержке [22, с.182].

Таким образом, проблемами развития санаторно-курортной отрасли в РФ являются: отсутствие единой государственной политики в области финансового и нормативно-правового обеспечения санаторно-курортной отрасли, что приводит к снижению доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления для населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Социальная политика Российского государства может быть охарактеризована как комплекс мероприятий, обязательных в силу требований конституционных норм, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации, детализируемых нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации и, прежде всего, в основных законах (конституциях и уставах российских регионов).

Роль и значение социальной сферы трудно переоценить при анализе достижений того или иного региона. Ослабление внимания к проблемам образования, здравоохранения, культуры по принципу обратной связи сказывается на экономике. Уровень развития общества в целом определяется, исходя из основного типа хозяйства и установившейся иерархии ценностей и интересов, присущих населению.

Социальная сфера относится к сложным экономическим системам, поэтому важно четко выделять субъекты и объекты, входящие в социальную сферу. При анализе необходимо установить взаимосвязи объекта управления с другими сферами общественного производства, структурировать сам объект управления и рассмотреть его элементы во взаимосвязи. Для лучшего понимания данного вопроса, определим понятие «социальная сфера».

При изучении основных показателей современного состояния санаторно-курортной отрасли были выявлены следующие тенденции:

Несмотря, но то, что санаторно-курортные учреждения РФ в решении общей задачи охраны здоровья населения составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения в рамках Минздрава остаются нерешенными следующие проблемы:

Вследствие принадлежности санаторно-курортных организаций разным ведомствам, отсутствия единой структуры санаторно-курортного фонда, разрозненности информация о санаторно-курортном фонде, нет общего представления о состоянии санаторно-курортной отрасли в целом, не разработана единая методика представления статистической информации о СКО, что затрудняет применение системного управленческого подхода.

Ухудшение материально-технической базы и сервисного обслуживания в санаторно-курортных организациях способствовало тому, что санаторно-курортные организации страны становились неконкурентоспособными в новых экономических условиях.


Отсутствие государственного социального заказа на оздоровление населения на курортах и, и как следствие затруднение в решении комплекса задач последовательной реализации лечебно-оздоровительных мероприятий в цепочке «поликлиника-стационар-санаторий». Резкое сокращение бюджетных ассигнований, выделяемых на развитие санаторно-курортных учреждений. Сокращение финансовых поступлений из Фонда социального страхования, а, следовательно, здравоохранение утратило финансовые рычаги влияния на санаторно-курортную отрасль Российской Федерации и потеряло звено, существенно влияющее на оздоровление лиц трудоспособного возраста, с незначительными отклонениями состояния здоровья.

Вышеперечисленные обстоятельства привели к сокращению числа санаторно-курортных организаций, их перепрофилированию в не лечебные организации. Произошло изменение организационно-правовой формы санаторно-курортных организаций, большая часть санаторно-курортных учреждений стали коммерческими организациями.

Ретроспективный анализ деятельности санаторно-курортных учреждений в России свидетельствует о том, что традиционные методы управления санаторно-курортным делом, основанные на централизованных решениях и при отсутствии инициативы снизу, не позволяют добиться существенных успехов не только в решении проблем управления, но и в повышении медицинской эффективности санаторных услуг.

Вместе с тем, важно отметить и позитивные аспекты развития санаторно-курортной отрасли: Внедрение технологий маркетинга и менеджмента, информационных технологий в управление санаторно-курортными организациями.

За прошедшие годы законодательство, решающее основные проблемы санаторно-курортной деятельности, полностью не сформировано. Были приняты, непосредственно относящиеся к санаторно-курортной системе, федеральные законы:

  • О  природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях икурортах

  • Об особо охраняемых природных территориях

  • ряд региональных законов вразвитие этих федеральных законов.

  • несколько Указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства Российской Федерации, которые посвящены решению частных вопросов санаторно-курортного обеспечения и развития отдельных курортных регионов федерального значения.


При этом разработано множество подзаконных документов, в частности приказы Минздрав соцразвития, касающиеся введения стандартов санаторно-курортного лечения (более 25 стандартов)

Осуществление государственного контроля качества услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями, состоит из воздействий различной направленности со стороны государства: это процедуры лицензирования, добровольной сертификации санаторно-курортных услуг, сертификации систем менеджмента качества, аккредитация органов по сертификации, стандартизации.

В целях упорядочения функций контроля процедура лицензирования обязательна и носит разрешительный характер, в свою очередь сертификация проводится на добровольной основе и подтверждает определенный заявленный уровень качества оказания санаторно-курортных услуг.

Несовершенство нормативно-правовой базы и механизма проведения аккредитации Органов по сертификации, способствовали появлению недобросовестных Органов по сертификации, сводивших всю процедуру сертификации к формальности, и как следствие, подрывающих доверие к институту сертификации.

В этой связи, актуальным является решение проблемы некомпетентности Органов по сертификации и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на процесс управления качеством услуг санаторно-курортной сферы большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение качественных санаторно— курортых услуг гражданами России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014)

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред. от 29.07.2018)

  3. Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 года № 490 (в ред. от 21.04.2018 года). «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

  4. Федеральный Закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. (в ред. от 07.12.2011).