Файл: Место урока (по тематическому планированию прп) Язык и речь. Культура речи. Тема урока Основные виды словарей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка фрагмента технологической карты урока русского языка в 10 классе в соответствии с обновленными ФГОС СОО.

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Язык и речь. Культура речи.

Тема урока

Основные виды словарей

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Задания:

Личностные

(не более 1) совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира

Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова известного писателя Франции Анатоля Франса:

 Конечно же, вы уже умеете читать и писать. Но, наверное, встречаются иногда вам и не совсем понятные слова, есть и такие слова, в написании которых вы надолго задумываетесь. И тогда нам на помощь приходит словарь.

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке».


Метапредметные

(не более 1) устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка

Сравните две словарные статьи, подумайте, из каких словарей они взяты? Ответьте на вопрос: как одно и то же слово может быть представлено в различных словарных статьях?

КАНИ́КУЛЫ, -ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в нек-рых странахтакже в работе парламента) на праздничное или летнее время. Учащиеся распущены на к. Парламентские к. | прил. каникулярный, -ая, -ое.

(ответ: Толковый словарь Ожегова)

 Слово «каникулы» пришло в русский язык через польский — от слова kanikuɫa, где оно тоже означает перерыв в занятиях в учебных заведениях для отдыха.

(ответ: «Этимологический словарь» Макса Фасмера)


Предметные

(не более 3)

  1. Умение определять основные виды лингвистических словарей, знать их назначение




Этот словарь его автор составил, не будучи профессиональным филологом. При этом составил он его в одиночку. В словаре около 200 000 слов, при этом его можно читать как энциклопедию: в нем сообщаются также богатые сведения о быте и обрядах людей, происхождении слова. Словарь автор составлял более полувека, при этом его труд был оценён только после смерти. О каком словаре речь?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) о толковом словаре С. И. Ожегова

2) о толковом словаре Д. Н. Ушакова

3) об этимологическом словаре М. Фасмера

4) о толковом словаре В. В. Даля


  1. Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей.

Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)

О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)

Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…

ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.


  1. Использование основных лингвистических словарей и справочников в учебной деятельности

Используя словарную статью Этимологического словаря, составьте рассказ о происхождении слова БАГРОВЫЙ. Укажите язык происхождения слова, его этимологию и приведите примеры современных родственных слов.





Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

Приведите пример по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


«Интеллект-карта»

1.Центральный образ (символизирующий основную идею- Словарь) рисуется в центре листа.

  1. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.



Домашнее задание

Приведите пример домашнего задания.



Напишите памятку для одноклассников на тему «Как работать со словарём»