Файл: Место урока (по тематическому планированию прп) Язык и речь. Культура речи. Тема урока Основные виды словарей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Разработка фрагмента технологической карты урока русского языка в 10 классе в соответствии с обновленными ФГОС СОО.
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 10 класс | |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | Язык и речь. Культура речи. | |
Тема урока | Основные виды словарей | |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый | |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) | |
Планируемые результаты (по ПРП): | Задания: | |
Личностные (не более 1) совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира | Перескажите прочитанный вами текст, включив в пересказ слова известного писателя Франции Анатоля Франса: Конечно же, вы уже умеете читать и писать. Но, наверное, встречаются иногда вам и не совсем понятные слова, есть и такие слова, в написании которых вы надолго задумываетесь. И тогда нам на помощь приходит словарь. Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке». | |
Метапредметные (не более 1) устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка | Сравните две словарные статьи, подумайте, из каких словарей они взяты? Ответьте на вопрос: как одно и то же слово может быть представлено в различных словарных статьях? КАНИ́КУЛЫ, -ул. Перерыв в занятиях (в учебных заведениях; в нек-рых странахтакже в работе парламента) на праздничное или летнее время. Учащиеся распущены на к. Парламентские к. | прил. каникулярный, -ая, -ое. (ответ: Толковый словарь Ожегова) Слово «каникулы» пришло в русский язык через польский — от слова kanikuɫa, где оно тоже означает перерыв в занятиях в учебных заведениях для отдыха. (ответ: «Этимологический словарь» Макса Фасмера) | |
Предметные (не более 3)
| Этот словарь его автор составил, не будучи профессиональным филологом. При этом составил он его в одиночку. В словаре около 200 000 слов, при этом его можно читать как энциклопедию: в нем сообщаются также богатые сведения о быте и обрядах людей, происхождении слова. Словарь автор составлял более полувека, при этом его труд был оценён только после смерти. О каком словаре речь? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) о толковом словаре С. И. Ожегова 2) о толковом словаре Д. Н. Ушакова 3) об этимологическом словаре М. Фасмера 4) о толковом словаре В. В. Даля | |
| Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка) О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные) Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления… ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О. ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой. | |
| Используя словарную статью Этимологического словаря, составьте рассказ о происхождении слова БАГРОВЫЙ. Укажите язык происхождения слова, его этимологию и приведите примеры современных родственных слов. |
Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия |
Приведите пример по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
«Интеллект-карта» 1.Центральный образ (символизирующий основную идею- Словарь) рисуется в центре листа.
3.От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня. |
Домашнее задание |
Приведите пример домашнего задания. |
Напишите памятку для одноклассников на тему «Как работать со словарём» |