ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эссе «Зачем изучать литературу в школе?»
Литература сопровождает нас с первых маминых сказок в детстве и заканчивается молитвой усопшим в церкви. Тему, которую сегодня пытаемся раскрыть, говорит о возрастающей роли и необходимости изучения литературы в сегодняшней школе. Очевидно, это связано с испытаниями, через которые мы проходим, и для этого нам требуется «фарватер», а построить столь сложный механизм может только литература.
Айзерман Л.С. писал в своей книге «Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе?» о смене литературных ориентиров: подрастающее поколение предпочитает читать литературу, которая учит быть успешным, оптимистичным, мажорным. Литература стремительно уходит с уроков, читают всё меньше произведений в оригинале, а предпочтение отдаётся сборникам готовых сочинений, учебным пособиям с готовыми ответами и классике в кратком пересказе. К сожалению, это трагические и правдивые реалии наших дней. Несмотря на это мы должны постараться показать подрастающему поколению свой «культурный» код, воспитать чуткого, взаимноответственного человека.
Если говорить о роли литературы для каждого из нас, давайте вместе спустимся на обычный житейский уровень. Прежде всего, это умение ценить свою и чужую жизнь, и соотносить свои личные интересы с интересами других людей, чувствовать взаимную ответственность за то, что происходит вокруг. Что может сделать преподавание литературы в школе для достижения подобного результата? Практически ничего, если под литературой будем понимать все те «самовыражения», которые наблюдаем повсеместно на прилавках рядом с метро и в киосках «Роспечати». И практически всё, если под литературой будем видеть то, что стимулирует работу души, то есть что сохраняет и преумножает человеческое в человеке. В наше время - это важно, как никогда, потому что чем сложнее жизнь и глобальнее проблемы перед каждым из нас живущих в России, тем важнее роль душевных, морально-нравственных составляющих для каждого из нас в отдельности.
Нам нужно научиться снова быть ответственными
, как во времена Ломоносова, Пушкина, Ахматовой, за качество человеческой личности и нравственное состояние людей в России. Необходимо разбить внутренний вакуум окружающей жизни. Сегодня человек хочет, но не может удовлетворить самые насущные потребности: в любви, заботе, человеческой поддержке, видеть себя частью общества и единым целым. Последствия такого вакуума могут быть чудовищными: повышенная агрессия, депрессивное состояние, безответственное отношение к своей и чужой жизни, несоблюдение и презрение всех норм и законов. Не слышать и не видеть это, на мой взгляд, преступление. Необходимо переместить человека в благоприятную и эмоциональную среду, заполнить вакуум, найти новые подходы, помогающие успешно соединить классику и современность. В этом и состоит главная миссия преподавания и изучения литературы в современной школе.