Файл: Задания по теме 2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования Цель занятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по теме 1.2 Общение как основа деятельности педагога дополнительного образования
Цель занятия: закрепление знаний об общении как основе деятельности педагога дополнительного образования, формирование умения разрабатывать модель общения для решения практических задач.
Задание 1
1. Дайте определение понятиям «общение» и «педагогическое общение».
2. Выделите отличительные признаки педагогического общения, подходов, обозначенных К.А. Абульхановой-Славской, Г.К. Селевко, Н.П. Ерастовым, А.Н. Леонтьевым и др.
3. Проведите сравнительный анализ определений понятий «общение» и «профессионально – педагогическое общение»
№ п/п | Определение понятия «общение» | Сходные признаки | Отличительные признаки |
1 | Определение понятия «общение» А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”. | Происходит взаимодействие двух и более сторон. | Не несет за собой потенциальную ответственность с двух сторон за донесенную друг другом информацию |
| Определение понятия «профессионально- педагогическое общение» И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”. | Процесс обмена информацией, навыками, опытом | Создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса |
Задание 2. Смоделируйте ситуацию диалога между обучающимися и педагогом дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Опишите контекст ситуации. Перечислите педагогические задачи, которые ставит педагог в процессе общения. Какие вопросы Вы бы включили в данный диалог? Какие аспекты должен обсудить с обучающимися педагог? Перечислите и охарактеризуйте их.
Начнем диалог с того, что узнаем интересы ребенка, что увлекало его в более юном возрасте;
- Из этого сделаем вывод чем он заинтересован и спросим, хотел бы он продолжить развиваться в данном направлении;
- Если ответит «не знаю» будем рассуждать о других популярных хобби,возможно более современным подходом или наоборот забытые навыки обществом(вязание,шитье и т д);
- Если ответит « я уверен чем хочу заниматься» рассказать о других возможных хобби;
- Далее установить связь, на основе полученной информации помочь ребенку определиться с выбором и т.п.;
- Так же предложить ребенку более углубленное изучение его интереса, донести информацию о том, что увлечение может стать будующей профессией.
( Есть ли у тебя хобби? Если есть, то какое?, Если нет, то почему? (не хватает времени, ничего не нравится…), Есть ли хобби у членов твоей семьи?, Как ты считаешь, насколько важно иметь хобби?,Чем бы ты хотел заниматься ?,С чем бы ты хотел познакомииться ?,Что тебя из представленного заинтересовало?,Хочешь я тебя познакомлю с разными техниками ?,Давай мы попробуем и поучавствуем в конкурсе?)
Задание 3. Разработайте примерное содержание этапов общения педагога дополнительного образования, реализующего программы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, с ребенком.
При разработке опирайтесь на модель структуры педагогического общения, предложенную В.А. Кан-Каликом:
1. Моделирование педагогом предстоящего общения с одним ребенком или группой детей (прогностический этап).
2. Организация непосредственного общения с ребенком в момент изначального взаимодействия с ним (начальный период общения, который условно можно назвать коммуникативной атакой).
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе — важнейший элемент профессиональной коммуникации.
4. Анализ осуществленной системы общения (соотнесение цели, средств и результата) и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Примерные темы:
«Искусство в современном обществе»
«Моя будущая профессия»
«Каким должен быть творческий человек?»
Авторская тема
МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
1 ЭТАП –ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ
Прогностический этап — очень важное звено для обследования, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления работы с ним.
Выявление структуры работ, определение причин незаинтересованности и механизмов в развитии интересов ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первичности и вторичности позволяет организовать развивающее обучение адекватно возможностям и интересам ребенка с целью его наиболее полной вовлеченности.
2 ЭТАП –КОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА
Коммуникативная атака или организация общения представляет собой собственно процедуру вовлечения педагога в доверие ребенка. При этом взаимодействие педагога и ребенка направлено на выяснение его интересов .
В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки, игры, сюжетные и предметные картины, устно предъявляемый вербальный материал, вопросы ,истории ,примеры карточки с напечатанными заданиями для выявления кумиров(блогеры ,знаменитости и .т.д), книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.
3 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
-
Основной этап- это управление общением в педагогическом процессе.Происходит общение на основе общей творческой или познавательной деятельности. В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие "психологические барьеры", которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и учащихся. Как правило, они возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если "барьер" закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога — формируется так называемый "неверный педагогический характер",недоверие к педагогу. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой урока и воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.(Можно сказать что 2 и 3 этап очень тестно с друг другом перекликаются).На этом этапе можно поиграть в игру связанную с темой профессии что поможет расположить ребенка к педагогу.Нужно быть заинтересованным в ребенке и тогда все получится.
4ЭТАП –АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Аналитический этап – анализ осуществленного общения. На основании полученных данных можно подобрать ребенку ту профессию в которой ему будет интересно находиться , в который включаются все ответы ребенка, как правильные, с нашей точки зрения, так и ошибочные.
В процессе можно делать для себя заметки в свободной форме для лучшего понимания ребенка.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных, ко.
Задания по теме 1.5. Анализ работы педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Требования к ведению документации
Цель: формирование умения организовывать деятельность педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства, анализировать принятые решения и результаты; формирование умения вести разнообразную документацию. Задание 4. Составьте диагностическую «Карту интересов» для подростка 12 лет, занимающегося в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Для составления данной карты используйте примерную схему. Добавьте свои пункты, связанные с особенностями деятельности ребёнка в объединении учреждения дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству.
Примерная схема «Карты интересов»
1. ФИО учащегося
2. Возраст
3. Состав семьи
4. Увлечения, их характеристика.
5. Любимые занятия. Их продолжительность и характеристика
6. Особые таланты
7. Другое
1.Гриченко Валерия Сергеевна
2.12 лет
3.Отец,мать,бабушка
4.Ходит в музыкальную и художественную школу. Музыкальная щкола дается ребенку сложнее чем художественная. У ребенка много книг по современному художественному творчеству и скетч-буки с разным материалом .Дома стоит фортепьяно ,ребенок говорит что не успевает дома репетировать.
5.Очень своеобразно рисует людей,любимая техника в стиле «Пикассо»
6.Хорошая ,многогранная фантазия.
7.Учавствует в районных и международных конкурсах по ИЗО.В музыкальной школе нет высоких наград.
Задание 5. Определите основные цели и задачи деятельности педагога дополнительного образования в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Приведите конкретные примеры реализации целей и задач педагогической деятельности в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства при проведении консультации обучающихся в учреждении дополнительного образования, в беседе с его родителями, при организации КТД (тематика на выбор обучающегося).
Основная цель: создать целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ
Задачи:
- обеспечение необходимых условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- формирование общей культуры школьников;
- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;
- организация содержательного досуга.
Содержание работы в рамках допобразования заключается в следующей деятельности педагогов ОУ.
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, «представление роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны» [20, 41].
Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового.
Формирование представления о трудовых ценностях отечественной культуры; «опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, трудового отношения к окружающему миру и самому себе» [21, 62].
Таким образом, педагогическая поддержка допобразования осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации детей с учетом учебной и воспитательной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнеров по направлениям трудового воспитания, методического обеспечения и формирования эстетической среды ОУ.
Основные применяемые формы [10, 34-36]:
- ролевые игры;
- трудовое воспитание в ходе познавательной деятельности;