Файл: Совершенная конкуренция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2021

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фирмы и отрасль в условиях совершенной конкуренции.

1.Общий, средний и предельный доход

2.Рыночные структуры и их характеристика

3.Правила максимизации прибили фирмой

4.Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах

1)Общий, средний и предельный доход

Эффективность размещения фирмой своих ресурсов отражается не только на издержках производства, но и на прибыли дохода фирмы. Соответственно видам издержек (общие, средние, предельные) существуют и виды дохода (общий, средний, предельный).

а) Общий доход, т.е. суммарный доход (TR)-это общая сумма поступлений от продажи товара

Он рассчитывается по формуле: TR=Q*Р, где

Q-объем произведенного продукта,

P-цена за единицу продукта

б)Средний доход (AR)-доход на единицу проданной продукции (в условиях совершенной конкуренции AR=P)

Он рассчитывается по формуле: AR=TR/Q , AR= TR/TP , AR=P (для совершенной конкуренции)

в) Предельный доход (MR)- изменение суммарного дохода в связи с производством и продажей одной дополнительной единицы продукции

ОShape2Shape3Shape4Shape1 н рассчитывается по формуле: MR= TR/ Q= TR/ TP

2) Рыночные структуры и их характеристика

Поведение производителей определяется теми отношениями, которые складываются на рынке в зависимости от степени конкурентности.

Конкурентность- способность отдельной фирмы влиять на рыночную цену своего товара.

Чем меньше возможность каждой фирмы, в рамках отрасли, влиять на рыночную цену своего товара, тем выше конкурентность данного рынка. Если ни одна из фирм отрасли не влияет на рыночную цену своего товара, то рынок считается совершенно конкурентным. На практике отдельная фирма обычно сталкивается с рыночным спросом, спросом на продукцию, произведенную всей отраслью. Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные однотипные товары называют отраслью. Реакции фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяются структурой рынка, в которой эта фирма функционирует.

Рыночную структуру характеризует ряд факторов: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, степень воздействия на цену товара. Учитывая выше сказанное, выделяют четыре рыночные структуры:

1)совершенная конкуренция

2)чистая монополия

3) олигополия

4)монополистическая конкуренция

3) Правила максимизации прибили фирмой

В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:

1.Следует ли ей вообще оставаться в отрасли или прекратить свое существование?

2. Если оставаться в отрасли, то какой объем продукции или услуг выпускать для максимизации прибыли?

Условия максимизации прибыли фирмой:

-взаимодействие ее внутренних факторов (издержки)

-взаимодействие ее внешних факторов (цены на ее продукцию)


Прекращать производство и ликвидировать фирму приходится, когда производство приносит потери, т.е. суммарные издержки (TC) превосходят суммарный доход (TR)

TC>TR

Принимая решение о ликвидации фирмы, предприниматель должен иметь ввиду, что при полном прекращении производства его затраты будут равны постоянным издержкам(он должен расплатиться по всем своим обязательствам: арендная плата, кредит и т.д.). Поэтому, если наем переменных ресурсов, который добавляет к постоянным издержкам переменные издержки, позволяет все же производить какой-то объем продукции, выручка от продажи которого покрывает все переменные издержки и хотя бы часть постоянных, то предприниматель может продолжать свое производство.

Общие издержки фирмы (TC) составляют TC=TVC+TFC, поэтому TR>TVC

Это первое правило – поведение фирмы на рынке в любой рыночной структуре.

Производство надо прекратить, если TR=TVC

Если фирма принимает решение продолжить производство, то она должна решить, какой объем продукции она может выпускать. Согласно здравому смыслу, когда еще одна единица произведенного товара и ее реализация превосходят затраты на нее, то от выпуска этой единицы продукции она получает прибыль, тогда фирма будет производить эту единицу продукции. В то же время, если реализация дополнительной единицы продукции обеспечивает доход , который меньше величины затрат на нее, то фирма не будет производить эту дополнительную единицу. Это равносильно такому утверждению: MR>MC

Второе правило: чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором MR=MC

Правило первое и второе имеют универсальный характер и справедливы для всех рыночных структур, где бы фирма не функционировала.

4) Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Фирме, в условиях совершенной конкуренции, присуще также черты:

1)На рынке действует большое число фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает решения самостоятельно, но любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену своего товара

2)Фирмы отрасли производят один и тот же товар (гомогенный), поэтому для покупателей безразлично ,товар какой фирмы приобретать

3) Отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна из фирм не предпринимает какого-либо противодействия, так же как и не существует каких-либо законодательных ограничений этому процессу

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует некий «внешний предел», при котором производители либо вступают в данную отрасль, либо покидают ее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм в отрасли. Ее снижение приводит к тому, что фирмы с высокими издержками становятся убыточными и покидают отрасль.










Существует 3 варианта положения фирмы на рынке:

Первый график: линия цены – касательная к АС в точке минимума М. В этом случае фирма лишь покрывает свои минимальные средние издержки. Точке М - точка нулевой прибыли. Когда фирма имеет нулевую прибыль, то это не означает, что она не получает никакую прибыль, потому что в издержки производства входят не только затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, но и на процент, который фирма могла бы получить на капитал, если бы вкладывала капитал в другие отрасли, т.е. существует нормальная прибыль, как нормальная отдача от капитала ,определяется в ходе конкуренции во всех отраслях с одинаковым уровнем риска. Иными словами - это вознаграждение за предпринимательскую деятельность, что является составной частью издержек. Нормальная прибыль относится на постоянные издержки.

Второй график: если средние издержки ниже цены товара, то в принципе при определении объема производства от Q1 до Q2 фирма получает в среднем прибыль более высокую, чем нормальная.

Третий график: АС выше Р при любом объеме производства. Фирма терпит убытки и разоряется, если не будет реорганизована , то она вынуждена уйти с рынка. Динамика АС характеризует положение фирмы на рынке, но не определяет величину предложения и не отвечает на вопрос об относительном объеме производства.

Так если АС ниже Р, то в зоне от Q1 до Q2 –зона прибыльного производства, а при объеме Q3 , где минимум АС, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукции. Но это не означает, что точка Q3 –точка оптимального объема производства, и что здесь фирма достигает равновесия. Производителя интересует не прибыль на единицу продукции, а общая максимальная прибыль. А кривая АС этого не показывает, поэтому важно учитывать предельные издержки (MR). Кривая MC не зависит от постоянных издержек. Линия предельных издержек должна пересекать линию средних в точке минимального значения средних издержек (см. график издержек).Производство дополнительной единицы продукции не только порождает дополнительные издержки, но и приносит доход( MС). В условиях свободной конкуренции производитель на цену не влияет, значит в этой рыночной структуре дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции при любом объеме производства будет одинаковый и предельный доход будет равен цене товара (MR=P). Фирма будет расширять объем производства до тех пор, пока каждая дополнительная единица произведенной продукции будет приносить дополнительный доход ,пока MC<MR.

«Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции»



График показывает, что с увеличением объема производства кривая MC идет вверх и пересекает линию в точке М ,соответствующую объему производства Q 1 . Любое отклонение от этой точки приведет к потерям фирмы либо в связи с прямыми убытками, либо в результате сокращения массы прибыли при уменьшении объема производства. Условия равновесия фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах, подчиняются правилу 2(поведение фирмы на рынке при любой рыночной структуре), т.е. MR=MC. Любая фирма , стремящаяся оптимизировать объем производства и максимизировать прибыль, должна соблюдать это правило в условиях совершенной конкуренции( MR=MC=P) .


Находясь в краткосрочном периоде фирма может продолжать свое производство, даже если Р<АТС, хотя Р>AVC , потому что ATC=AVC+AFC. Для долгосрочного периода это не возможно и отдельные фирмы покинут отрасль.



Это приводит к уменьшению предложения и повышению цены спроса(цена спроса-цена, по которой продается продукция фирмы на рынке) и тогда фирма покрывает средние общие издержки, но процесс выхода фирм из отрасли продолжится и превысит средние общие издержки. Оставшиеся в отрасли фирмы получат экономическую прибыль. Это явится сигналом для вхождения в отрасль новых фирм. Это приведет к снижению цены спроса и она лишь покроет средние общие издержки, а затем и цена спроса будет меньше средних общих издержек. Таким образом, в долгосрочном периоде вход и выход фирмы зависит от равенства цены спроса величине средних общих издержек. Фирма при совершенной конкуренции контролирует только один параметр-объем производства, учитывая при этом свои издержки и заданную рыночную цену.