ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы:
-
Проанализируйте материалы занятия. Создайте таблицу и перечислите основные этапы развития психологии в ее разделах. Охарактеризуйте в таблице кратко каждый этап. -
Люди еще в глубокой древности интересовались той стороной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая. В частности, в первобытном обществе было представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представлялась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимистические взгляды на психику: душа и тело существуют параллельно и независимо друг от друга). Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались? Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований? -
Кто автор идеалистической трактовки сознания? Как вы считаете, связана ли эта трактовка с рождением интроспекции как метода психологии? Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?) -
К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира. Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели, в конечном счете, к выводу о психике как субъективном образе объективного мира (перечислите основные вехи на этом пути).
Ответы:
Основные этапы в психологии | |
Античная психология (от лат. «Анима» - душа) VI в. до н.э. | Зарождение античной философии было обусловлено изменениями в материальной жизни, переходом от бронзы к железу в сфере производства, рабского труда, отделение ремесла от сельского хозяйства, классовой борьбы, приведшей к установлению рабовладельческой демократии. Фалес (VI в. до н.э.) считал, что первоосновой везде является вода. Анаксимен (V в. до н.э.) считал главным элементом мира воздух. |
Психология позднего Средневековья и эпохи Возрождения | Душа, исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Появление собственно психологического метода — интроспекции. |
Психология эпохи Нового времени | Бурный рост наук – философии, медицины, естествознания, но, прежде всего – «механических искусств». Сознание — его содержание и пути его формирования. |
Ассоцианистическая психология, конец XVIII - начало XIX в. — середина XIX в | Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии прежде всего — познавательные процессы, а также (в конце этого периода) и поведение Все явления человеческого духа выводятся. |
Немецкая психология XVIII-XIX веках | Разделение психических и физиологических процессов, вместе связания. Задача построить «экспериментальную физику души» не осуществилась. |
Становление психологии как самостоятельной науки (экспериментальная психология середина XIX – начало XX в.) | Разработка проблемы нервно-мышечных связей. Введение термина «рефлекс». Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы. |
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10-30-е гг. XX в. | Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, поток сознания (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики(гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология). |
Эволюция школ и направлений | Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология). |
2. Возникновение таких взглядов на природу психики было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В настоящее время анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи. То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований.В современных религиях анимизм представлен немного в другом виде, а именно в виде монотеизма – это вера в одного Бога – сверхъестественной сущности, создавшей всё и влияющей на всё в целом.
3. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III V вв н.э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.
Постоянно наблюдаемые противоречия в результатах интроспекции к 20-м годам 20 в. привели к пониманию того, что ошибки интроспекцииявляются следствием ее природы как обладающего определенной длительностью процесса наблюдений и выводов, подверженного соответствующим погрешностям.
В действительности же отход современной экспериментальной психологии от дуализма привел к отказу лишь от термина «интроспекция», а не от самого метода.
Последний в своем современном виде (не классическая интроспекция) используется, без соответствующего наименования, в: 1) феноменологических описаниях при исследовании перцепции, по преимуществу европейскими последователями гештальтпсихологии, феноменологической и экзистенциональной психологии; 2) в психофизике, при определении связей между психическими явлениями, обычно сенсорной природы, и стимулами, особенно при определении сенсорных порогов и построении шкал; 3) при самоотчетах пациентов в психиатрии и психоанализе, иногда при ассоциативных тестах (свободные ассоциации).
-
Анимизм, тотемизм; Гиппократ учение о темпераментах; Алкмеон: мозг – орган души; Анаксагор: «ум» как начало вещей; софисты: учителя мудрости; Сократ: познай самого себя; Платон: душа и царство идей; Аристотель: душа – способ организации тела; психологические воззрения в эпоху эллинизма; стоики; эпикурейцы; Гален; Плотин: понятие о рефлексии; Августин: понятие о внутреннем опыте; Рене Декарт: рефлексы и «страсти души»; Бенедикт Спиноза: Бог – Природа; Лейбниц: проблема бессознательного; Томас Гоббс: ассоциация идей; Джон Локк: два вида опыта; Гартли: основоположник ассоцианизма; Беркли: вещь как комплекс; Сеченов, Павлов — рефлексы как основа психологии поведения.
Работу выполнила: Кудинова Мария Валерьевна.