ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2021
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
Несовершенная конкуренция.
1.Характеристика несовершенной конкуренции
2.Чистая монополия: поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
3.Ценовая дискриминация
4. Естественная монополия
5.Антимонопольное законодательство
1) Характеристика несовершенной конкуренции
Для характеристики моделей несовершенной конкуренции необходимы такие критерии:
1)количество фирм, входящих в отрасль
2)характер производимой продукции(схожие, гомогенные)
3)входные барьеры при вступлении в отрасль
4)степень контроля или власть над ценой
Модели несовершенной конкуренции
Модели рынка несовершенной конкуренции |
Количество фирм в отрасли |
Характер продукции |
Входные барьеры |
Контроль над ценой |
чистая монополия |
одна фирма(отрасль представляется одной фирмой) |
однородная продукция, не имеющая субститутов |
высокие |
полный |
дуополия |
две фирмы |
однородная |
высокие |
частичный |
олигополия |
малое количество фирм |
однородная или с незначительной дифференциацией |
высокие |
частичный |
монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта |
множество фирм |
разнородная |
низкие |
слабый |
Входной барьер-это условие, которое затрудняет вступление новых фирм в отрасль. Основные виды входных барьеров:
1)Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы.
2)Правительство наделяет фирму исключительными правами, выдает лицензии на определенный вид деятельности(например почтовая служба и т.д.). Зачастую - это естественные монополии.
3)Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена или обладает исключительным правом на продажу лицензии, а это дает ей монопольные преимущества.
4)Эффект масштаба, т.е. преимущество крупного производства, что позволяет снижать издержки, увеличивая объем производства
5)Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (мафиозные структуры)
2) Чистая монополия: поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
В реальной действительности сложно найти ситуацию существования единственного производителя, который не имеет субститутов, поэтому использование термина монополия несколько условно и поэтому экономисты нашли этому термину замену, называя эту рыночную структуру ценоискателем, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции. В условиях чистой конкуренции продавец вступает в отношения только с покупателями его продукции. При совершенной конкуренции отдельная фирма не влияет на рыночную цену своего товара, цена диктуется рынком, поэтому данная фирма- ценополучатель и она увеличивает свою прибыль не путем влияния на цены, а при помощи такого производства, при котором разница между ТР и ТС максимальна. В случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой, масштабом и контролем над властью и он ищет такой уровень цены, при котором прибыль максимальна. При этом функция спроса задана ,и монополист не в состоянии изменить ее. Согласно закону спроса, при росте цены величина спроса падает и наоборот. Значит, если монополист повышает цену , он не может устанавливать и объем спроса. Значит, если он хочет продать дополнительную единицу продукции, он должен снизить цену.
совершенная конкуренция несовершенная конкуренция
Из графиков видно, что при совершенной конкуренции фирма может продать столько, сколько она хочет. При этом она не оказывает никакого влияния на рыночную цену, поэтому линия спроса горизонтальная. При несовершенной конкуренции кривая спроса имеет отрицательный наклон, т.к. чем большее количество товара реализует фирма, тем ниже должна быть цена. Горизонтальная линия спроса характеризует фирму как совершенного конкурента.
При анализе кривой спроса можно пользоваться двумя методами:
1)сравнением ТР и ТС
2)сравнением MR и MC
При увеличении объема производства валовой доход растет, несмотря на понижение цены, но начиная с какой-то дополнительной единицы, валовой доход начинает падать и проигрыш от снижения цен не компенсируется выигрышем от расширения продаж.
«Валовой доход и валовые издержки монополии»
Кривая TR при несовершенной конкуренции имеет холмообразный вид. Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, при котором разница между TR и TC максимальна.
Альтернативный способ определения максимальной прибыли - сопоставление MR и MC. В условиях совершенной конкуренции эта разница является величиной постоянной и заданной рынком. MR – дополнительный доход от продажи дополнительной единицы продукции. Фирма-ценополучатель будет производить каждую дополнительную единицу товара по одной той же неизменной цене, т.е. MR=P. При несовершенной конкуренции MR будет снижаться быстрее, чем спрос, т.е. в условиях несовершенной конкуренции MR<P.
В случае линейной кривой спроса, кривая MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спроса при нулевой цене. Вспоминаем совершенную конкуренцию : при равновесии фирмы MC=P, в то же время MC=MR=P и достижение фирмы равновесия требует выполнения двух условий:
1) MR=MC
2) MC=MR=P=AC
Максимальный размер прибыли определяется по правилу 2(поведение фирмы) при сравнении МR и MC. Смотрим на график номер 3. Если на графике 3 провести касательные к точкам А и В, их одинаковый наклон и свидетельствует о том, что MR=MC. В этом случае прибыль максимальна. В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (MR=MC) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена выше МС, а при совершенной конкуренции MC=MR=P=AC. При несовершенной конкуренции MC=MR<AC<P. Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса. Прибыль можно определить , сравнивая TR и TC или MR и MC.
На рисунке 5 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е. Проводим вертикальную прямую до Д и узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль, эта цена установится на уровне Е1 . Затемненный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли. При совершенной конкуренции фирма производила бы объем продукции, равный Q2 . При чистой монополии фирма производит меньший объем продукции, равный Q1 . Монопольная прибыль могла бы исчезнуть , если бы барьеры для вхождения в отрасль не были такими высокими (как при монополистической конкуренции) . При чистой монополии барьеры очень высокие, поэтому монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. Значит, наличие монопольной власти приводит к фиксации монопольной прибыли, но эта власть различна. Для ее измерения используется индекс Лернера: L=Р-МС/P. Индекс показывает, чем больше разрыв между Р и МС, тем больше степень монопольной власти. Величина L находится в промежутке от нуля до единицы. При совершенной конкуренции Р=МС и тогда L=0.
3) Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация - это продажа одного и того же товара разным потребителям или их группам по разным ценам, при чем цена совершенно не зависит от изменения издержек производства. Ценовая дискриминация бывает 3 видов:
Дискриминация первой степени (совершенная ценовая дискриминация). Здесь монополист продает каждую единицу продукции каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той, которую согласен заплатить покупатель. Пусть МС равно константе. При проведении такой дискриминации монополист продает каждую единицу товара Q1 по цене Р1 , Q2 по цене Р2 и т.д. Т.е. продавец «выжимает» из покупателя максимум того, что покупатель готов заплатить. Однако данная дискриминация встречается редко, потому что монополист должен быть проницательным и уловить ,на какую цену согласен покупатель. поэтому существует ценовая дискриминация второй степени, когда устанавливаются различные цены в зависимости от количества покупаемой продукции (например различные тарифы на метро в зависимости от количества поездок). Ценовая дискриминация третей степени , когда монополист продает товара различным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Для этого монополист должен очень грамотно сегментировать (разделять) рынок данного товара на сегменты в зависимости от покупательной способности людей, т.е. он создает как бы дорогой и дешевый рынки одного и того же товара. На дорогом рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличить выручку за счет роста цен. На дешевом рынке спрос высокоэластичен, а это дает возможность увеличить общую выручку за счет продаж большого количества товара по более низкой цене.
Например ценовая дискриминация третей степени применяется при установлении различных цен на гостиничные номера, на блюда в ресторане(днем одна цена, а вечером другая).
4) Естественная монополия
В некоторых отраслях экономики более эффективна организация производства на основе одной фирмы, а наличие фирм-конкурентов существенно увеличивало бы затраты на производство данного вида товара. Отрасль, в которой деятельность одной фирмы более эффективна, нежели нескольких фирм, называется естественной монополией. Эта фирма может целиком обеспечивать спрос на продукцию данного вида. Ситуация естественной монополии порождается технологией, применяющей значительный объем постоянного капитала, что увеличивает постоянные издержки. Разделение выпуска между несколькими производителями привело бы к тому, что масштабы их производства были бы менее эффективны и малы, по сравнению с функционированием одной фирмы. К таким отраслям относят большинство предприятий общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание(водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и т.д.), а также предприятия телефонной связи , железнодорожного и трубопроводного транспорта. Эти производства выделяются в отдельную группу, в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Также фирмы могут легко расширить количество потребителей в данном регионе , и создание новой дополнительной компании по их обслуживанию обходилось бы слишком дорого. Например: здравый смысл подсказывает, что легче пользоваться одной линией электропередачи, чем тянуть вторую альтернативную. Предоставление той или иной компанией исключительных монопольных прав вызывает необходимость устанавливать государственный контроль над деятельностью этих монополий. В большинстве стран эти отрасли находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. Цены на продукцию этих монополий устанавливаются государством.
Существует ряд правил:
1)Прибыль естественной монополии не должна значительно превышать нормальную прибыль на вложенный капитал. Ценовое регулирование отрасли естественного монополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при котором производитель возмещает свои издержки и получает прибыль на вложенный капитал.
2)Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства, поэтому необходимо проверять обоснованность расходов фирм, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов-это установление постоянной цены на длительный промежуток времени.
3)Цены должны устанавливаться на уровне максимально близкого к предельным издержкам . Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек (LMC) обуславливают рост чистых потерь общества. В некоторых отраслях одним из способов, с помощью которого можно добиться такого баланса, является использование двухкомпонентного (гибкого) тарифа. Прекращение деятельности естественных монополий может произойти лишь естественным путем в результате изменения технологии производства.
5) Антимонопольное законодательство
Монополии возникли в конце 19 века. Чистые монополии возникли по двум причинам:
1) Произошла структурная перестройка в отраслях промышленности в связи с колоссальными научными открытиями. Раньше капитал вкладывался в отрасли легкой промышленности, они менее фондоёмки, в них короче период оборота капитала и для организации производства нужно было меньше начального капитала и отдельные фирмы это могли обеспечить. В связи с научными открытиями более приоритетными стали отрасли тяжелой промышленности. Они более фондоемкие, имеют длительный период оборота капитала, у них медленнее формируется прибыль, и отдельным фирмам уже было трудно развивать производство только за счет собственных средств. Фирмы начинают объединять свои капиталы. В итоге появляются крупнейшие предприятия, происходит централизация производства и капитала. Она способствует концентрации производства и капитала, т.е. происходит капитализация все большей части прибыли.
2) Монополия вырастает из конкуренции. В это время происходит целый ряд экономических кризисов:
а)Кризис 1825 года, потому что производство становится все более общественным. Это приведет к тому, что менее конкурентоспособные фирмы разоряются и поглощаются более конкуренто-способными фирмами. В итоге возникают крупные предприятия-монополии. Возникнув из конкуренции, монополия потом ее подавляет. Крупные предприятия , которые возникли по двум причинам, начинают диктовать условия экономике, поэтому государство принимает антимонопольные законы. Наиболее разработанная антимонопольная политика осуществляется в США. Она базируется на трех законодательных актах:
1)Закон Шермана (1890 год) : запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах, единоличный контроль в той или иной отрасли.
2)Закон Клейтона (1914 год) : запрещалась ценовая дискриминация (не везде), договоренности в области сбыта.
3)Закон Робенсона-Пэтмэна (1936 год) : запрещалась ценовая дискриминация, применение «ножниц-цен».
В 1959 году к закону Клейтона применили поправку «Селлера-Кефовера» . По Клейтону запрещались горизонтальные слияния, затем в связи с данной поправкой запрещались вертикальные слияния.
Еще в начале 20 века в России в 1908 была попытка принять антимонопольный закон. И только в 1991 года появился закон о борьбе с монополией и недобросовестной конкуренцией. Основной закон в РФ был принят в 2006 году. Он называется «Закон о конкуренции». В 1995 году «Закон о естественных монополиях». Следить за выполнением законов призвано министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Цель антимонопольной политики: пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение конкуренции. Антимонопольное регулирование имеет два направления:
1)структурное (связано с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновения или устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов)
2)функциональное (нацелено на содействие развитию конкуренции на товарных рынках)
По законодательству РФ доминирующим является то предприятие, если его доля на рынке более 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Они должны декларировать увеличение или снижение цены и объема производства. Не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке. Данное министерство контролирует процесс слияния и поглощения предприятий. Если объединяются предприятия, совокупная доля которых на рынке боле 35%, то министерство вправе такое слияние запретить. Кроме того , применяется разукрупнение предприятий. Одной из сфер деятельности антимонопольных органов является регулирование деятельности естественный монополий. Сформирован их реестр. Он выглядит так:
-транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;
-транспортировка газа по трубопроводам;
-железнодорожные перевозки;
-услуги транспортных терминалов;
-услуги электросвязи и почтовой связи;
-услуги по передаче электроэнергии;
-услуги по передаче тепловой энергии;
-инфраструктура внутренних водных путей.
Сложность регулирования цен естественной монополии заключается в том, что низкая платежеспособность потребителей не позволяет устанавливать цены на уровне мировых, поэтому государство устанавливает «потолок цен», выше которого естественные монополии их поднимать не могут. В период экономического кризиса правительство повышает допустимую долю продукции фирм на рынке (раньше эта доля была 35%, а сейчас 65%). Это очень высокая доля по сравнению с западными странами. Причина: низкая конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с мировым рынком. Уже в 2006 году доминирующим стало признаваться положение фирмы, если ее доля на рынке составляет 56%. Таким образом, по мере адаптации российской экономики к условиям открытой рыночной системы ,государственное регулирование в отношении монополии в РФ будет ужесточаться.