Файл: 1. Закономерности отклоняющегося развития, нарушающие процесс социализации ребенка Актуальность проблемы.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Закономерности отклоняющегося развития, нарушающие процесс социализации ребенка
Актуальность проблемы
  • В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания: психологов, философов, социологов, педагогов, социальных психологов и т. д.
  • Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
  • Проблема социализации детей с нарушениями психического и физического развития в настоящее время весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении. 
  • Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций.
  • В настоящее время принято несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития.
Варианты дизонтогенеза
  •  задержка психического развития (замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах);
  • умственная отсталость (олигофрения, деменция);
  •  нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы);
  • ранний детский аутизм;
  • стойкая врожденная или приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патохарактерологическое формирование личности).
  • Современными исследованиями выделен еще один вариант дизонтогенеза – психосоматический, при котором отклонения в развитии обусловлены соматическими заболеваниями, имеющими психогенную природу 
  •  .
Особенности развития - первая проблема
  • для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
  • Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
  • Впервые это было обозначено как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.

  • В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
  • Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.
  • Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
  • Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
Положительные закономерности
  • Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.
  • Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.
  • Вот почему так важно помочь этим детям
    социализироваться

Социализация
  • АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
  • В процессе становления личности социализация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.).
  • Социализация аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. 
  • Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.
  • Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения, это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка  
  • Поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
  • Адаптация детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования   Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солонда- ев В. К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В  
Главная проблема – социальная политика
  • Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов с о сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является результатом не только субъективного фактора, связанного с физическим и психическим здоровьем , но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционирует существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.  

Вторая проблема -игнорирование
  • Сегодня остро стоит проблема социологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы. Во многом это обусловлено не только научными и практическими потребностями, но, и в большей степени, теми трансформационными процессами в современном обществе, которые усиливают расслоение населения, социально-статусную дифференциацию, изменение социальной структуры общества.
  • Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации этой группы населения, то следует заметить, что в настоящее время лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью.
Третья проблема - предрассудки
  • Они не посещают детские сады и школы из-за семейных и социально-педагогических барьеров. Представители местных органов государственного управления, руководители, педагоги дошкольных учреждений, школ, родители и сами дети на сегодняшний день не готовы к принятию идей инклюзивного образования.
  • Имеет место разобщенность в действиях местных органов государственного управления, НПО, общественности по возвращению детей в школу; отсутствие социально-правового и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, не посещающего школу
Четвёртая проблема - семья
  • К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция.
  • Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.