Файл: 1. Закономерности отклоняющегося развития, нарушающие процесс социализации ребенка Актуальность проблемы.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Закономерности отклоняющегося развития, нарушающие процесс социализации ребенка
Актуальность проблемы
Социализация
Вторая проблема -игнорирование
Актуальность проблемы
- В настоящие время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания: психологов, философов, социологов, педагогов, социальных психологов и т. д.
- Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социализации.
- Проблема социализации детей с нарушениями психического и физического развития в настоящее время весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.
- Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций.
- В настоящее время принято несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития.
- задержка психического развития (замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних этапах);
- умственная отсталость (олигофрения, деменция);
- нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
- тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы);
- ранний детский аутизм;
- стойкая врожденная или приобретенная диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере (психопатии, патохарактерологическое формирование личности).
- Современными исследованиями выделен еще один вариант дизонтогенеза – психосоматический, при котором отклонения в развитии обусловлены соматическими заболеваниями, имеющими психогенную природу .
- для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.
- Общей закономерностью для всех аномальных детей являются затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми.
- Впервые это было обозначено как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. Дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания.
- В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.
- Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления, в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении.
- Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов – различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации и обеднению социального опыта.
- Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.
- Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.
- Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезая совсем или приобретая иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям. Вот почему так важно помочь этим детям
социализироваться
Социализация
- АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
- В процессе становления личности социализация происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.).
- Социализация аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми.
- Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении.
- Социальная среда – это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения, это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка
- Поэтому проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал.
- Адаптация детей с нарушениями в развитии в обществе не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солонда- ев В. К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В
- Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов с о сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема является результатом не только субъективного фактора, связанного с физическим и психическим здоровьем , но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционирует существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Вторая проблема -игнорирование
- Сегодня остро стоит проблема социологического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья как особой социальной группы. Во многом это обусловлено не только научными и практическими потребностями, но, и в большей степени, теми трансформационными процессами в современном обществе, которые усиливают расслоение населения, социально-статусную дифференциацию, изменение социальной структуры общества.
- Если говорить о проблеме личностной и социальной самореализации этой группы населения, то следует заметить, что в настоящее время лишь небольшая часть людей, имеющих проблемы со здоровьем, может получить высшее образование, найти работу, создать семью.
- Они не посещают детские сады и школы из-за семейных и социально-педагогических барьеров. Представители местных органов государственного управления, руководители, педагоги дошкольных учреждений, школ, родители и сами дети на сегодняшний день не готовы к принятию идей инклюзивного образования.
- Имеет место разобщенность в действиях местных органов государственного управления, НПО, общественности по возвращению детей в школу; отсутствие социально-правового и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, не посещающего школу
- К детям с ограниченными возможностями в семьях, как правило, предъявляется заниженные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, гиперпротекция.
- Ребенку обычно не предоставляется возможности проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т. д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.